Россия готова придерживаться центральных ограничений по Договору о СНВ еще год после его истечения в феврале 2026 года, заявил Владимир Путин на оперативном совещании с членами Совбеза. По словам президента, на этот шаг Россия готова пойти, чтобы не провоцировать гонку стратегических вооружений. При этом Путин признал, что ситуация в сфере стратегической стабильности продолжает деградировать. В Белом доме уже отметили, что предложение Владимира Путина звучит «довольно хорошо», Трамп намерен лично высказаться по этой теме в ближайшее время. Заявление российского лидера — это сигнал о намерении сохранить ДСНВ и выработать новые договоренности, говорят эксперты. Однако дальнейший диалог зависит от готовности Вашингтона учитывать арсеналы союзников по НАТО, то есть Франции и Великобритании. При этом Париж и Лондон заняли крайне агрессивную полицию в отношении РФ. Сблизятся ли позиции Москвы и Вашингтона — в материале «Известий».
Сотрудничество России и США в рамках ДСНВ
Россия готова еще в течение года соблюдать ключевые ограничения по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, или СНВ-3), заявил на оперативном совещании с членами Совбеза Владимир Путин. Срок действия этого документа истекает в февраля 2026 года.
— Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ. В дальнейшем на основе анализа обстановки нами будет приниматься определенное решение о последующем сохранении указанных добровольных самоограничений, — сказал глава государства.
Президент напомнил, что с истечением срока ДСНВ исчезнет и последнее международное соглашение о прямых ограничениях на ракетно-ядерные потенциалы.
— Полный отказ от наследия данного соглашения стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом, что в том числе негативно сказался бы, по нашему мнению, и на обеспечении целей Договора о нераспространении ядерного оружия, — сказал президент.
По словам российского лидера, необходимо постараться сохранить статус-кво, существующий именно благодаря ДСНВ, чтобы не провоцировать гонку стратегических вооружений. РФ уверена в надежности и эффективности своих сил сдерживания, при этом готова ответить на любые стратегические угрозы путем применения военно-технических мер.
Президент поручил профильным ведомствам особо внимательно отслеживать планы по наращиванию стратегических компонентов в системе ПРО США, ведь именно от Вашингтона зависит эффективность предложения Москвы.
— Полагаем, что данная мера станет жизнеспособной только при том условии, что США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания, — добавил российский лидер.
Дональд Трамп ознакомился с предложением Владимира Путина и обещал вскоре высказаться на эту тему, сообщили в Вашингтоне. Предложение руководства РФ звучит «довольно хорошо», а президент США «лично выскажется» по этой теме, заявила пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт.
Справка «Известий»
ДСНВ, или СНВ-3, был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге. Он предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения так, чтобы через семь лет после его вступления в силу, как и в дальнейшем, их суммарные количества не превышали определенное число вооружения.
Это 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подлодок и тяжелых бомбардировщиков, 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. Также договор ввел понятие «неразвернутые» носители и ПУ, то есть не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, и не имеющие боеголовок.
В начале 2021 года стороны продлили действие договора до 5 февраля 2026 года. Предполагалось, что за это время Россия и США разработают документ или пакет документов в области стратегической стабильности, который придет на смену ДСНВ. До февраля 2022-го Москва и Вашингтон действительно вели соответствующие консультации. Однако на фоне начавшегося конфликта на Украине по инициативе США этот диалог прервался.
В результате Россия приостановила участие в нем именно из-за крайне враждебной политики администрации Джо Байдена. Как поясняли в МИД РФ, это было вынужденное решение, принятое на фоне антироссийских санкций. Тем не менее Владимир Путин подчеркивал, что этот шаг не означает полного выхода из соглашения и что Россия для возобновления участия должна понять, как будет учитываться совокупный ударный арсенал НАТО.
Впрочем, в 2025 году после прихода в Белый дом Дональда Трампа российская сторона заявила о необходимости восстановить диалог по стратегической стабильности. Нынешнее заявление Владимира Путина означает конкретный сигнал к готовности начать этот диалог, говорит «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Василий Климов.
— Заявление Владимира Путина означает сигнал к готовности, при учете озвученных в 2023 году требований сохранить это важнейшее соглашение в области контроля над ядерными вооружениями и начать диалог по выработке договоренностей, которые придут на смену СНВ-3. Возобновление взаимных инспекций и уведомлений не предполагается, имеются в виду односторонние ограничивающие меры в расчете на то, что руководство США последует этому примеру, — сказал эксперт.
Деградация в сфере стратегической стабильности
В целом сейчас ситуация в сфере стратегической стабильности продолжает деградировать, подчеркнул на совещании Совбеза российский лидер.
