Восемь лет я жила в семье, где главным человеком была не я и даже не муж. Всё решала свекровь. Но однажды я решилась сама.
- Мама решает все вопросы! - бросил Андрей, хлопнув дверью так, что задрожали стекла в серванте.
Я стояла посреди кухни с мокрой тряпкой в руках и смотрела на закрытую дверь. Капли с тряпки падали на линолеум, но я даже не замечала этого. В голове крутилась одна мысль: неужели все дошло до того, что мой собственный муж открыто заявляет о том, что в нашей семье командует его мама?
- Лена, дорогая, не расстраивайся так, - раздался за спиной знакомый голос. - Андрюша просто нервничает на работе. Ты же знаешь, какой он впечатлительный с детства.
Я обернулась. Валентина Петровна стояла в дверном проеме, держа в руках свою неизменную сумочку. Как всегда, она появилась в самый неподходящий момент. Или самый подходящий для нее.
- Здравствуйте, - выдавила я из себя.
- Ну что ты так официально? Мы же семья! - Свекровь прошла на кухню, как к себе домой. - Садись, поговорим по душам. Видишь, какой ты бледная стала? Совсем себя не бережешь.
Я послушно села за стол. За восемь лет замужества я так и не научилась противостоять Валентине Петровне. Она умела подавлять одним своим видом, одной интонацией.
- Понимаешь, милая, - начала свекровь, доставая из сумочки термос, - мужчины они как дети. Им нужна твердая рука. Андрюша с малых лет привык, что я за него все решаю. И ничего плохого в этом нет.
- Но мы же взрослые люди, - попыталась возразить я. - У нас своя семья.
- Конечно, конечно, - согласилась Валентина Петровна, наливая чай из термоса. - Но опыт никто не отменял. Вот возьми хотя бы вашу квартиру. Кто ее выбирал? Кто с продавцами договаривался? Кто ремонт планировал?
Я молчала. Действительно, во всех этих вопросах главную роль играла свекровь. Мое мнение если и спрашивали, то скорее для приличия.
- Или работа у Андрея, - продолжала она. - Думаешь, он сам на такое место устроился? Это я через знакомых пристроила. Зарплата хорошая, коллектив приличный.
- Я не против вашей помощи, - наконец решилась сказать я. - Просто хочется иногда самим принимать решения.
Валентина Петровна посмотрела на меня с жалостью.
- Леночка, дорогая, ты же видишь, что получается, когда Андрей пытается что-то решать сам. Вот на прошлой неделе захотел машину поменять. Чуть не купил старую развалюху за большие деньги. Хорошо, я вовремя подоспела.
Я помнила эту историю. Андрей целую неделю выбирал автомобиль, изучал объявления, ездил смотреть. А потом свекровь за один день нашла другой вариант и заявила, что только дурак будет покупать что-то другое.
- А помнишь, как ты хотела на курсы английского записаться? - продолжала Валентина Петровна. - Я же сразу сказала, что это пустая трата времени и денег. И что в итоге? Ты послушалась меня, и правильно сделала. Посмотри на соседку Галю, она два года ходила на эти курсы, а толку никакого.
Это было больно. Я действительно мечтала выучить английский, даже деньги откладывала. Но свекровь так убедительно объясняла, почему это глупо, что я в итоге отказалась от своей мечты.
- Валентина Петровна, но ведь должны же быть границы, - попыталась я еще раз. - Мы с Андреем взрослые, у нас скоро может появиться ребенок...
- О! - глаза свекрови загорелись. - Вот об этом я и хотела поговорить! Когда у вас родится малыш, вам понадобится помощь. Я уже все продумала. Переберусь к вам на месяц, а может, и дольше. Помогу с ребенком, с хозяйством. Ты ведь неопытная, можешь что-то не так сделать.
У меня перехватило дыхание. Я представила, как Валентина Петровна будет указывать мне, как кормить моего собственного ребенка, как его пеленать, когда укладывать спать.
- Не нужно, - тихо сказала я. - Мы справимся сами.
- Ах, Леночка, - покачала головой свекровь. - Ты такая гордячка! Но гордость не поможет, когда ребенок среди ночи плачет, а ты не знаешь, что делать. Я же опытная, Андрюшу вырастила. Посмотри, какой он у меня получился!
Я посмотрела. Сорокалетний мужчина, который не может выбрать себе рубашку без маминого одобрения. Который звонит матери перед каждой покупкой дороже тысячи рублей. Который даже отпуск планирует только после того, как спросит у мамы, куда лучше поехать.
- Я пойду к себе, - встала я из-за стола.
- Постой, - остановила меня Валентина Петровна. - Я еще не все сказала. Андрюша просил передать тебе, что завтра вечером вы идете к моей подруге Тамаре Ивановне. Ее дочка работает в кадровом агентстве, поможет тебе найти работу получше.
- Какую работу? - не поняла я. - Я не ищу работу. Мне нравится то, где я сейчас работаю.
- Леночка, ну что за детский сад! - махнула рукой свекровь. - В твоей библиотеке что за зарплата? Копейки одни! А Тамарина дочка может устроить тебя в солидную фирму. Правда, работать придется больше, но зато и деньги приличные.
- Но я люблю свою работу!
- Любовь любовью, а жить на что-то надо. Вот увидишь, через месяц будешь меня благодарить.
Валентина Петровна собрала свои вещи и направилась к выходу.
