Найти в Дзене
Заблуждения и факты

Не тот, кем кажется: 6 фактов об Иване Грозном, которые заставят вас усомниться в школьных учебниках

Иван Грозный — одна из самых узнаваемых фигур в русской истории. Его образ кажется нам завершенным и понятным: жестокий тиран, основатель опричнины, убийца собственного сына. Эта картинка, знакомая со школьной скамьи, прочно укоренилась в массовом сознании. Но так ли все однозначно? Современные историки все чаще говорят о том, что настоящий Иван IV Васильевич скрыт от нас за плотной стеной мифов. Как метко выразился профессор Александр Филюшкин, между нами и XVI веком вырос целый город, застроенный книгами, картинами, фильмами и политическими интерпретациями. За этим нагромождением образов самого царя уже почти не видно. Он потерялся в лабиринте чужих мнений, созданных как его врагами, так и потомками, преследовавшими собственные цели. Давайте попробуем заглянуть за эту стену и разобрать несколько самых удивительных фактов об Иване Грозном, основанных на современных исследованиях. Эти факты показывают, насколько сложной и загадочной была та эпоха, и как сильно наш взгляд на нее отличае
Оглавление

Вступление: За стеной мифов

Иван Грозный — одна из самых узнаваемых фигур в русской истории. Его образ кажется нам завершенным и понятным: жестокий тиран, основатель опричнины, убийца собственного сына. Эта картинка, знакомая со школьной скамьи, прочно укоренилась в массовом сознании. Но так ли все однозначно?

Современные историки все чаще говорят о том, что настоящий Иван IV Васильевич скрыт от нас за плотной стеной мифов. Как метко выразился профессор Александр Филюшкин, между нами и XVI веком вырос целый город, застроенный книгами, картинами, фильмами и политическими интерпретациями. За этим нагромождением образов самого царя уже почти не видно. Он потерялся в лабиринте чужих мнений, созданных как его врагами, так и потомками, преследовавшими собственные цели.

Давайте попробуем заглянуть за эту стену и разобрать несколько самых удивительных фактов об Иване Грозном, основанных на современных исследованиях. Эти факты показывают, насколько сложной и загадочной была та эпоха, и как сильно наш взгляд на нее отличается от исторической реальности.

1. Комплекс самозванца: был ли царь «настоящим»?

Мало кто знает, что все детство и юность будущего царя прошли под гнетом слухов, ставивших под сомнение его право на престол. Этот постоянный психологический прессинг мог стать одним из ключей к формированию его «грозного» характера. Давление шло с двух сторон:

Тайна старшего брата. Первая жена его отца, Василия III, Соломония Сабурова, была насильно пострижена в монахини из-за бездетности. Однако упорно ходил слух, что в монастыре она родила сына — законного первенца. Говорили, что мальчика спрятали, и он, а не Иван, был настоящим наследником. Этот слух был настолько живуч, что Иван Грозный, по свидетельствам иностранцев, всю жизнь искал этого потенциального соперника.

Сомнения в отцовстве. Пять лет брака Василия III с Еленой Глинской, матерью Ивана, оставались бездетными. Когда же Иван родился, поползли слухи, что его настоящий отец — не престарелый великий князь, а фаворит Елены, князь Иван Овчина-Телепнев-Оболенский. Прямых доказательств этому нет, но любопытная деталь добавляет огня в эту историческую сплетню: родовые прозвища князей Телепневых-Оболенских — «Телепень», «Лопата», «Немой», «Лопух» — указывают на возможную наследственную историю «вариаций в поведении». Это, конечно, лишь косвенное соображение, но оно дает пищу для размышлений о генетических корнях знаменитой неуравновешенности самого Ивана IV.

Эти два «комплекса» — страх наличия более законного наследника и сомнения в собственном происхождении — висели над Иваном дамокловым мечом. Постоянная необходимость доказывать себе и окружающим, что он «настоящий» и полноценный правитель, вполне могла стать одной из причин его будущей подозрительности и жестокости.

2. Царская паранойя оказалась правдой: отравления были реальны

Иван Грозный постоянно обвинял бояр в заговорах. Он утверждал, что они отравили его мать Елену Глинскую, а затем и его первую, горячо любимую жену Анастасию Романову. Долгое время историки считали эти обвинения проявлением болезненной мнительности царя и удобным предлогом для репрессий.

Однако здесь нас ждет настоящее открытие. Современная судебно-медицинская экспертиза останков показала шокирующий результат: и Елена Глинская, и две жены Ивана Грозного действительно были отравлены. В их костях обнаружено огромное количество ртути, многократно превышающее норму. Этот факт полностью меняет наше восприятие ситуации. Получается, страхи царя не были беспочвенными. Он жил в мире, где его самых близких людей действительно убивали.

Но и это еще не все. Ирония судьбы, достойная пера Шекспира, заключается в том, что в останках самого Ивана Грозного тоже была обнаружена ртуть, хоть и в меньших количествах. Это ставит новые вопросы. Был ли он сам жертвой медленного отравления? Или же пользовался теми же опасными лекарствами или косметикой на основе ртути, что и его жены? Так или иначе, его знаменитая «паранойя» имела под собой реальные, трагические основания.

3. Опричнина как апокалиптический ритуал, а не просто террор

Традиционно опричнину объясняют политическими причинами: борьба с боярской оппозицией, укрепление личной власти, террор для устрашения. Но эти объяснения не дают ответа на вопрос о смысле иррациональной, ритуальной жестокости опричников. Почему казни были обставлены как страшные спектакли?

