Найти в Дзене

Неявные результаты психотерапии, которые изменили мою жизнь к лучшему

Конечно, нам хочется оценивать результаты психотерапии через внешнее, поскольку оно более заметное, явное и его действительно легче увидеть, но мне хочется поделиться теми результатами психотерапии, которые кажутся не такими явными и заметными, но при этом они не менее важные и по сути оказываются более стойкими и ценными.  1. Я научилась смотреть в свое отражение, не оценивая себя.  Когда нас не отражали важными и ценными, когда нас не замечали близкие и важные люди, мы имеем весьма смутное представление о себе. И это отражается в том числе в том, как мы смотрим на себя в зеркало и как воспринимаем свое отражение в нем.  Видим ли мы себя целиком или начинаем нападать на свои «несовершенства»?  Можем ли улыбаться и рассматривать свое отражение без критической оценки, замечая свои уникальные черты? В процессе терапии наше отражение в зеркале правда может начать меняться. Меняемся ли мы внешне на самом деле? Нет. Меняется наше внутренне отношение и восприятие себя, поэтому нам може

Конечно, нам хочется оценивать результаты психотерапии через внешнее, поскольку оно более заметное, явное и его действительно легче увидеть, но мне хочется поделиться теми результатами психотерапии, которые кажутся не такими явными и заметными, но при этом они не менее важные и по сути оказываются более стойкими и ценными. 

1. Я научилась смотреть в свое отражение, не оценивая себя. 

Когда нас не отражали важными и ценными, когда нас не замечали близкие и важные люди, мы имеем весьма смутное представление о себе. И это отражается в том числе в том, как мы смотрим на себя в зеркало и как воспринимаем свое отражение в нем. 

Видим ли мы себя целиком или начинаем нападать на свои «несовершенства»? 

Можем ли улыбаться и рассматривать свое отражение без критической оценки, замечая свои уникальные черты?

В процессе терапии наше отражение в зеркале правда может начать меняться. Меняемся ли мы внешне на самом деле? Нет. Меняется наше внутренне отношение и восприятие себя, поэтому нам может казаться, что мы стали выглядеть иначе, даже похорошели как-то. 

2. Я смогла развернуть свою агрессию в другую сторону. 

Злость и агрессию, которые я испытывала в ответ на то, что меня не слышат, не понимают, не замечают я могла переживать через: 

- атаку на себя (вина);

- атаку на другого (гнев)

По-другому обходиться со своей агрессией (вполне обоснованной во многих случаях) я не умела. Поэтому агрессия и гнев были такими разрушительными, а чувство вины таким невыносимым. От них хотелось спрятаться и закрыться, поэтому злость подавлялась практически сразу, но при этом копилось напряжение, чувство тревоги и стыда. 

В процессе терапии я поняла, злость можно не давить, о ней можно говорить, говорить о ней в контакте с другим и это (о чудо!) только сближает, потому что открывает возможность для выражения не только Вашей злости (и других сложных, «негативных» чувств), но и для выражения сложных чувств партнера (которые у него тоже есть). Это приводит не к разрыву отношений, как мы боимся, а к подлинной близости, о которой мы так мечтаем, но которой и сильнее всего. 

3. Моя жизнь не стала проще, она стала понятнее. 

Я поняла, почему я так чувствую, реагирую, выбираю, я стала больше принимать и выдерживать ту реальность, в которой я живу. Не убегать от нее в диссоциацию, отрицание, идеализацию/обесценивание или нарциссические фантазии о всемогуществе и идеальности. 

Жизнь стала интереснее, поскольку в ней появились разные оттенки и грани не только условно хорошего, но и другого, того «плохого» от чего хотелось спрятаться, убежать, не соприкасаться, не проживать. 

По сути понятия «хорошего» и «плохого» стали размытыми, то хорошее к чему я так стремилась потеряло свои идеализированные черты. Я поняла, сила, мощь, отстраненность, власть, неуязвимость, контроль были про мою защиту, а не про реальную меня, какой я хотела бы (и стремилась!) стать. 

Что моя слабость, уязвимость, зависимость, чувствительность не стыд и позор, а я ИСТИННАЯ, которая не может всегда выигрывать, побеждать, справляться, быть в хорошем настроении, улыбаться, достигать. И я принимаю это как ту реальность, в которой меня можно любить и выбирать не только когда я сильная, ресурсная, активная, справляющаяся и веселая.

4. Я избавилась от мысли, что себя нужно «проработать», «улучшить», «изменить».

Ох, сколько оскомин набила я на пути своей «проработки», сколько времени и сил понадобилось, чтобы понять: нарциссическую, истерическую, мазохистическую или депрессивную части не надо «прорабатывать» или «лечить» (пытаясь таким образом избавиться от них). 

Это невозможно, друзья мои, хотя бы потому что это основа Вашей личности и способа обращения с миром, построения отношений. И да, мы будем использовать свои привычные стратегии, а иногда и вовсе проваливаться в нарциссическую или депрессивную историю, и это важно осознать и принять. 

Принять не значит согласиться, что вот я такой уж уродился и ничего с этим не поделаешь. 

Принять значит признать свои особенности и способы общения с миром и собой, замечать, где, когда и как глубоко я провалился в свою травму и что я чувствую.

Нападаю ли на себя привычно и критикую или утопаю в ощущении ничтожности, смакуя свое бессилие? 

Заметить значит сделать то, что было неосознанно осознанным, добавить немного критического взгляда («Так ли я беспомощен сейчас?») и возможность выбрать иное поведение, реакцию, тем самым расширив свое представление о себе («Не так уж я и бессилен», «Я могу выбирать», «Я могу влиять»)

Замеченные и присвоенные нарциссические, депрессивные, мазохистические и другие части дают нам ощущения наполненности («Я разный, я не пустой»), стабильности («Я знаю и понимаю себя, а значит я могу опираться на себя или попросить о помощи когда мне надо»), устойчивости (чужое мнение или критика не разрушают меня) и уникальности (что делает нас такими живыми и привлекательными для себя и других).

Какой пункт отозвался больше всего?

#терапия

#психотерапия