Сначала это были просто тревожные слухи, потом — неуверенные комментарии экспертов. А теперь это сухие, безжалостные цифры официальной статистики, которые звучат как приговор. За 8 месяцев 2025 года продажи Lada рухнули на 25%. Каждый четвертый потенциальный покупатель, который в прошлом году пришел бы в салон Lada, в этом году прошел мимо.
И это не просто цифры. Это отражение катастрофы, которая разворачивается на наших глазах. Завод, который десятилетиями был символом отечественного автопрома, который кормил целый город и был единственным выбором для миллионов, стремительно теряет своего покупателя. Люди больше не хотят покупать «Гранты» и «Весты». И дело не в отсутствии патриотизма. Дело в ценах и здравом смысле. Давайте без паники, на основе фактов, разберемся, почему это произошло, и что на самом деле ждет АвтоВАЗ в 2026 году.
Масштаб бедствия: когда провалились все
Чтобы понять, насколько все серьезно, нужно просто посмотреть на детали этого падения. Это не провал какой-то одной неудачной модели. Это системный коллапс по всем фронтам.
- Lada Granta, вчерашний абсолютный бестселлер и самая «народная» машина страны, потеряла 30% покупателей.
- Lada Vesta, флагман и гордость завода, рухнула еще сильнее — на 33%.
- Даже вечные и, казалось бы, неубиваемые «Нивы» (Legend и Travel) ушли в глубокий минус — 31% и 36% соответственно.
Единственный, кто показывает формальный рост — это перезапущенный Largus и новые Iskra с Aura. Но это рост на фоне «нулевой» базы прошлого года, который не способен перекрыть катастрофическое падение основных, массовых моделей. Проблема не в Москве или Питере. Продажи рухнули везде: в Татарстане (–26%), в родной для завода Самарской области (–19%), в богатом Краснодарском крае (–25%). Люди по всей стране голосуют рублем против продукции АвтоВАЗа.
Почему люди перестали покупать «Лады»? Три причины коллапса
Так почему же это произошло? Почему еще вчерашние хиты продаж сегодня пылятся на дилерских стоянках? Причин несколько, и все они, как снежный ком, привели к нынешнему результату.
1. Цена, оторванная от реальности.
Это главная причина. Lada перестала быть доступной. Когда Lada Vesta SW Cross в хорошей комплектации стоит больше 2 миллионов рублей, она автоматически перестает быть «машиной для народа». Она попадает на территорию, где правят бал китайские кроссоверы.
Покупатель сегодня не дурак. Он приходит в салон, смотрит на «Весту» за 2,1 миллиона, а потом идет в соседний салон и видит за 2,2-2,3 миллиона Haval Jolion или Chery Tiggo 4 Pro. И что он выбирает? Машину классом выше, с более мощным турбомотором, с современной коробкой передач, с огромным экраном и панорамной крышей. Выбор очевиден. АвтоВАЗ проиграл ценовую войну, которую сам же и спровоцировал, постоянно поднимая цены вслед за ростом утильсбора.
2. Техническая отсталость.
На фоне «китайцев» наши машины выглядят, как привет из прошлого. Пока конкуренты предлагают турбомоторы, «роботы» с двумя сцеплениями и современные мультимедийные системы, АвтоВАЗ с гордостью возвращает в «Гранту» 8-клапанный двигатель и ставит на «Весту» китайский вариатор, вызывающий много вопросов. Люди видят эту разницу. Они не хотят платить два миллиона за технологии десятилетней давности.
3. Накопившаяся усталость и падение качества.
Годами нам обещали прорыв, но на деле мы получали лишь рестайлинги старых моделей. К этому добавились и проблемы с качеством после ухода Renault. Владельцы новых машин жалуются на «детские болезни», проблемы с электрикой и качеством сборки. На фоне этого даже мифическая «легендарная надежность» перестала быть аргументом.
Развязка: что ждет завод в 2026 году?
А теперь самое главное. Что будет дальше? Судя по тому, что происходит сейчас, прогноз на 2026 год выглядит очень мрачно.
1. Четырехдневка и исход кадров.
Завод уже объявил о переходе на четырехдневную рабочую неделю. Официально — чтобы избежать увольнений. Но на деле это означает сокращение зарплат на 20% и уход самых квалифицированных рабочих, которые не захотят работать за копейки. А уход специалистов — это прямое и неминуемое падение качества сборки. Машины, собранные в этот период, рискуют стать самыми проблемными за всю историю завода.
2. Усиление конкуренции.
В 2026 году китайские бренды окопаются на нашем рынке еще сильнее. Появятся новые, еще более интересные модели. Заработают на полную мощность локализованные производства, как белорусский Belgee, который уже выкатил прямого конкурента «Весте» — седан S50. АвтоВАЗу будет еще сложнее.
3. Замедленная смерть или поглощение?
Государство, конечно, не даст заводу умереть. Но бесконечно вливать деньги в предприятие, которое не может продать свою продукцию, никто не будет. Наиболее вероятный сценарий на 2026-2027 годы — это еще более глубокая «дружба» с одним из китайских концернов. По сути, это будет означать конец АвтоВАЗа как самостоятельного разработчика. Конвейеры просто переоборудуют под сборку очередного китайского автомобиля, на который повесят шильдик Lada.
Так что, отвечая на вопрос в заголовке, можно сказать: в 2026 году АвтоВАЗ ждет либо мучительная стагнация с падением качества и продаж, либо окончательная потеря самостоятельности. И тот и другой вариант — это конец той «Лады», которую мы знали.
Но будем надеяться, что руководство АвтоВАЗа, все-таки, возьмется за голову и вместо того, чтобы продвигать очередные заградительные меры для всего рынка, предприятие начнет работать над повышением качества. Ну и перестанет выпускать очень спорные автомобили.
А что думаете вы? Сможет ли АвтоВАЗ выбраться из этого пике? И что, по-вашему, нужно сделать, чтобы спасти отечественный автопром? Поделитесь своим мнением в комментариях.