Найти в Дзене

Пять главок "Стремянки" об архетипе Аркадия Натановича

(Этот фрагмент "Стремянки" в бумаге ещё не опубликован, есть только в аудиоверсии... Не исключено, что в дальнейшем он будет сильно изменен) Вспоминая антифашистские старания Михаила Ромма или Чарли Чаплина, рассуждая о Белом тезисе, выделяя в сказках Андерсена пресловутые формулы смысла, мы постепенно, круг за кругом, приближаемся к главной вершине нашего высокогорья - к Аркадию Натановичу Стругацкому. Если говорить об антифашизме, то в первую очередь надо вспомнить «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом», сокращенно ОО и ТББ. На их страницах Прогрессор Борис посылал Время вперед, а Умник Аркадий сворачивал это Время в трубочку… В таком соединении рождалась удивительная спираль проникновения, которая будто штопором вскрыла многие невидимые миру преграды. Если говорить о формулах смысла, то главных формул, ясное дело, - двенадцать и они любезно предоставлены нам авторами для наименования наших Ступеней (Прогрессор, Мокрец, Обида-Мученик…Ну, и так далее). Ну, разве эти формулы не глубж
Оглавление

(Этот фрагмент "Стремянки" в бумаге ещё не опубликован, есть только в аудиоверсии... Не исключено, что в дальнейшем он будет сильно изменен)

ОО И ТББ

Вспоминая антифашистские старания Михаила Ромма или Чарли Чаплина, рассуждая о Белом тезисе, выделяя в сказках Андерсена пресловутые формулы смысла, мы постепенно, круг за кругом, приближаемся к главной вершине нашего высокогорья - к Аркадию Натановичу Стругацкому.

Если говорить об антифашизме, то в первую очередь надо вспомнить «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом», сокращенно ОО и ТББ. На их страницах Прогрессор Борис посылал Время вперед, а Умник Аркадий сворачивал это Время в трубочку… В таком соединении рождалась удивительная спираль проникновения, которая будто штопором вскрыла многие невидимые миру преграды.

Если говорить о формулах смысла, то главных формул, ясное дело, - двенадцать и они любезно предоставлены нам авторами для наименования наших Ступеней (Прогрессор, Мокрец, Обида-Мученик…Ну, и так далее). Ну, разве эти формулы не глубже и не ярче, чем андерсеновские Дюймовочка, Русалочка или Снежная королева?

Также формулой смысла можно считать и само название - ТББ. Это формула божественного бессилия или, если хотите, неверия в безупречность и могущество своего Белого тезиса:

- Каково это: быть ограниченно всемогущим? Когда умеешь все, но никак, никак, никак не можешь создать аверс без реверса и правое без левого... Когда все, что ты умеешь, и можешь, и создаешь доброго, – отягощено злом?..

- Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а всё зло от знания. Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?

Ну и конечно же, неслучайность арканарского средневековья. Умник всегда там, где средние века. И где средние века, там всегда Умник. Серость, рыцарский орден, фашизм. Тот же Гитлер, со своим фашизмом, кстати, - это ведь попытка вернуть средневековье. И фашисты – это те же лавочники, возомнившие, что могут управлять промышленными магнатами.

Очень много места в ТББ и ОО уделяется рассуждениям о стабильности властного устройства…

- Человечество слишком стационарная система.

Впрочем, это уже из «Пикника».

А еще дон Румата и Мак Сим идеально иллюстрируют Великое Нетерпение. Дон Румата, как-то ещё держался, правда, в конце концов, накатастрофил уже по полной. А Мак Сим даже и не пытался сдерживаться. А чего в самом деле, сдерживаться, если тезис у него был такой кристально Белый.

«ХРОМАЯ СУДЬБА»

Трудно быть богом, - это, оказывается, не только про Румату, разговаривающего с Будахом от имени всемогущего, но также и про Феликса Сорокина из «Хромой судьбы» и, естественно, про Аркадия Натановича, ставшего его прототипом. Тяжко быть богом во вполне смертной оболочке немолодого, больного человека, привыкшего к рюмочке и чтобы немножко закусить. А люди-то чувствуют, что он бог и лезут, анацефалы со своими письмами дурацкими, записками, ноты какие-то непонятные подсовывают. Для большинства ведь бог – это что-то вроде собеса или попечительского совета…

-2

А он ведь бог совсем в другом смысле - он бог лишь в том, что не сдрейфил, не повернул назад, докопался-таки до своей заветной рукописи в Синей Папке, дошел до самых что ни на есть глубин формулирования смысла. Недаром говорит ему Михаил Афанасьевич:

- Единственное, что меня интересует, - это ваша Синяя Папка, чтобы роман ваш был написан и закончен… Разумеется, людям свойственно ожидать награды за труды свои и за муки, и в общем-то это справедливо, но есть исключения: не бывает и не может быть награды за муку творческую. Мука эта сама заключает в себе награду. Поэтому не ждите вы для себя ни света, ни покоя. Никогда не будет вам ни покоя, ни света.

