Найти в Дзене
Дельные советы

А-50: Летающая тарелка которая видит всё. Самый зоркий глаз России, о котором вы не знали

Представьте, что вы играете в масштабные прятки. Одна команда мастера камуфляжа, прячут танки в лесах, самолеты на замаскированных аэродромах, корабли где-то в морской дали. А у вас есть друг, который залез на самое высокое дерево с супермощным биноклем и рацией. Он не играет, он работает. Он видит всех. И он шепчет вам на ухо: Вон тот куст на опушке не куст, а танк. А та тучка на горизонте вовсе не тучка, а вражеский истребител.

Вот этот друг с магическим биноклем и есть герой нашей статьи самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50. А его супербинокль это огромный гриб-антенна на спине, который делает его похожим на летающую тарелку пришельцев. Только пришельцы тут ни при чем все технологии наши, земные, и от того еще более впечатляющие.

-2

Давайте разберемся, почему этот летающий радар один из самых важных, дорогих и засекреченных самолетов в небе, и при чем тут вообще гигантские грибы.

Откуда что взялось: Пассажирский лайнер, который решил стать всевидящим оком

В основе А-50 лежит не какой-то специально сконструированный монстр, а вполне себе гражданский и очень надежный военно-транспортный самолет Ил-76. Представьте себе грузовик Урал. А теперь представьте, что его кабину превратили в суперкомпьютерный центр, а в кузове разместили ядерный реактор. Примерно так и поступили советские инженеры.

Они взяли проверенную рабочую лошадку Ил-76, выкинули из него все грузовое нутро, и начинили самым сложным радиоэлектронным оборудованием, какое только могли придумать в конце 70-х. Получился не просто самолет, а настоящий воздушный командный пункт.

-3

Экипаж у него тоже не простой. Летчики, которые управляют этой махиной это элита. А за их спинами трудятся десятки специалистов: операторы радиолокационных станций, инженеры, офицеры наведения. Их работа не пилотирование, а анализ гигабайтов информации, которая льется на них с радаров.

Шмель на спине: Почему он такой некрасивый?

Внешне А-50 легко опознать по тому самому гигантскому диску диаметром 9 метров, который припаркован у него на фюзеляже. Этот диск радиопрозрачный обтекатель. Проще говоря, это колпак, под которым скрывается мощнейшая антенна радиолокационной станции Шмель.

Почему Шмель? Наверное, потому, что он тоже жужжит и его лучше не злить. Эта станция главный орган зрения самолета.

Что же он может, этот Шмель?

1. Видеть далеко. Очень далеко. Он способен обнаружить истребитель размером с МиГ-29 на расстоянии до 300 км. Крупные надводные цели (например, авианосец, который тоже не спрячешь в карман) и за 400 км.

2. Видеть много. Одновременно он может сопровождать до 150 целей. Представьте: 150 самолетов, ракет, кораблей и про каждого он знает, где он, куда и с какой скоростью движется.

3. Командовать. Это не просто увидел передал. А-50 может самостоятельно наводить на цели свои истребители, выдавая им целеуказание. Ваш друг на дереве не просто кричит Вон там враг!, а говорит вашему лучшему бойцу: Подойди на 200 метров левее большого дуба, подними ствол на 5 градусов и стреляй попадешь точно в цель, которую ты даже не видишь. Это в разы увеличивает эффективность всей авиации.

-4

И самое главное он все это делает, находясь в безопасности за сотни километров от линии фронта, на своей территории.

Без юмора никуда: Жизнь на борту летающей тарелки

Работа на А-50 это вам не романтика истребителей с их выше только звезды. Это тяжелый, монотонный, но невероятно ответственный труд.

Тишина должна быть! Внутри самолета десятки людей и тонны аппаратуры. Кричать Смотрите, истребитель! бесполезно никто не услышит из-за гула систем кондиционирования (а охлаждать эти компьютеры надо от души) и наушников. Общение с помощью внутренней связи и жестов.

Диета оператора. Полет длится много часов. Еду экипажу привозят в термосах. И представьте: сидит оператор, в наушниках кричат данные о десятках целей, а ему надо аккуратно разливать по стаканчикам горячий чай, чтобы не пролить на клавиатуру стоимостью в несколько бюджетов небольшого города. Это высшая степень концентрации.

Гриб всему голова. Ходят легенды, что при особо удачной посадке этот самый гриб-обтекатель можно словить на капусту. Шутка, конечно! Но техники действительно относятся к нему с благоговейным трепетом. Любая царапина, скол или загрязнение могут ухудшить зрение всего самолета.

Почему он до сих пор актуален?

А-50 в 1978 году. Вы только вдумайтесь! Эпоха диско, магнитофонов и первых домашних компьютеров. Казалось бы, его технологии должны были безнадежно устареть. Но нет.

Его постоянно модернизируют. Последняя версия А-50У это уже совсем другой уровень. Старые мониторы с зелеными экранами заменили на современные цифровые дисплеи, мозги стали мощнее в разы, улучшили эргономику и комфорт для экипажа. Это как взять легендарный автомобиль Волга ГАЗ-21, и под его капот поставить двигатель от современного спорткара, а внутрь крутой мультимедийный комплекс с автопилотом. Выглядит классикой, а едет и работает как суперкар.

-5

Главная его сила не в скорости или маневренности, а в информации. В современной войне тот, кто владеет информацией, владеет миром. А тот, кто владеет информацией с воздуха на сотни километров вокруг владеет небом. А-50 это краеугольный камень всей системы ПВО и авиации, умножитель силы, который делает всю армию умнее, зорче и смертоноснее.

Так что в следующий раз, когда увидите в новостях кадры с этой неказистой, но величественной летающей тарелкой, знайте: где-то там, высоко в небе, команда лучших специалистов не спит, чтобы спать спокойно могли мы.

А что вы думаете о таких самолетах?

Кажется ли вам такая работа на грани фантастики или это просто рутина?Как, по-вашему, изменится роль таких летающих радаров с приходом искусственного интеллекта? Делитесь мнениями в комментариях! Обсудим эту невероятную машину вместе.