Хочется сразу сказать, что это не крик души, а анализ ситуации, сложившейся в нашей многострадальной системе образования. А ситуация на конец 2025 года крайне печальная: учителя бегут из школ. Педагогический состав стремительно стареет, на смену учителям старой доброй советской школы пришли мы, миллениалы, но зумеры пока не спешат заменять нас у доски. И - между нами говоря - правильно делают.
Кто-то идёт в педагогический вуз по призванию. Ну а большинство - только для того, чтобы получить высшее образование. Такие после окончания вуза в школы работать не идут. Устраиваются менеджерами по подбору персонала, секретарями, продажниками - профессий для выпускников множество. Ну а люди с горящими глазами и кучей идей в голове, строя грандиозные планы, спешат устроиться в школы, лицеи, гимназии и колледжи.
Так было и со мной. Придя работать техникум, я развернула бурную деятельность: взялась вести три предмета: русский язык, литературу, основы философии.
Я открыла свою театральную студию, стала ставить спектакли по произведениям классиков и не только, готовить различные мероприятия.
Я купила бас-гитару и создала студенческий ансамбль.
Я поступила в аспирантуру, через четыре года после окончания которой защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
И вроде бы всё наладилось: я нашла своё место в жизни, стала учёным, реализовала творческий потенциал.
Однако в последнее время (а конкретнее - начиная с 2015 года) в системе образования стали происходить жуткие вещи. А местами просто дичь, извините за выражение. Поэтому мне захотелось в этой статье озвучить шесть причин бегства учителей из школ и ответить таким образом на вопрос, почему молодым специалистам нужно сто раз подумать, прежде чем идти работать в школу после окончания педагогического вуза.
1. Никому не интересен уровень твоего образования.
Сейчас учителем может работать любой человек с любым образованием не ниже среднего специального. Ты продавец? Аптекарь? Ничего страшного, нужно всего лишь пройти полугодовую переподготовку - и вуаля! - ты учитель, предположим, физики. Или биологии. Ну, или что-то другое можно выбрать, если изучение материального мира вас не воодушевляет.
Плохо знаете предмет? Ничего страшного. Как говорится, лучший способ его выучить - это начать преподавать.
Не знаете методики преподавания своего предмета? Ерунда. Всего лишь, вспомните, как это было в школе и слепите что-то подобное сами.
В итоге мы получаем неинтересные, тусклые уроки нехаризматичных и далёких от своего предмета "учителей", которые не понимают возрастных особенностей ребёнка и не знают, как с ними можно разговаривать и как нельзя. Могут ляпнуть что-нибудь о ребёнке при всех, не подумав, и сильно его обидеть. Из-за таких, как они, родители учеников думают, что все учителя такие, а это в корне неверно.
На это можно возразить, что есть всё же люди, которых случайным ветром задуло в педагоги, но при этом они действительно на своём месте, они могут и умеют преподавать. И здесь я соглашусь, но подчеркну, что таких единицы. А подавляющее большинство - это люди, которые не понимают, как нужно учить, из-за этого уроки превращаются в сплошные самостоятельные работы. А тогда, позвольте спросить, зачем нужен такой преподаватель? Ведь даже для самостоятельной работы недостаточно сказать: "Пишите!", нужно объяснить, что писать, как писать, на что обратить внимание, что можно пропустить, какие определения выделить, и обязательно проконтролировать, что получилось. А горе-педагоги этого не знают. Или, бывает, дают такие "преподаватели" ещё несовершеннолетним второкурсникам огромный том каких-то законов и, ничего не объясняя, говорят: "Читайте!" А потом удивляются, почему никто ничего не прочитал уж тем более не запомнил.
В результате преподаватели с хорошим педагогическим образованием на фоне такой методической безграмотности теряются. Ведь администрация ценит не их, принципиальных, умеющих работать с детьми, а как раз тех, кто, дав детям самостоятельную работу, успевает заполнить прямо на уроке все бумажки, рисует оценки просто так, тем самым не вызывая возмущение родителей, и более лоялен к требованиям не ставить "двойки" - это, видите ли, портит общую картину...
