Без НДС было бы не сладко. В прошлом году каждый третий рубль с него пришел в бюджет каждый третий рубль — 37% от всех поступлений или 13,5 трлн рублей. Поднимаем ставку на 2%, и будет 14,9 трлн. Просто из воздуха, без сопутствующего роста налоговой базы.
Есть страны, где умудряются эффективно сводить кассу без высокого налога на добавленную стоимость, который лишь формально считается налогом с бизнеса. На деле мы видим его в каждом чеке под надписью «в том числе НДС», при любой покупке. И — платим из собственного кармана.
Я насчитал 37 стран, где ставка НДС составляет в 2025 году 10% и менее. Страны разные: бедные и богатые, успешные и не очень, с развитой промышленностью и без оной. Понятно, что опыт Эритреи или Лихтенштейна нам вряд ли пригодится. Но есть в этом обширном списке и похожие на нас по структуре или масштабам экономики и особенностям ее развития. Вот их я и предлагаю рассмотреть.
Япония — НДС 10%
Экономика Японии высокоразвитая, технологичная, с сильным экспортом (причем сложных товаров — автомобили, электроника, робототехника) и высокой производительностью труда. Японский бюджет формируется в основном за счет прямых налогов на доходы жителей и бизнеса, а не за счет косвенного налогообложения потребления.
Основных источников у казны два:
- Налог на доходы, ставка которого достигает 55,95% с учетом префектурного сбора. Это один из высочайших показателей среди развитых стран. Доходы обычного японца облагаются по ставкам от 5% до 40%, обеспечивая стабильный и значительный приток средств.
- Налог на прибыль корпораций. Тут японцы нашли способ и своему бизнесу помочь, и приток денег обеспечить: ставка для японских компаний колеблется в районе 20-30%, а для иностранных компаний может достигать 41%. Учитывая масштабы японского промышленного и технологического экспорта, это колоссальные вливания в бюджет.
Бюджет формируется не с потребителей, а с создателей добавленной стоимости. Система работает потому, что в стране много тех, кто много зарабатывает и, следовательно, много платит.
Австралия — НДС 10%
Экономическая модель австралийцев в силу разнообразных природных богатств кажется близкой к нашей. Разница в том, что это уже постиндустриальная экономика, пусть и с мощным сырьевым сектором. Интересно, что австралийский экспорт ориентирован в основном на Азию, в первую очередь идет в Китай.
В Австралии высокие доходы и у населения, и у бизнеса. По подоходному налогу прогрессивная шкала с максимальной ставкой 45%. У рядовых австралийцев дохода под такую ставку нет, разумеется. С обычной зарплаты в среднем придется отдать примерно 15%.
Основа доходов бюджета — не люди, а компании. Это два источника:
- Налог на прибыль компаний. Стандартная ставка составляет 30%.
- Налоги на ресурсы. Австралия — крупный экспортер угля, железной руды, газа. Бизнес добывает ресурсы и платит за это специальные роялти, которые напрямую идут в бюджеты на местном и общеавстралийском уровне. И это помимо налогов, которые смотри пункт первый.
В итоге низкий НДС поддерживает внутреннее потребление, а масштабные экспортные операции наполняют казну.
Вьетнам — 10%
Формально 10%, но по факту — 8%, потому что для поддержки покупательной способности населения НДС временно снизили (до конца 2026 года). Вьетнам — динамично развивающаяся промышленная экономика с привлечением иностранных инвестиций. Бюджет во многом зависит от темпов роста и объема внешней торговли. Население там небогатое, оно пока источник расходов для казны, а не дохода.
Откуда в казне деньги? Работают над ростом налоговой базы: растущий валовый продукт означает рост доходов компаний, а, следовательно, и рост поступлений от налогов на эти доходы. А еще Вьетнам зарабатывает на таможенных сборах. Это страна с активно развивающейся промышленностью и растущим объемом внешней торговли, плюс транзит — товарный движ всегда несет денежку.
Иран — 9%
Особый случай, похожий (и не похожий) на нас. Это пример экономики, где налоги с потребления играют второстепенную роль, а основным источником доходов бюджета на протяжении десятилетий являются нефтяные доходы.
Даже когда добыча снизилась, цена упала, а продать добытое особо некому, Иран не стал поднимать НДС. Для местной системы это не просто налог, а инструмент поддержания социальной и ценовой стабильности. Иранцы в основной своей массе бедны, и пока это не изменится, перекладывать финансирование бюджета на их плечи жестоко и бессмысленно.
Швейцария — 8,1%
Воистину, уникальная страна. Нигде в мире нет таких высоких зарплат, как в Швейцарии. Высший технологический уклад с плодами его… Это высокотехнологичная экономика с доминированием сектора финансовых услуг, биохимии и производства товаров премиум-класса. Низкий НДС отчасти компенсируется высокими местными налогами и колоссальными поступлениями от финансового и корпоративного секторов.
Бюджетная модель Швейцарии уникальна, ее не реализуешь в другом месте. Основана на трех китах:
- Высокие доходы населения. Подоходные налоги в Швейцарии взимаются на трех уровнях: федеральном, кантональном и муниципальном. Фактическая налоговая нагрузка на физических лиц очень высока, хотя федеральные ставки являются прогрессивными и не такие запредельные, как в Японии. Максимум 40%.
- Налоги с бизнеса. Как и в других странах, корпоративный налог — ключевой источник. Но в Швейцарии ставки также устанавливаются кантонами и могут быть весьма привлекательными для международных компаний, что, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу.
- Финансовый сектор. Банки и страхование — краеугольный камень экономики. Они приносят огромные прямые (налог на прибыль) и косвенные (налоги с зарплат высокооплачиваемых сотрудников) доходы в казну.
Канада — 5%
Канадская система интересна тем, что НДС у них по сути два. Один общий по стране, 5%. Второй могут добавлять провинции, наполняя им свой бюджет. Пользуются этим правом не все провинции, но в том же Онтарио суммарный НДС 15%. Впрочем, всегда можно поселиться там, где с тебя возьмут всего 5%, потому я и включил Канаду в свое исследование.
У Канады диверсифицированная постиндустриальная экономика с мощным сырьевым сектором, тесно интегрированная с американской. Система налогообложения интересная, такая модель могла бы и у нас прижиться. Она децентрализована, значительные полномочия и доходы отданы на уровень провинций.
Канадский бюджет в условиях скромного налога на потребление наполняется благодаря:
- Прогрессивной шкале подоходного налога. На уровне страны ставка составляет от 15% до 33%. К этому добавляются провинциальные подоходные налоги, которые могут быть столь же высокими (например, в Квебеке верхняя планка достигает 25,75%).
- Налогам на прибыль корпораций. Федеральная ставка — 15%, плюс провинциальные налоги, что в сумме дает около 25-30% в зависимости от провинции.
- Доходам от природных ресурсов. Как и Австралия, Канада — крупный экспортер энергоносителей, леса, минералов. Роялти и налоги с этого сектора — жизненно важный источник наполнения казны.
Вообще без НДС живут американцы, но у них есть аналог — налог с продаж. Американские особенности и почему они отказались от НДС рассмотрим отдельно, если увижу интерес к теме. Поддержите лайками, подписывайтесь!