Одна из самых глубоких современных теорий (предложенная историком Андреем Юргановым) связывает опричнину с эсхатологическими ожиданиями — ожиданием конца света. В XVI веке его ждали в 7077 году от сотворения мира, что соответствует 1569 году. В этой логике опричнина предстает не политическим, а мистическим действом:

Царь как орудие Божьего суда. Иван Грозный видел себя исполнителем Божьей воли в «последние времена». Его миссия — разделить народ на «чистых» (опричников) и «нечистых» (земщину).

Царская жертва. Он брал на себя великий грех — казнить грешников, чтобы спасти праведников, осознанно ставя под удар собственную душу ради спасения страны перед Страшным судом.

Ритуальные казни. Особая жестокость казней была направлена на то, чтобы лишить жертв не только земной жизни, но и загробной. Эту мысль развил другой историк, Алексей Ильич Булычёв, который показал, что такие методы, как расчленение тел или утопление, согласно верованиям того времени, обрекали душу на вечные муки и лишали ее спасения.

Впрочем, существуют и другие, более прагматичные трактовки. Например, историк Сергей Михайлович Каштанов видел в опричнине форму «внутренней колонизации»: искусственное разделение страны, где «земщина» становилась колонией, из которой выкачивались ресурсы для финансирования войны и обогащения «опричнины»-метрополии.

4. Убивал или не убивал? Тайна смерти царевича Ивана

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» стала одним из самых мощных образов русской истории. Сюжет о сыноубийстве прочно вошел в культуру как неоспоримый факт. Но вот что говорят источники: у нас нет ни одного прямого доказательства того, что Иван Грозный убил своего сына.

-2

Существуют две основные версии событий:

Русские источники. Летописи и другие документы того времени утверждают, что царевич Иван умер от продолжительной болезни.

Иностранные источники. Версия об убийстве происходит из записок иностранцев — польских дипломатов, папского легата Антонио Поссевино и немецких авторов. Они имели очевидные политические мотивы для очернения русского царя, с которым их страны находились в состоянии войны.

Но что именно они рассказывали? В отличие от сухих русских летописей, иностранцы предлагали публике два захватывающих, почти голливудских сюжета:

1. Аморальный: Грозный якобы сделал непристойные намеки жене своего сына. Царевич вступился за честь супруги, и разъяренный отец ударил его посохом.

2. Политический: Царевич-патриот требовал у отца войско, чтобы снять осаду Пскова. Параноидальный царь увидел в этом заговор с целью захвата власти и в гневе убил наследника.

Эти драматичные истории были гораздо интереснее, чем прозаическая весть о болезни, и легли в основу «черной легенды». Экспертиза останков царевича, проведенная в XX веке, не дала ответа: его череп сильно разрушен временем. Таким образом, знаменитый сюжет, увековеченный Репиным, — это не исторический факт, а один из самых устойчивых мифов, основанный на вражеской пропаганде XVI века.

5. «Слабоумный» царь Фёдор: трагедия не в глупости, а в выборе

Наследник Ивана Грозного, царь Фёдор Иоаннович, вошел в историю с репутацией «слабоумного» и неспособного к правлению человека. Его часто описывают как блаженного, который больше любил звонить в колокола, чем заниматься государственными делами.

Однако современный историк Дмитрий Володихин предлагает взглянуть на Фёдора совершенно иначе. Он не был слабоумным. Фёдор был глубоко религиозным человеком, для которого духовная жизнь, молитвы и паломничества были гораздо важнее и интереснее «грязи политики». Его поведение — это не признак недееспособности, а сознательный мировоззренческий выбор. Насмотревшись на ужасы отцовского правления, он не хотел править так, как это было принято, и добровольно переложил бремя власти на своего шурина Бориса Годунова.

Это был не недееспособный инвалид, а человек с четкой жизненной позицией. Он выполнял базовые династические и церемониальные обязанности: у него была горячо любимая жена Ирина Годунова, которую он яростно защищал от придворных интриг, родилась дочь Феодосия, он присутствовал при приеме послов и даже выезжал с войском во время походов. С нашей, современной точки зрения, отказ от власти кажется странным. Но для человека его склада это была осознанная позиция, трагедия выбора, а не трагедия глупости.

6. «Черная легенда»: как враги Грозного написали за нас учебники истории

Так откуда же взялся тот демонический образ Ивана Грозного, который нам так хорошо знаком? В основном его создали два человека.

Первый — его главный политический противник, князь-эмигрант Андрей Курбский. Сбежав в Литву, он написал «Историю о великом князе Московском», в которой разделил правление Ивана на два периода: «хороший», когда царь слушал мудрых советников (включая самого Курбского), и «плохой», когда он превратился в тирана.

Второй — великий историк Николай Карамзин. В XIX веке он закрепил эту «черную легенду» в русской историографии. Почему? Потому что записки Курбского и других иностранцев предлагали яркий, связный и драматичный сюжет. Русские же летописи были сухими, отрывочными и сложными для интерпретации. Карамзин выбрал готовую и понятную историю, которая легла в основу нашего восприятия Грозного.

Как говорит историк Александр Филюшкин, мы до сих пор смотрим на историю Ивана Грозного «через очки, которые князь-эмигрант надел на русское общество».

Заключение: Нерв русской истории

История Ивана Грозного — это не застывший параграф из учебника, а живой и незавершенный спор, который продолжается до сих пор. Споры о памятниках ему, его роли и наследии показывают, что эта фигура остается политически актуальной.

Австрийско-швейцарский историк Андреас Каппелер однажды сказал, что образ Грозного образует «нерв русской истории». Он затрагивает фундаментальные вопросы о власти, народе, жестокости и жертвенности, которые волнуют нас и сегодня. Если даже такая знаковая фигура оказывается набором загадок и мифов, что мы на самом деле знаем о нашем прошлом и о том, как оно формирует наше настоящее?