Найти в Дзене
Письма к человеку

Мама

Мама на многих языках звучит одинаково или похоже. Это символично! Значит дети многих народов начинают говорить с этого слова — Мама. Когда я однажды в итальянском Каорло спросил китаянку со множеством детей, как по-китайски мама. Она так и ответила, пропела: мама... В Государственном Музее Востока сегодня был аншлаг. Выставка китайских чайников. Такое впечатление, что все чаевники собрались здесь. Еле-еле протискиваюсь сначала примерно в 3-й ряд и постепенно продвигаюсь, стоически выдерживая и невольные пинки и удары — очень много аппаратуры, микрофонов-удочек, фотоаппаратуры и т.д., которые нехотя задевают. Но зато попал в первый ряд. Экскурсовод не обычный, не из Музея. Значит, волонтерка. Но говорит и рассказывает о чайниках так, что кажется прожил жизнь зря, не зная столько интересного, важного, мудрого. – В китайских чайниках — все жанры искусства, глубина знаний истории, китайской символики, мифологии и много всего другого, что окружает нас сегодня и что окружала китайцев изда

Мама на многих языках звучит одинаково или похоже. Это символично! Значит дети многих народов начинают говорить с этого слова — Мама. Когда я однажды в итальянском Каорло спросил китаянку со множеством детей, как по-китайски мама. Она так и ответила, пропела: мама...

В Государственном Музее Востока сегодня был аншлаг.

Выставка китайских чайников. Такое впечатление, что все чаевники собрались здесь. Еле-еле протискиваюсь сначала примерно в 3-й ряд и постепенно продвигаюсь, стоически выдерживая и невольные пинки и удары — очень много аппаратуры, микрофонов-удочек, фотоаппаратуры и т.д., которые нехотя задевают.

Но зато попал в первый ряд. Экскурсовод не обычный, не из Музея. Значит, волонтерка. Но говорит и рассказывает о чайниках так, что кажется прожил жизнь зря, не зная столько интересного, важного, мудрого.

В китайских чайниках — все жанры искусства, глубина знаний истории, китайской символики, мифологии и много всего другого, что окружает нас сегодня и что окружала китайцев издавна.

Если мы привыкли искать и находить ответы, то в случае с китайскими чайниками — бесконечные загадки. И увлекательный поиск…

Экскурсовод в этой теме знает толк. Собирание чайников стало семейной традицией. А само собирание это не накопление чего-то, что измеряется материальными величинами. Это — прекрасный процесс познания.

Чайники не игрушка и не забава. Известна «чайная дипломатия». Очень сложным и многогранным является «искусство чая».

Под экскурсию играла легкая, но философская китайская музыка. Мы узнали, что есть в Китае своя «чайная музыка». А чайные узоры органично связаны с природой.

Буквально раскрыв рты, мы слушали этого экскурсовода. За каждым экспонатом — своя история, описание, понимание.

Поразительно. Рабочий день закончился. Люди поехали по домам. А наш экскурсовод, легко оперируя информацией, погружала нас в волшебный мир китайской чайной культуры. Профессионализм высшего уровня.

Но… таких в музей не берут. Потом поймете, почему.

Когда к нашему экскурсоводу обратился китайский корреспондент, она отвечала ему по-китайски. Это было прекрасное зрелище: она словно пела, и я просто заслушался.

А совсем «на Камчатке» скромно стояла стройная, безукоризненно со вкусом одетая женщина. На неё никто не обращал внимания, все стремились туда, вперед, где шел увлекательный рассказ нашего сегодняшнего экскурсовода.

Но она и издалека слышала, о чём шла речь, и улыбалась.

Когда её узнали, ряды расступились, и Ирина Владиславовна вышла к экспонатам. Вот тут-то многочисленная журналистская публика узнала, что перед ними известный искусствовед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Вы очаровали Китай».

Но всеобщий восторг вызвало то, что Ирина Владиславовна была мамой нашего сегодняшнего экскурсовода.

Когда возникла небольшая пауза, отведя Ирину Владиславовну в сторону, я задал вопрос:

Ирина Владиславовна, в этом году в канун Международного Женского Дня 8 марта, на одной из пресс-конференций, поздравив Вашу дочь с приближающимся первым весенним праздником, я просил, чтобы она передала своей маме, пошептала на ушко, что у нее замечательная дочка.
Передала?

– Конечно.
– Правда?
– Правда.

И мы, оба радостные, сделали общую фотографию.

-2

Остается только раскрыть небольшой секрет. После тяжелого насыщенного рабочего дня, на исключительно ответственной должности, где многое значат не только слова, но и паузы между словами, перед нами в роли экскурсовода предстала наша прекрасная, умная … чью фотографию не даю, чтобы не испортить интригу — Мария Владимировна Захарова!