- А еще, - обернулась она у двери, - в субботу едем выбирать обои для спальни. Старые уже совсем облезли. Я присмотрела хорошие, в цветочек. Очень нежные, как раз для молодой семьи.
Дверь закрылась, и я осталась одна. Вернее, не одна. Со мной остались мысли, которые давно уже копились в голове, но которые я боялась себе признать.
Вечером пришел Андрей. Он был хмурый и усталый.
- Ну что, мама заходила? - спросил он, снимая куртку.
- Заходила.
- И что она сказала?
- То же, что и всегда. Что она знает, как нам лучше жить.
Андрей посмотрел на меня внимательно.
- Лена, ты что-то не то говоришь. У тебя какой-то странный голос.
Я подошла к окну и посмотрела на двор, где играли дети. Их смех доносился даже через закрытое окно.
- Андрей, скажи честно, ты хоть раз в жизни принял какое-нибудь важное решение сам?
- О чем ты? - удивился он. - Конечно, принимал.
- Какое? Назови хотя бы одно.
Андрей задумался. Я видела, как он напрягается, пытаясь вспомнить.
- Ну... я же сам решил на тебе жениться, - наконец сказал он.
- Сам? А помнишь, как твоя мама два месяца изучала мою родословную? Как она расспрашивала соседей о моей семье? Как проверяла, есть ли у нас наследственные болезни?
- Она просто хотела как лучше...
- А помнишь, как она настаивала, чтобы свадьбу сыграли именно в том ресторане, который выбрала она? Как составляла список гостей, вычеркивая моих друзей, которые ей не понравились?
Андрей молчал.
- А сейчас она уже планирует, как будет воспитывать наших детей. Хочет переехать к нам, когда родится ребенок.
- Ну и что плохого? - наконец заговорил Андрей. - Помощь лишней не бывает.
- Помощь это когда тебя просят. А когда навязывают свое мнение и свой образ жизни, это называется по-другому.
- Лена, ты преувеличиваешь. Мама действительно много для нас делает.
- Много решает за нас, - поправила я. - А мы превратились в марионеток.
Андрей рассердился.
- Если тебе не нравится, как мы живем, то скажи прямо!
- Говорю. Мне не нравится, что в нашей семье из трех человек главным является тот, кто не является ни мужем, ни женой.
- Мама не чужая! Она меня родила, вырастила!
- И теперь хочет прожить за тебя всю жизнь.
Мы поссорились. Андрей ушел к матери, что было вполне предсказуемо. Я осталась дома и впервые за много лет попыталась честно ответить себе на вопрос: хочу ли я жить дальше в такой семье?
Ответ оказался неутешительным.
Утром я пошла на работу в библиотеку. Там было тихо и спокойно. Я расставляла книги и думала о своей жизни. В обеденный перерыв зашла моя коллега Ира.
- Лен, ты какая-то грустная. Что-то случилось?
Я рассказала ей все. Ира слушала внимательно, иногда кивая.
- Знаешь, - сказала она, когда я закончила, - у меня была похожая ситуация. Только у меня свекор был таким. Командовал всеми, решал все за всех.
- И что ты сделала?
- Поставила ультиматум. Сказала мужу: либо мы начинаем жить своей жизнью, либо я ухожу. Знаешь, что он выбрал?
- Что?
- Папочку. Сказал, что я эгоистка и что семья это святое. Мы развелись.
- И ты не жалеешь?
- Нет. Я встретила другого человека. Мы прожили вместе уже десять лет. И знаешь, какая между нами разница? Он со мной советуется. Даже когда покупает носки.
Вечером я долго сидела на кухне и думала. Андрей так и не пришел. Очевидно, мама его утешала и объясняла, какая я плохая.
На следующий день он вернулся.
- Лена, нам надо поговорить, - сказал он.
- Согласна.
- Мама считает, что ты слишком много на себя берешь. Что тебе надо отдохнуть, подлечить нервы. Она знает хорошего врача.
- Андрей, - тихо сказала я, - я приняла решение.
- Какое?
- Я подаю на развод.
Он побледнел.
- Что ты говоришь? Из-за какой-то ссоры?
- Не из-за ссоры. Из-за того, что у нас нет семьи. У нас есть мама, сын и приложение к сыну.
- Лена, не говори глупости!
- Это не глупости. Восемь лет я пыталась стать частью вашей семьи. Но понимаю теперь, что места для меня там нет. Есть место для покорной исполнительницы маминых решений, но не для жены.
Андрей молчал. Потом тихо спросил:
- А если мама будет меньше вмешиваться?
- Она не будет меньше вмешиваться. Это не в ее характере. Да и ты не позволишь ей меньше вмешиваться, потому что ты не умеешь жить без ее советов и решений.
- Я могу научиться!
- Можешь. Но не со мной. Поздно уже.
Развод прошел тихо и быстро. Валентина Петровна до последнего пыталась меня переубедить, доказывая, что я разрушаю семью из-за капризов. Андрей метался между нами, не понимая, что происходит.
Сейчас прошло уже три года. Я живу одна, работаю в своей библиотеке, хожу на английский. Иногда встречаю Андрея в магазине или на улице. Он постарел, стал еще более несамостоятельным. Рядом с ним всегда мама, которая по-прежнему решает все вопросы.
А я научилась решать вопросы сама. Оказалось, это не так страшно, как казалось.
📌Напишите свое мнение в комментариях и поставьте лайк , а также подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории ❤️
Так же рекомендую к прочтению 💕:
#семья #любовь #историиизжизни #интересное #психология #чтопочитать #рассказы #жизнь