Обожаю прорывы. Любые. Особенно - в медицине. Жаль только, что прорывов маловато. Чего не скажешь о заголовках статей и заметок.
Стоить вбить в поиске «прорыв в лечении», тут же вывалится масса фантастических картинок с не менее фантастическими заголовками: прорыв в лечении рака, сахарного диабета 1 типа, болезни Альцгеймера, инфекции, остеопороза, бесплодия, и так - до бесконечности. В теории, если хотя бы часть заголовков соответствовала реальному положению дел, здоровых людей было бы больше, а больных - меньше. Тем не менее, за почти 40-летнюю мою медицинскую жизнь особых прорывов что-то я не заметил. Не считая эндопротезирования суставов, конечно.
За последние дни привлекли внимание две новости - клей для костей и лечение остеопороза, до этого про выращивание хряща комментировал новость.
Я - не исключение, тоже клюю
на броские заголовки, каждый раз «а вдруг!» до последнего вертится в сознании. Правда, последнее наступает довольно быстро. Примерно со второго абзаца становится понятно, что чуда снова не будет.
Склеивать кости - идея не новая. В Советское время профессор Поляков изобрёл даже аппарат для ультразвуковой сварки костей! Помнится, на субботнике в подвале больницы мы его обнаружили, утащили на помойку. Со слов старожилов - не оправдал надежд, списали. Жаль, что выкинули - в музей истории медицины вполне можно было бы сдать.
Примерно то же и с клеями. Много раз уже изобретали подобные субстанции, и некоторые из них реально склеивали. Пусть не быстро, не на 100%, но склеивали. Сейчас вот, якобы, на 100% за одну минуту. Круто? Круто. Прорыв? Нет. И вот, почему:
Это оскольчатый перелом бедренной кости (слева). Самая крупная кость организма. В теории - намазываем края каждого фрагмента, как если бы это была тарелка, прикладываем друг к другу, ждём по 1 минуте, мажем следующий, в итоге минут через 8 получаем целёхонькую кость. Крепкую, надёжную, готовую к эксплуатации. Справа, кстати, эта же кость, скреплённая пластиной и винтами.
Теперь спускаемся на землю.
Вот так выглядят бедра без кожи и жировой клетчатки. Огромный массив самых мощных мышц тела. Они крепятся к костям, соединены между собой, туго натянуты. Для того, чтобы добраться до перелома, нужно сделать огромный разрез кожи и подлежащих тканей. В груде костных фрагментов (а они смешаны в беспорядке) выудить нужные, попытаться временно скрепить их между собой, чтобы приладить, а затем прикрепить правильным образом пластину. Очень сложно, долго, крoвaвo. Так вот попытка склеить эти фрагменты между собой будет не менее сложной, долгой и т.п. Насколько и достаточно ли прочной будет фиксация клеем - неизвестно. А если-таки не выдержит в каком-то месте?
Возьмём поперечный перелом:
Это детская кость, поэтому фиксация двумя тонкими титановыми тэнами. Такой перелом можно и закрыто отрепонировать, и ввести тэны через два прокола. Довольно быстро срастётся естественным образом. Похожие малотравматичные конструкции есть и для взрослых - через разрез 3-4 см вводятся. Обеспечивают раннюю нагрузку и почти гарантируют быстрое сращение. А для склеивания нам пришлось бы открывать место перелома, добираться туда со своим клеем, склеивать, а потом надеяться, что бедро выдержит нагрузки. Точнее, клей выдержит.
Здесь нужно понимать, что ни о каком биологическом сращении речь не идёт, речь идет о веществе, которое оказывается между частями единой кости. Судя по статьям, когда-то это вещество само превратится в кость. А как же до того? Промежуточный этап?
Возьмем кости попроще - кисть, стопу. Разрезаем, склеиваем, зашиваем. А надо ли? Отёк мягких тканей и гематома после перелома и так будут, срастаются кости кисти и стопы прекрасно и без нашей помощи вообще без операций. Нужно ли их склеивать?
Вот если взять ситуации, когда идёт замедленное сращение, или уже сформировался ложный сустав, и тут на помощь приходит клей животворящий - ОК, было бы неплохо подстегнуть организм, но - к естественному течению процессов. Чтобы срослось в полноценную кость.
В итоге - прорыв? По мне - нет.
Открыли рецептор, усиливающий работу клеток, отвечающих за плотность костной ткани. Отлично! Остеопороз - это тихий убийца, по данным ВОЗ, занимает 4 место среди причин смертности.