2. Никому не интересны твои уроки.
Урок - это самое главное в образовательном процессе. Но на сегодняшний день уроки никому не нужны. Вот такой парадокс.
Дети жалуются: "Неинтересно!" И не важно, что ты постоянно придумываешь какие-то игры и пляшешь с бубном у доски - это никому и не будет интересно. Потому что уроки и не обязаны быть интересными. Учёба - это в основном труд, а труд - дело тяжёлое.
Но не только детям не нужны уроки, они также не нужны и администрации. Им самое главное - вовремя сданная документация и красивый отчёт с фоточками. Ты можешь не проводить мероприятие, а просто договориться с детьми, дать им в руки книги, сфотографировать - и выложить это всё под красивым названием "Сегодня в колледже прошла акция "Моя любимая книга!"
Вы спросите: а что вам мешает проводить мероприятия как положено, а не заниматься профанацией? Отвечу: так я и провожу. Но морального удовлетворения не получаю, потому что сил и времени на это уходит много, а нужны оказываются только фоточки, а не само мероприятие. Это то же самое, что приготовить вкусный торт и спустить его в унитаз - обидно, знаете ли. Поэтому иногда и возникают мысли: а может, не печь торт, а просто сделать вид? Ведь нет же смысла, всё равно в унитаз спускать... Из-за этого, конечно, пропадает интерес что-либо делать, а отсутствие интереса ведёт к деградации.
3. Низкая зарплата. Работая в Подмосковье, я получаю 63.000 в месяц. И это конец 2025 года, у продавца и станочника зарплата выше. Ни в коем случае не хочу сказать, что эти профессии не важны, но согласитесь, что уровень образования у тех, кто закончил бывшее ПТУ, несколько ниже, чем у тех, кто учился в аспирантуре. Такая зарплата, конечно, курам на смех. Поэтому приходится как-то выкручиваться и подрабатывать в других местах. Нашему министерству почему-то не приходит в голову, что, если поднять зарплату учителям за одну ставку, то проблема дефицита кадров будет решена сама собой, да и в результате большой конкуренции можно будет отбирать для работы в школах самых достойных.
Конечно, мне хотелось бы получать соразмерное вознаграждение за то, что я отдаю работе всё своё время, вкладываю душу. Попробуйте сначала придумать спектакль, затем написать сценарий, после отрепетировать его со студентами, которые никак не могут запомнить свои реплики, и достойно выступить. Представляете, сколько на это уходит времени и сил? И таких спектаклей минимум три в году. А платят за театральный кружок 3.300 в месяц. Обидно? Да. Но и бросать не хочется, мне нравится театр, нравится быть режиссёром. А уж про то, какие копейки мне доплачивают за учёную степень, я вообще молчу - на эту тему у меня есть статья "Что даёт обыкновенному учителю учёная степень кандидата наук" (ссылка ниже) 👇
4. Очень интересные родители.
Не могу сказать, что таких много в нашем образовательном учреждении (коллеги из школ сталкиваются, судя по их рассказам, с чем-то уж совсем невероятным), но отдельные экземпляры имеются. Например, педагоги отругали студента за отсутствие сменной обуви - тут же восемнадцатилетний парень звонит мамочке, а она жалуется в министерство. Из министерства, конечно, прилетает. В результате парень ходит без сменки, и ему, и его маме всё равно, что другие дети дышат грязью с улицы.
Или, например, некоторые родители бывают против генеральной уборки в классе: как же так, их детей заставляют оттирать оставленные ими же сделанные надписи на партах и отскребать прилепленные ими к стульям жвачки. И классный руководитель со вздохом оттирает это сам.
5. Не менее интересные дети.
В техникумы из школ приходят разные дети. И любопытные, и ко всему равнодушные; и сообразительные, и не очень; и дисциплинированные, и неуправляемые.
