Найти в Дзене
Первый Автомобильный

Какая себестоимость нашей Лады Весты 2025? Покопался в различных данных и нашел примерный ответ. Делюсь с вами, сколько зарабатывает завод

Оглавление

Вы приходите в автосалон Lada, смотрите на новенькую «Весту». Менеджер с улыбкой показывает вам ценник: 1,8, 2, а то и 2,2 миллиона рублей. Вы вздыхаете, прикидываете кредит и задаетесь простым вопросом: а сколько эта машина стоит на самом деле? Не в шоу-руме, под светом софитов, а там, за заводскими воротами в Тольятти. Сколько стоят все эти детали, работа людей, электричество? И, самое главное, сколько на мне, простом покупателе, зарабатывает сам завод и хитрый дилер?

Этот вопрос — главная тайна российского автопрома. Получить точные цифры с разбивкой до копейки — нереально, это коммерческая тайна. Но, покопавшись в открытых отчетах, изучив структуру автомобильной цены и поговорив с людьми из отрасли, можно собрать этот пазл. И картина, которая получается в итоге, честно говоря, заставляет задуматься.

Из чего состоит цена автомобиля? Простая математика

Давайте заглянем на «кухню» АвтоВАЗа и посмотрим, как готовится это «блюдо». Глобально, цена, которую мы видим в салоне, состоит из трех больших кусков.

  1. Первый и самый большой кусок — это, собственно, сама машина, то есть «железо». Сюда входит цена всех-всех деталей (от куска металла до сложной электроники), зарплата мужиков на конвейере, счета за свет и воду.
  2. Второй кусок — это все, что «накручивает» сам завод сверху. Это зарплаты начальников и маркетологов, расходы на рекламу, перевозку машин до салонов, налоги (включая НДС 20%), ну и, конечно, та самая чистая прибыль, ради которой все и затевалось.
  3. Ну и третий, самый хитрый кусок — это аппетиты самого автосалона. Дилер ведь тоже хочет кушать. Он тратится на аренду красивого зала, зарплаты менеджерам и тоже закладывает свою прибыль.
-2

А теперь давайте попробуем на эти абстрактные «куски» нацепить реальные, хоть и примерные, ценники.

Считаем себестоимость: сколько стоит «железо»?

Так сколько же на самом деле стоит «голая» Lada Vesta, только-только выкатившаяся с конвейера? Это самая охраняемая тайна. Но если проанализировать стоимость автокомпонентов и послушать, что говорят эксперты, то можно собрать примерную мозаику. Возьмем для примера среднюю комплектацию Techno, за которую в салоне просят около 1 900 000 рублей.

  • Скелет машины: кузов и покраска. Весь металл, его штамповка, сварка и окраска — это самая материалоемкая часть. Потянет примерно на 250-300 тысяч рублей.
  • Сердце машины: мотор и коробка. Двигатель 1.8 Evo и китайский вариатор WLY — самый дорогой дуэт. Закупка и сборка этого узла обходится заводу примерно в 300-350 тысяч рублей.
-3
  • «Ноги» машины: подвеска и тормоза. Все рычаги, амортизаторы, пружины, тормозные диски и суппорты — это еще около 100-120 тысяч рублей.
  • «Внутренний мир»: салон и «мозги». Весь пластик, сиденья, модная мультимедийная система, километры проводки, датчики и блоки — еще 150-180 тысяч.
  • Всякая мелочь: Колеса в сборе, стекла, глушитель, фары и фонари — набегает еще на 70-80 тысяч.

Теперь давайте сложим все это железо, пластик и провода в одну кучу. Получается, что реальная, прямая себестоимость производства одной Lada Vesta — то есть цена всех деталей и работы по их сборке — колеблется в районе 870 000 - 1 030 000 рублей. Давайте для ровного счета возьмем среднее — около 950 000 рублей.

Сколько зарабатывает АвтоВАЗ?

Итак, машина, которая стоила в производстве 950 тысяч, с конвейера сходит уже по другой, так называемой отпускной цене для дилера. В эту цену завод закладывает все свои остальные расходы и прибыль.

-4
  • Налог на добавленную стоимость (НДС 20%): От отпускной цены, которую мы сейчас посчитаем.
  • Прочие расходы (логистика, маркетинг, зарплаты ИТР): Эксперты оценивают эту долю примерно в 15-20% от себестоимости. Это еще около 150-200 тысяч рублей.
  • Прибыль завода: По официальным заявлениям, операционная маржа АвтоВАЗа составляет около 5%.

Теперь считаем. Отпускная цена для дилера формируется примерно так: 950 000 (себестоимость) + 200 000 (прочие расходы) = 1 150 000 рублей. К этой сумме добавляется прибыль завода (около 50-60 тысяч) и НДС. В итоге, дилер получает «Весту» от завода по цене примерно 1 450 000 - 1 500 000 рублей.

-5

Таким образом, чистый заработок самого АвтоВАЗа с одной проданной «Весты» — это скромные 50-70 тысяч рублей. «Как так, почему так мало?» — спросите вы. И будете правы, задав этот вопрос. Давайте посмотрим на ситуацию под другим углом.

Развязка: где на самом деле оседает прибыль?

И вот тут мы подходим к самому интересному. Многие считают, что основную прибыль получают дилеры, накручивая цены. Но пообщавшись с людьми из этой сферы, я пришел к другому выводу. Да, дилер зарабатывает, но его маржа с продажи одной «голой» машины не такая уж и космическая.

Реальная дилерская наценка на одну Lada Vesta составляет 50-80 тысяч рублей. Это его заработок за то, что он содержит салон, платит зарплаты и несет расходы. Основную прибыль дилер делает на другом.

  • Дополнительное оборудование: Коврики, сигнализация, антикор, которые дилер ставит со своей наценкой в 200-300%. С этих «допов» он зарабатывает еще 50-100 тысяч.
  • Кредит и страховка: За каждый проданный кредитный и страховой продукт дилер получает щедрую комиссию от банка и страховой компании. Это еще 30-50 тысяч.
-6

В итоге, суммарный заработок дилера с одной машины действительно может быть большим, но его основная часть — это продажа услуг, а не сама машина. А теперь вернемся к заводу. Если дилер получает машину за 1,8 млн (при розничной цене в 1,9), то получается, что заработок самого АвтоВАЗа — это колоссальные 600-700 тысяч рублей с каждого автомобиля, без учета налогов. Официальные 5% маржи на этом фоне выглядят, мягко говоря, лукавством.

Что в итоге?

Получается парадоксальная картина. Завод, который пользуется всеми возможными мерами господдержки, получает компенсацию утильсбора и работает в тепличных условиях, закладывает в цену своего флагмана огромную маржу. Он разрабатывает, производит, несет все риски и при этом является главным бенефициаром в этой цепочке.

Дилер же, по сути, вынужден зарабатывать на сервисе и допуслугах, потому что маржа на само «железо» у него не такая большая, как принято считать.

-7

Именно поэтому мы видим такие высокие цены в салонах. И именно поэтому АвтоВАЗ, даже получая огромные госсубсидии, не может сделать свои машины значительно дешевле. Большая часть этой выгоды просто «оседает» не в карманах дилерской сети, а на счетах самого завода-монополиста.

Так что, когда в следующий раз вы будете смотреть на ценник Lada Vesta, знайте: примерно половина этой суммы — это реальная стоимость «железа». А вторая половина — это налоги, прочие расходы завода и его весьма нескромные аппетиты.

А что думаете вы? Считаете ли вы справедливым такое распределение прибыли? Пишите свое мнение в комментариях!