Найти в Дзене
Типичный Карамзин

Как развратник стал святым: 6 жен и 21 ребенок князя Владимира Красно Солнышко | История России. Эпизод 13

Оглавление

Свирепый воин, любвеобильный язычник и святой, изменивший судьбу целого народа — все это один человек.

Князь Владимир Святославич — фигура, стоящая на поворотном моменте русской истории. Его личная эволюция от жестокого язычника до святого равноапостольного князя отражает судьбоносный путь целого государства.

Как же случилось, что буйный правитель, проливший реки крови, стал «Красным Солнышком» и был причислен к лику святых? Это история не только о политическом выборе, но и о глубоком внутреннем преображении.

Язычник: тропой крови и власти

Владимир появился на свет около 960 года. Его отцом был великий князь Святослав, знаменитый воитель, а матерью — Малуша, ключница бабки Владимира, княгини Ольги.

«Робичич» — сын рабыни — так могла бы звучать уничижительная характеристика, но по языческим обычаям того времени это не мешало ему наследовать отцу.

Детство будущего крестителя Руси прошло вдали от киевского двора, но под крылом мудрой княгини Ольги, первой христианки в правящей династии.

Путь к единоличной власти был жестоким. После смерти Святослава между его сыновьями вспыхнула междоусобица. Владимир, княживший в Новгороде, вынужден был бежать от старшего брата Ярополка, захватившего Киев.

Но вскоре он вернулся с наемной варяжской дружиной. Хитростью и силой Владимир взял верх: Ярополк был предательски убит во время переговоров. Так, не достигнув и двадцати лет, Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

Это был типичный князь-язычник своей эпохи. Летописи рисуют его «ненасытным в блуде»: у него было несколько жен, включая полоцкую княжну Рогнеду, которую он взял силой после убийства ее родителей, и сотни наложниц.

Варяжка, чехиня, болгарыня, грекиня – всего у Владимира Красно Солнышко было 6 жен и 21 ребенок.

Он ревностно укреплял языческий культ, установив в Киеве капище с идолами главных богов во главе с Перуном. Летопись сохранила мрачный эпизод человеческого жертвоприношения — гибели варягов-христиан Федора и Иоанна. Казалось, ничто не предвещало в этом воине и сластолюбце будущего святого.

Знакомство князя Владимира с очередной женой
Знакомство князя Владимира с очередной женой

Перелом: в поисках истины

Что заставило могущественного языческого правителя задуматься о смене веры? Историки видят здесь комплекс причин, где политическая целесообразность тесно переплелась с личными поисками.

К концу X века Русь уже была мощным государством, но разрозненным множеством племенных верований. Единая вера могла стать каркасом для укрепления княжеской власти и консолидации земель. Летопись «Повесть временных лет» содержит знаменитый рассказ о «выборе веры»:

Владимир выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного («латинского») христианства и восточного («греческого»).

Легенда эта, хоть и несет отпечаток более позднего времени, ярко передает осознанный подход князя к вопросу огромной государственной важности.

Решающим фактором стала тесная связь с Византией, самой мощной и культурной империей региона. В 987 году византийские императоры Василий II и Константин VIII попросили у Владимира военной помощи для подавления мятежа. Князь согласился, но в качестве платы потребовал руки их сестры, царевны Анны.

Это был беспрецедентный случай — породниться с византийским домом мечтали многие монархи Европы. Императоры были вынуждены согласиться, но поставили условие — крещение князя.

Владимир выполнил свое обещание и послал войско, но греки не спешили отдавать царевну. Тогда князь пошел на решительный шаг — осадил и взял византийский город в Крыму — Херсонес (Корсунь).

Этот военный успех заставил Константинополь исполнить договор. В Херсонесе в 988 году Владимир принял крещение, получив христианское имя Василий. Туда же прибыла Анна, и их брак скрепил союз Руси и Византии.

Креститель: рождение новой Руси

Возвращение Владимира в Киев было не триумфальным шествием победителя, а началом величайшей культурной революции. Он приказал низвергнуть идолов, которых сам же недавно установил. Главного бога, Перуна, с позором сбросили в Днепр. Затем последовало массовое крещение киевлян. Летопись сообщает, что люди шли в воду без сопротивления, подчиняясь княжеской воле.

За крещением Киева последовало медленное и не всегда легкое распространение христианства по всей огромной стране. Владимир понимал, что одного приказа недостаточно. Он начал грандиозное церковное строительство. В Киеве была возведена первая на Руси каменная церковь — Успения Пресвятой Богородицы, названная Десятинной, так как князь выделял на ее содержание десятую часть своих доходов.

Изменения произошли и в самом князе. Летописец, противопоставляя его языческому прошлому, отмечает, что Владимир стал милостивым, щедрым и совестливым правителем. Он распустил свой огромный гарем, официально признав лишь христианский брак с Анной.

Преобразился и характер его правления: если раньше главным были военные походы, то теперь — защита границ (особенно от печенегов), строительство городов-крепостей, законотворчество и щедрые пиры для народа, за которые он и получил в народной памяти прозвище «Красное Солнышко».

Эволюция образа: от летописца до наших дней

Сразу после смерти Владимира в 1015 году началось формирование его двойственного образа. Официальная церковная традиция, представленная в летописях и житиях, создавала образ святого князя-подвижника, подчеркивая контраст между его греховной юностью и благочестивой зрелостью. Эта концепция «чудесного преображения» стала главным нарративом на столетия.

В народном же сознании, в былинах, он остался Владимиром Красным Солнышком — гостеприимным князем, вокруг которого собираются могучие богатыри. Однако фольклорный образ далек от идеализации.

В былинах князь предстает часто слабым, завистливым, нерешительным, а порой и неблагодарным правителем, которого защищают и выручают из беды его же воины. Эта двойственность показывает сложность народного восприятия власти: князя уважают за статус, но не закрывают глаза на его недостатки.

Советская историография, находясь в атеистических рамках, была вынуждена разделять оценку крещения и личность Владимира. Сам обряд объявлялся насильственным актом, призванным укрепить класс феодалов. Но при этом Владимир как государственный деятель, укрепивший границы Руси и способствовавший ее развитию, оценивался положительно.

В постсоветское время произошло возвращение сакрального статуса князя. Он вновь стал почитаться как святой и мудрый правитель, определивший цивилизационный выбор России. Открытие памятников ему в Москве и других городах символизирует восстановление национальной исторической памяти, где Владимир занимает одно из центральных мест.

Память о князе Владимире продолжает объединять народы, исторически связанные с Киевской Русью. Его образ, пройдя через века, остается живым и актуальным, приглашая к размышлению о вечных вопросах: может ли человек радикально измениться? Где проходит грань между политической необходимостью и искренней верой? И что важнее для оценки исторического деятеля — его поступки или их последствия для будущих поколений?

Как вы думаете, что требует большего мужества — завоевать чужеземное царство или победить собственные недостатки?