Изучаем детали самой радикальной трансформации в истории автоспорта.
Через считанные месяцы Формула-1 переживет настоящую техническую революцию. Эксперты уже называют грядущие изменения самыми кардинальными за всю историю чемпионата. Новые болиды будут оснащены продвинутой активной аэродинамикой и принципиально иными силовыми агрегатами, что позволит им разгоняться из виражей с феноменальной скоростью, но создаст риск резкой потери мощности на финише длинных участков.
Предельная скорость обновленных машин может достичь 400 км/ч, а гонщикам предстоит полностью переучиваться управлению болидами. Выясняем, как будет выглядеть Формула-1 образца 2026 года.
Компактность против габаритов
Создатели нового регламента поставили амбициозную цель — превратить гонки в более динамичное и захватывающее шоу. Сегодняшние машины критикуют за чрезмерные размеры и вес, которые мешают плотной борьбе на трассе. Учитывая накопленный опыт, регуляторы решили пойти по пути уменьшения параметров болидов.
Изменения коснутся всех измерений, но не кардинально — ширина сократится на 10 сантиметров, длина на 20 сантиметров. Такая корректировка может показаться символической и вряд ли кардинально изменит динамику гонок. Масса также снизится на 30 килограммов до отметки 768 кг, хотя это все еще больше, чем у болидов пятилетней давности (752 кг). Движение в правильном направлении налицо, пусть и не революционное.
Шины тоже ждут модификации — передняя резина станет уже на 2,5 см, задняя на 3 см. «Пирелли» заверяет, что минимальные потери в сцеплении будут нивелированы снижением аэродинамических помех от колес.
Аэродинамическая трансформация
В области аэродинамики произойдет принципиальный поворот — граунд-эффект фактически упразднят. Начиная с 2026 года команды вернутся к преимущественно ровному днищу, что напоминает эру до 2022 года. Подобное решение даст возможность использовать менее жесткие настройки подвески, так как новая конструкция шасси не потребует экстремальной надежности и не будет критически терять прижимную силу при малейших колебаниях. Результат — более интуитивное поведение машины и упрощение задачи для пилотов, которые до сих пор борются с особенностями нынешнего поколения болидов.
Визуально более впечатляющим нововведением станет активная аэродинамическая система. Теперь пилоты получат контроль не только над задним антикрылом (как в DRS), но и над передним. Базовый Z-режим предполагает стандартное положение элементов, а переключение в X-режим поднимает лопасти обоих антикрыльев. Активация системы будет разрешена исключительно на заранее определенных зонах трассы.
Моторная революция
Силовые установки претерпят не менее значительные изменения. Базовая концепция турбогибридного V6 объемом 1,6 литра сохранится, однако ради удешевления из конструкции исключат MGU-H — систему рекуперации тепловой энергии. Электрическую составляющую теперь обеспечит только MGU-K — устройство, восстанавливающее кинетическую энергию при замедлении.
Баланс мощности кардинально изменится. Если сегодня электричество обеспечивает 16% пиковой отдачи, то через два года этот показатель подскочит до 47%. Мощность гибридной части возрастет почти втрое — с 120 кВт (163 л.с.) до 350 кВт (476 л.с.). Одновременно мощность традиционного двигателя внутреннего сгорания упадет с 630 кВт (857 л.с.) до 400 кВт (544 л.с.). Суммарная отдача останется неизменной — 750 кВт (1020 л.с.).
Новый MGU-K сможет аккумулировать вдвое больше энергии, что потребует от гонщиков пересмотра техники пилотирования — возможно, им придется интенсивнее использовать тормоза для максимальной рекуперации. В паддоке высказывают опасения относительно быстрого истощения батарей, особенно на скоростных трассах с протяженными прямыми участками, где болиды могут внезапно терять темп.
Дополнительным тактическим элементом станет Manual Override — режим кратковременного повышения мощности. В отличие от аэродинамических систем, его можно активировать в любой точке трассы. Эта функция призвана стать ключевым инструментом для проведения эффектных и непредсказуемых маневров обгона.
Новая эра скорости
Шарль Леклер точно подметил — пилотам предстоит отбросить многолетний опыт и осваивать управление с нуля. Данные симуляций показывают фантастическую динамику разгона благодаря мощному гибриду — болиды будут катапультироваться из поворотов с невиданной прежде скоростью. Прогнозируемая максимальная скорость приближается к 400 км/ч, что значительно превышает нынешний рекорд Валттери Боттаса — 378 км/ч, зафиксированный в Баку в 2016 году.
Однако проблема быстрой разрядки гибридной системы остается актуальной. ФИА заверила, что будет мониторить ситуацию и при необходимости внесет коррективы, если болиды действительно начнут неожиданно терять мощность на прямых. Пилоты, протестировавшие новые машины в симуляторах, также отмечают проблемные перепады прижимной силы при использовании X-режима, которые могут привести к полной потере управляемости.
Функционал Manual Override пока окружен множеством вопросов. Неясно, насколько существенным будет эффект, как он будет зависеть от специфики трассы, какие тактические схемы выберут команды. Ответы на эти вопросы мы получим только в деле.
Однако уже сейчас очевидно — 2026 год подарит нам принципиально иную Формулу-1.