И сразу после этого в ресторан и, небрежно повернувшись к официанту, отчетливо бросить:

- Мяса! Любого! Но только не псины. Хватит с меня псины!..

Он был возмутительно, непристойно и неумело счастлив сейчас, и сам толком не знал, почему, собственно.

«УЛИТКА НА СКЛОНЕ»

Три системы, все три стационарны, все три не замечают друг друга: дурацкое Управление, по которому бродит Перец, изумительная деревня дураков, в которую попадает Кандид и, наконец, сообщество загадочных боевых подруг партеногенеза. Можно, конечно, сказать, что Управление изучает лес, а подруги атакуют и захватывают деревни. Но, по сути дела миры никак не взаимодействуют, никак не влияют друг на друга, ничему не учатся друг у друга, целиком поглощенные сами собой и своими проблемами. Перед нами, таким образом, целый букет стационарных миров. Нет в этой книге никакого движения, никакого прогресса, ни хорошего, ни плохого.

-3

Много лет спустя замечательный режиссер Александр Рогожкин, тоже, между прочим, Умник, снимет удивительный фильм «Кукушка», где три человека, три мира, три системы: русский солдат, финский дезертир и одинокая саамка пройдут мимо друг друга, ничего не узнав и ничего не изменив, так и оставшись в своих представлениях о вселенной…

«ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ»

Атеизм братьев всегда вызывал у читателей недоверие. Что это за атеисты такие, которые всё время говорят о создателе, всё время рассуждают о принципах сотворения мира и управления им. А тут еще сын профессора богословия Михаил Афанасьевич, зримо или незримо присутствующий во многих книгах братьев.

-4

В ТББ костюм Создателя примерил лихой Румата, в «Хромой судьбе» одеяния божьего сына предлагались Феликсу Сорокину. В «Отягощенных злом» Бог вышел из-за кулис и вошёл в разговор напрямую.

Начинается перекличка с большим булгаковским романом:

- Люди те же…Например, им по-прежнему неизвестно, для чего они существуют на свете. Как будто это тайна какая-то за семнадцатью замками!..

- А действительно для чего?

И вновь умниковские вопросы все те же: стационарно ли человечество, есть ли прогресс, можно ли перевоспитать людей? Ответы очевидны: да - стационарно, нет - не прогрессирует, нет - невоспитуемо! В бессилии расписывается тот, кто может управлять космической материей, с легкостью двигает звезды. Но ничего не может придумать для людей и вынужден принимать рационализаторские предложения от каких-то моральных уродов.

Ну и конечно, тот самый гимн стационарности, всемирному равновесию, перед которым даже Бог бессилен. Это там где Агасфер Лукич про аверс и реверс, правое и левое, а также добро отягощенное злом...

Такое вот завершение перепалки Воланда с Левием Матвеем. Помните?:

- Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей… Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?

«ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ»

Главных героев двое: Кацман и Воронин, архивист и астроном, архивист чуть более еврей, астроном чуть более русский… Намек на двух братьев более чем прозрачный.

Налицо все признаки прогрессорской (то есть борисовской) книги: загадочная внешняя сила (те самые наставники). Сила лукавая, не ясная, а главное мощнейшая, практически всемогущая. Далее: в книге присутствует очевидный прогресс, герои очень сильно эволюционируют. Причем, если Изя Кацман (как бы Аркадий) меняется очень мало (вечно насмешлив, вечно бабник, вечно роется в архивах), то Воронин невероятно изменчив: вначале романтик, потом конформист и далее капитулянт…

Чрезвычайно сильно меняется сам мир, его социальное устройство. В предыдущих книгах, как только свершалась катастрофа и мир менялся, повествование тут же заканчивалась: ТББ, ОО.

-5

И все-таки и все-таки… Сама вселенная выстроенная в «Граде», стенка справа, пропасть слева, уютная полудомашняя обстановка, все это напоминает о стационарном мире Умников. И то, что несколько раз удалось эту стационарность нарушить, ничего в общем не доказывает. Запустили обезьян, казалось бы катастрофа. А через день-другой глядишь, все как-то уладилось, устоялось. Солнце выключили, власть рухнула, все ждут наступления кошмара, но наступает нечто вполне обыденное. И даже статуи бродячие и всякое такое, неизбежно отсылают нас к вечным порядкам, установленным некогда Любимым и Великим.