Не напрямую, конечно, а опосредованно. Как-нибудь напишу про него (хоть это и не совсем моё), это важно.
Так вот причин для остеопороза - масса. Все знают про старческий, женский, безнагрузочный, связанный с дефицитом кальция, витамина D и т.д., но это - одна сотая от всех вариантов. И тут - бац! - ген простиулировали, и у человека, который в гипсе провёл 6 месяцев, кости уплотнились. Причём не все, а те самые, из гипса. Или у женщины эстроген на нуле, но это неважно, чудесному гену на это наплевать, он же стимулированный, должен сработать. И так - по каждому варианту остеопороза. Остаётся открытым вопрос: ген сам решать будет, как ему с различными дефицитами бороться? Кальция, нагрузки, гормонов? Очевидно, что нет. У каждого гена есть своя, строго определённая функция. Если ген слабо справляется, и его каким-то образом призвали к порядку, то да, он заработает, никуда не денется. Но для получения нужного эффекта придётся и с причиной остеопороза побороться, иначе никак. Вот и получается - не прорыв. Так, очередная попытка как-то повлиять на процесс.
Моё любимое. Про хрящи. Которые вырастают. Особо порадовало в статье такое: после протезирования сустава реабилитация занимает порой до двух лет (!!!), а вот применение этого метода позволяет справиться быстрее, да еще и сустав сохранить. Круто же! Ну, да. Если бы всё это было именно так. На самом же деле никакие не два года, и никакая не альтернатива эндопротезированию.
Эндопротез мы устанавливаем человеку на поздних стадиях развития артроза, когда сустав уже полностью разрушен, его нет, по сути. И реабилитация - несколько месяцев, зависит от пациента по большей части.
А что же хрящ? Да, клетки хряща можно культивировать, выращивать в лаборатории - как и любые другие живые клетки. Никаких проблем. Швейцарцы это уже лет 20 делают, не меньше. Нет ничего сложного и уникального, довольно простая процедура. Сложность в другом. Метод не имеет никакого отношения к лечению артроза. Абсолютно. Как писал уже многократно ранее: артроз - это не локальное истончение/истирание хряща, это сложный многокомпонентный процесс, затрагивающий все структуры сустава, и сопровождающийся воспалением. Соответственно, сажать свежевыращенные молоденькие хондроциты в агрессивную
больную среду - примерно как цветы на асфальте культивировать. Результат будет тем же.
О чём же речь? О повреждениях. Приземлился фигурист неудачно, случилось локальное повреждение хряща, вот ему-то и можно подсадить культуру клеток из лаборатории, она точно приживётся, и колено опять будет как новое. Разумеется, если всё сделано вовремя, правильно, соблюдены рекомендации по режиму и реабилитации, и на всё это хватило денег - метод недешевый, мягко говоря. И, да - от шести месяцев занимает весь процесс. Прорыв? Ну, с натяжкой - да, только не первой свежести.
Наверное, повеяло негативом сейчас. Всё плохо, всё меня не радует, ретроград и нигилист. Вовсе нет ) Я за то, чтобы называть вещи своими именами. Вот придумали лекарство от спинальной мышечной атрофии, пусть и за 100 миллионов инъекция, так это - прорыв. Гарантированных «не жильцов» один укол переводит в разряд здоровых людей, раз и навсегда. Прорыв. Вакцину от оспы создали, всех вакцинировали - оспы больше нет, прорыв. Искусственный хрусталик полностью
решил проблему катаракты, прорыв. Таких событий, по большому счёту, не так много, но они есть. И весь мир о них знает, ибо они - прорыв.
Конечно, по всем направлениям нужно продолжать работать. Даже не прорывные, а текущие относительно небольшие решения и находки могут радикально поменять жизнь. Взять те же эндопротезы суставов: не было эндопротезов - гарантированная инвалидность, довели технологию до совершенства - вопрос об инвалидизации снимается, хотя и не научились выращивать новые собственные суставы. Тот случай, когда искусственные не хуже своих. Научились делать бионические руки - да, не чувствуют, да, справляются намного хуже, чем искусственные суставы, но - намного лучше, чем просто фальшивая неподвижная рука. Тоже прорыв, но еще есть, над чем работать. Таких областей в медицине масса. И хитрость в том, что наукой сейчас занимаются не врачи, а учёные. Они изобретают, мы применяем. И дай им бог здоровья, чтобы продолжали трудиться и дальше. Медленно, но верно. Даже без прорывов.