Только вот любопытных, сообразительных и дисциплинированных гораздо, гораздо меньше - три-четыре на группу. В результате имеем большинство, которое, получив 9 классов образования, не знает, кто такой Коперник, не умеет решать элементарные уравнения с одной неизвестной и не может отличить транспортир от циркуля. Я сейчас не шучу. На всякий случай повторю: к нам в техникум делать самолёты приходят юноши и девушки, которые ни разу в жизни не видели транспортир, я уж молчу о том, что они не знают, как его применять. А ведь в аттестате у них сплошные "4" и "5"!
Да, школа занимается профанацией, выпуская таких "специалистов". А всё потому, что на сегодняшний день ситуация такова, что ни в коем случае нельзя наносить психологическую травму ребёнку, оставляя его на второй год, и вообще лучше избегать скандалов и ставить не те оценки, которые школьники заслуживают, а те, что хотят видеть их родители. Плыть против течения себе дороже: может прилететь из министерства.
В итоге, обалдев от вседозволенности, учащиеся могут без разрешения ходить по кабинету на уроке, не принимают никаких правил, грубят, позволяют себе материться и безбожно прогуливают пары.
И к концу обучения в техникуме закон стада побеждает - и даже студенты-отличники потихоньку деградируют, хотя могли бы развиваться... Замкнутый круг.
6. Много работы, не связанной с профессией, и как следствие - мало свободного времени.
Кому из педагогов не знакома ситуация: ведешь себе урок, а в чате всплывает сообщение: "Срочно! Отпишитесь, сколько у вас в группе детей из неполных семей". А это первый курс, ты ещё не знаешь никого. Бросаешь всё, идешь смотреть личные дела и считать детей из неполных семей. А урок идёт.
Или ещё круче - звонит замдиректора по воспитательной работе: "Ир, пожалуйста, нужно снять короткое видео о колледже, о том, как нам тут хорошо и весело, отправить нужно вечером, организуй своих!" Идешь организовывать. А урок идёт...
Или: "В 11:00 всем быть на совещании!" "Нужно поучаствовать в конкурсе, прямо сейчас подаем заявку!", "Пожалуйста, снимите хорошую визитку о вашем театре, срок три дня!", "Организуйте детей для участия во флешмобе/акции!", "Подготовьте таблицу по трудоустроенным!", "Пройдите курсы по работе с мессенджером MAX!" - и так далее до бесконечности...
Вот так и получается, что мы, педагоги, уже забыли, что такое уроки. Я не концертмейстер, не монтажёр, не фотограф и не курьер, у меня педагогическое образование, меня учили учить, а не быть жнецом и на дуде игрецом. Но выходит почему-то иначе. Ты кто угодно, только не учитель.
Но всё-таки есть они, те немногие студенты, у которых остался интерес к окружающей действительности, а не только к телефону. Я работаю только для них. Если хоть одному человеку нужно то, что я делаю, значит, я делаю это не зря. Спасибо, что вы есть, мои хорошие.
Просто, как говорится в одном известном советском фильме, мне за державу обидно. Я точно знаю одно: когда я в своё время искала работу, найти её было сложно, все места были заняты, потому что у нас в городе есть педагогический вуз. Сейчас вакансий очень много. Из этого следует один-единственный вывод: учителя бегут из школ, и выпускники педвузов не стремятся их заменять. Образовалась брешь, которую ничем не заткнёшь. А всё потому, что учителя по сути стали никому не нужны: ни детям, ни администрации, ни родителям. Первым нужны развлекатели и не мешатели, вторым - заполнятели отчётов, третьим - рисователи оценок.
А в конечном итоге мы имеем самолёты, падающие сразу же после вылета.
Думаю, вам тоже взгрустнулось, когда вы вместе со мной осмыслили эти шесть причин не работать педагогом, которые дают понимание того, почему учителя бегут из школ. А теперь разрешите откланяться. Побежала писать очередной сценарий к посвящению в студенты. Спасибо за внимание! 👋