— В результате ранее предпринятых странами Запада достаточно разрушительных шагов был существенно подорван фундамент конструктивных отношений и практического взаимодействия между государствами, обладающими ядерным оружием, — сказал он.
Запад своими деструктивными действиями пытается обрести абсолютное, подавляющее превосходство. На этом фоне почти полностью демонтирована система соглашений двух стран по контролю над ракетно-ядерными и стратегическими оборонительными вооружениями, подчеркнул президент.
После начала конфликта на Украине прекратили действовать многие международные договоры. Например, в ноябре 2023-го МИД РФ сообщил, что Россия окончательно вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Подписанный еще в 1990-х, этот документ ограничивал численность военной техники в Европе по пяти категориям (танки, бронемашины, артиллерия, боевые самолеты и вертолеты). Участие в нем Москва приостановила в 2007-м, потребовав от НАТО ратифицировать новый вариант договора, однако там на это не пошли.
Также в 2023 году Владимир Путин заявил о целесообразности дератификации Россией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В Москве объяснили это тем, что США более чем за 20 лет так и не приблизились к ратификации соглашения, поэтому РФ считает нужным уравнять свой статус с США. При этом Владимир Путин подчеркивал, что РФ не будет возобновлять ядерных испытаний, если Штаты не сделают это первыми.
18 апреля 2025-го Россия денонсировала соглашение 2007 года с Норвегией, Финляндией и Швецией по Баренцеву морю.
С приходом Трампа диалог Москвы и Вашингтона немного стабилизировался. После переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске американский лидер подчеркивал, что на встрече затрагивал тему ограничения ядерных вооружений. Ранее Трамп лично заявлял, что окончание срока действия ДСНВ станет проблемой для всего мира.
А в конце августа замначальника штаба ВВС США по стратегическому сдерживанию и ядерной интеграции генерал-лейтенант Эндрю Джебара сообщил, что Трамп хотел бы заключить с Россией новое соглашение вместо ДСНВ, но для этого есть некоторые условия.
Тем не менее говорить о сближении позиций РФ и США в сфере стратегической стабильности всё еще не приходится, полагает директор Центра военно-экономических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ Прохор Тебин.
— Весьма напряженные отношения России и Запада сохраняются. Если говорить конкретно о США, то есть определенные надежды на улучшение отношений. Но они пока не привели к качественному улучшению обстановки. Искусственно обособлять тематику стратегической стабильности, как этого хотел Вашингтон при Байдене, нельзя. Эти вопросы следует рассматривать в общем контексте международной и региональной безопасности, — подчеркнул эксперт.
Сейчас активно идет милитаризация ЕС, накачка вооружением американских союзников, США и НАТО сохраняют превосходство в обычных вооружениях, а альянс расширяется, продолжается враждебная деятельность в отношении России, включая военную поддержку Украины, напомнил Тебин.
По его мнению, для развития диалога по стратегической стабильности есть определенные препятствия. Вероятно, российские опасения связаны со стратегическими потенциалами Франции, Великобритании, тогда как США сейчас больше всего беспокоит наращивание стратегического потенциала Китая.
— Китай, похоже, намерен наверстать упущенное, прежде чем вступить в серьезные переговоры по контролю над вооружениями. Франция же и Великобритания заняли крайне враждебную позицию по отношению к России по вопросу Украины и особенно Макрон, говорящий о распространении ядерного зонтика на Европу. Агрессивные угрозы со стороны «коалиции желающих» резко увеличивают вероятность военного конфликта с Россией, делая Францию и Великобританию менее склонными к участию в серьезных переговорах по контролю над вооружениями, — заявил «Известиям» директор Института ядерных исследований Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник.
Ситуация стала еще более острой в связи с угрозами со стороны Европы разместить европейские войска на Украине и ситуацией с беспилотниками. Вероятность ядерной войны резко возрастает, если Россия и США не смогут продлить действие СНВ-III, одновременно ведя переговоры о новом договоре, подчеркивает эксперт.
В марте 2025-го Дональд Трамп заявил, что хочет обсудить отказ от ядерного оружия с Москвой и Пекином. В Пекине резко отреагировали на это предложение, назвав его «неразумным». В МИД КНР подчеркнули, что ядерные потенциалы США и Китая «находятся совершенно на разных уровнях». Кроме того, еще в 2017 году Трамп и вовсе называл ДСНВ «односторонней сделкой», утверждая, что документ более выгоден Москве, чем Вашингтону.
Пока США не согласятся учитывать ракетно-ядерные потенциалы Великобритании и Франции, а не только Китая, а также не признают взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений, говорить о сближении позиций в сфере стратегической стабильности некорректно, подчеркивает Василий Климов. Именно эти требования Россия обозначила в 2023 году, когда заявила о «приостановке» своего участия в ДСНВ-3, резюмировал эксперт.