Во мне живут две личности. Пока одна смотрит исторический "байопик" про строительство первого руссского флота в Архангельске при царе Петре "Россия молодая", вторая обожает смотреть душещипательные драмы.
И сейчас мы поговорим как раз не о флоте....
"Только не без моей дочери" / "Без дочери -- никогда!" ("Not Without My Daughter") 1991г.
Американская семейная идиллия -- пикник на озере.
Бабушка и дедушка нацеловывают внучку с экзотическим именем Мактоб, зять пытается ловить рыбу, а дочь разносит лимонад. Все смеются и радуются. Старшее поколение давно смирилось с тем, что из Бетти вышла замуж за иранца, он ведь очень давно живет в США и работает на очень почетной должности, он доктор-анестезиолог в больнице.
Да и имеет значение вероисповедание зятя, если он любит свою жену, кроме того, они подарили им такую смышленую и очаровательную внучку???
Но сам доктор (с очень говорящей фамилией) МахМуди с каждым днем все грустнее и грустнее.
На работе у него процветает...как это сейчас модно говорить... притеснение по расовому и религиозному признаку. Смеются коллеги над ним. Недоумевают, как он может читать на арабском, что это вообще за религия такая -- ислам, да и вообще зачем этот Муди тут в Америке нужен?
Потихоньку Муди начинает капать своей жене на мозг, что как бы хорошо было пожить в Иране, ну хотя бы съездть туда в отпуск на время.
Бетти не хочет ехать в эту страну ( ведь там так любят граждан США), там идет война, нравы и обычаи очень отличаются от тех, к которым она привыкла, да и вообще. Муди клянется ей на священном Коране, что он не допустит, чтобы с Бетти и Мактоб что-то случилось.
В общем, через несколько дней тяжких вздохов и картинного сплина со стороны мужа, Бетти соглашается провести в Иране две недели.
В аэропорту Тегерана Муди и его семью встречают шумно и радушно, вся родня по такому случаю из деревни собралась.
Бетти сразу подносят хиджаб, говорят, чтобы она его надела. Уже это должно было насторожить барышню, тогда она еще могла развернуться, схватить дочь в охапку и, сверкая пятками, бежать обратно в самолет. Муди уверяет Бетти, что в этом нет ничего такого, просто надо примерить подарок. И никогда не снимать.
И вот уже в первые дни начинаются неприятные звоночки.
Сестра мужа постоянно смотрит не Бетти так, будто та на ее глазах утопила священную книгу в выгребной яме. Муди каждое утро поднимают на молитву затемно. А на рынке на Бетти набрасывается полиция только за то, что из-под хиджаба была видна ее челка. Плюс деревенская жизнь совсем не такая, как жизнь в коммунальном раю Соединенных Штатов.
Бетти считат дни до конца "отпуска" (прямо как я, когда сдуру поехала на Гоа).
И вот наступает час упаковки чемоданов и отъезда в аэропорт. И тут выясняется, что для получения разрешения на выезд нужно было отдать паспорта на контроль за несколько дней до вылета, а Муди этого не сделал. Отъезд сорвался, более того. Муди заявляет Бетти, что он не намерен возвращаться в США. И она вместе с дочерью, так как они семья, должны остаться в Иране навсегда, жить по законам шариата иво всем слушаться его.
Получив пару увесистых плюх, Бетти решает, что с этим надо что-то делать. правдами и неправдами она попадает в консульство США в Иране, где ей "ничем не могут помочь", так как по законам страны она, выйдя замуж за иранца, сама автоматически становится иранкой. Да, она можеть развестись и гипотетически уехать из страны, но опять же по местным законам, дочь ей никто не отдаст, так как дети после развода остаются с отцом.
Бетти нужно искать другой выход, как ей вернуться домой вместе с Мактоб, ведь за ней постоянно следят родственники Муди, а сам он поклялся ее убить, если она попробует сбежать.
В интернетах (в частности, в запрещенном 100грамме) русские девушки, кажется соревнуются в том, чей муж "экзотичнее". Сначала они выходят замуж за афганцев, турков, иранцев, балинезийцев, индусов и ведут блоги о своей семейной жизни, а потом многие начинают вести блоги, как они от этой жизни убежали, сверкая пятками.
Как правило, восточные мужчины, очень редко бывают светскими на 100%, все равно в какой-то момент времени на первое место выходит религия.
Мне было очень странно по ходу фильма понять, что Муди женился на Бетти, которая перед свадьбой не приняла ислам, ведь это вроде харам для мусульманина. Не мог же он всю жизнь быть далеким от религии, а потом за пару дней на родине так проникнуться ей, что отлупцевал свою жинку, да еще пригрозил ей убийством, если будет не по его.
Бетти в итоге повезло, она вернулась домой с дочерью, но очень много девушек остаются "в неволе", запуганные и вынужденные терпеть чуждую им культуру.
Я не хочу осуждать их за то, что повелись на "сказки" и сладкие речи, я просто хочу их пожалеть.
В фильме, конечно, много "клюквы", краски о невежестве исламских фанатиков и вообще образа жизни в Иране очень сгущены, все время идет противопоставление "цивилизации" и подчеркивается восхищение Америкой, но, если от этого отрешиться, то фильм смотреть можно.
Вывод: теперь Бетти точно никогда не поедет отдыхать в Тунис и Турцию.
"Поклонник" 1999г.
Лена смотрит в маленькую щелочку в приоткрытых дверях как кричит и плачет ее мама. Та доказывает судье, что ее муж последний негодяй, бросил ее с дочерью на руках ради молодой любовницы.
Судья, женщина в годах, утешает ленину маму. Ей не совсем понятно, отчего убивается эта не старая и довольно симпатичная женщина. Дочь уже взрослая и самостоятельная. Сама она еще может найти себе достойного мужчину. Да и муж очень благородный человек -- оставил бывшей жене квартиру, алименты обещал выплачивать, да еще и с дочерью не отказывается видеться...другие вон, уходят и вообще про детей забывают, а этот -- в любое время помогу.
Но как этой черствой женщине объяснить, что Саша любит, любит, любит своего мужа и не хочет его никому отдавать!!!
Лена смотрит на это все и вздыхает. Жизнь меняется. Но, может быть, папа передумает?
Как оказалось, нет. Более того, бывший набрался наглости и попросил об отсрочке алиментов, потому что им с Мариной видите ли сейчас немного не хватает на жизнь. Но скоро все устаканиться, и он выплатит все с лихвой....
Да ничего нам от него не надо!!! - решают мама и Лена и замыкаются в гордом молчании.
Но денег-то нет, что делать?
Решено! Лена придумывает легенду, что она сирота, подговаривает знакомую бабушку ей подыграть, и устраивается на почту разносить газеты и телеграммы после школы.
В почтовом отделении своя атмосфера. Там коллектив в основном женский, сплетни и "бабские" разговоры там не прекращаются. Они то обсуждают народные рецепты красоты, то делятся советами "бытовой магии", то дружно вздыхают по Стасу -- молодому плейбою, привозящему почту. