Назвал статью так, но можно было бы назвать и таким образом: «Игорь Кваша — очень искренний и честный человек». Перед тем как написать эту статью, я просмотрел и почитал не только его интервью, но и творческие вечера (некоторые) со зрителями. Вы знаете, - не оторваться. Серьезно! Мало таких талантливых рассказчиков даже среди артистов. Он ведь не первый, о ком я пишу. Но не хотелось заканчивать слушать его монологи, размышления и воспоминания. Если не смотрели, то рекомендую. Вряд ли кто-то рассказывает настолько искренне и без тени уважения к самоцензуре, - он, например, прямо со сцены рассказал как-то зрителям о том, что молодой (даже для Кваши) артист Смоктуновский в одном из детских спектаклей играл настолько хорошо, что его невзлюбили... уборщицы в театре. Знаете за что? За то, что многие дети от 5 до 9 лет писались… от смеха прямо во время спектакля. А уборщицам потом убирать за ними.
Второй интересный факт из биографии Кваши заключается в том, что он по «5 пункту» точно такой же чистокровный еврей, как и его друг Валентин Гафт, но… отношение их к этому «5 пункту» всю жизнь было прямо противоположным. Если Гафт в этом плане был крайне закомплексованным всю (почти) жизнь, то Кваша не обращал на свою национальность вообще никакого внимания, и если кто-то ему говорил, что он — еврей, он отвечал: «и что? а вы — русский». И дело, насколько я его понял, вовсе не в том, что он гордился тем, что он еврей, а как раз напротив — ему было совершенно без разницы кто он по национальности. Он вообще плохо понимал что такое национальность. Не придавал этому никакого значения. И не обижался на тех кто этого не понимал, в том числе и на друга своего Валю Гафта, как он сам о нем говорил. Гафт был для него поначалу «младшим партнером», поскольку пришел во МХАТ уже тогда когда Кваша играл там несколько лет.
Вообще за свою жизнь Кваша не только дружил, но и работал с молодости почти со всеми актерами - «цветом» советского кино: с Евтигнеевым, Смокрутовским, Губановым, Андреем Мироновым, Высоцким, Галиной Волчек (с ней вообще дружил с первого курса МХАТ и до конца жизни), Басилашвили, Табаковым, Козаковым, Золотухиным…И, разумеется, с руководителем театра «Современник» - Олегом Ефремовым. Хотя нет, отношения с Ефремовым были особыми — Кваша по сути был его заместителем в театре как в годы становления, так и позднее. Так же лично и близко Кваша знал многих поэтов — бардов, в том числе и Булата Окуджаву, который жил вместе с ним на Арбате.
Игорь не боялся высказывать свою позицию, а потому не удивительно, что за его дружбу со многими диссидентами Советского Союза, на его участие в советском кино был негласный запрет в 1960 — 1970 годы. Он и в те далекие годы не мог терпеть фальшь официальной пропаганды, чванливость чиновничьего аппарата, цензуру по надобности и без необходимости и самоволие властей. Это сейчас многие вспоминают жизнь в СССР как рай, но в действительности все было не так просто. Я даже вспоминаю на эту тему случай из собственной жизни, когда я в 1986 году написал стих про Ленина, мать на меня посмотрела таким взглядом, что было понятно — лучше на эту тему не продолжать писать.
Активную гражданскую позицию Игорь Кваша занял не с молодости, а с рождения как не смешно это прозвучит. Он же вырос без отца, - отец на фронте погиб в 1942 году, хотя мог бы и не идти на фронт, у него, как у доктора наук, была бронь, но был интересный случай из его жизни, который он запомнил ярко, когда отец был еще жив. Было это приблизительно в 1940 году, когда маленькому Игорю было всего 7 лет или может и меньше. Отец решил в воспитательных целях осуществить следующий трюк, поскольку никакие уговоры на мальчика не действовали, - он рос весьма своенравным и капризным, не любил вовремя ложиться спать, не ел ту еду, что ему дают родители и так далее. Отец на студии звукозаписи записал голосом диктора новостное обращение приблизительно такого содержания: «в эфире радиостанция Коминтерна! Сообщаем последние известия. В последнее время приходит много новостей о том, что маленький мальчик Игорь Кваша из Москвы не слушает родителей, плохо себя ведет, не ест кашу, не вовремя ложится спать. Неужели это является достойным поведением советского ребенка?..» И так далее на 10 — 15 минут. И включил эту запись на патефон… Игорь был в таком шоке, что запомнил этот вечер на всю оставшуюся жизнь. Более того, отец договорился с родственниками, чтобы те стали звонить в назначенное время и возмущаться поведением ребенка. Маленький Игорь в ужасе подошел к маме и задал вопрос: «а Сталин в Кремле тоже все это слышал?!» Таким образом удалось однажды обуздать неспокойный нрав Игоря. Ему больше не хотелось «попадать на радио» в столь негативном образе.
А после войны жизнь на Арбате. В послевоенные годы Арбат был чуть ли не самым криминальным районом в Москве, где жили множество блатных или приблатненных. Драки в его жизни были постоянным явлением. И неизвестно вообще, чем бы закончилась жизнь подростка Игоря, если бы он вовремя не попал в театральную среду… В переулке Стопани был Дом Пионеров, где находился театральный кружок. Неизвестно как, но однажды Игорь посетил его… Ему очень понравилось то, как молодые люди в нем играют и он решил тоже стать частью творческого коллектива. Сделать это было не просто, конкурс был большой, но Игоря взяли потому, что он умел выразительно читать стихи Маяковского.
Но и здесь Игорь снова ушел в другую крайность. Он почти перестал учиться в школе, полностью увлекшись театральными постановками. За то время на драки уже не было, да и желания выяснять отношения на кулаках, как он сам вспоминал, «как отрезало» - энергия подростка направилась в нужное русло. А потом поступил в супер-престижную школу-студию МХАТ, которую окончил в 1955 году. В ней и остался служить. И, кстати, можно сказать, в ней и прослужил всю жизнь… Дело в том, что театр «Современник», который был неофициально организован молодыми и никому неизвестными актерами в 1957 году — он же изначально был частью МХАТа… А в «Современнике» Игорь Кваша вплоть до смерти в 2012 году прослужил.
Что касается лично моего к нему отношения, как к актеру, то лично я запомнил его роль жреца из моего любимого фильма «Сердца трех». Особенно эту его фразу: «Народ мой!», сказанную такой интонацией, как отец обращается к неразумным детям, с укоризной… Часто ее вспоминаю, когда вижу как множество людей ведет себя не очень умно или достойно. И разумеется, роль пастора в комедии всех времен и народов «Человек с бульвара Капуцинов»…
Еще очень важный момент, который обязательно нужно добавить в статью о Кваше. Ему даже перед смертью, когда он был уже серьезн6о болен, было не безразлично то, что происходит в обществе. После выборов в Гос.Думу он в 2011 году, когда пошли волны протеста по стране на фоне слухов о фальсификации выборов, обратился в видеозаписью к народу, в которой сказал в том числе: «не надо нас обманывать, мы люди, а не бандерлоги… я бы тоже хотел быть с вами на митинге, но к сожалению по состоянию здоровья не могу...».
личный телеграм-канал автора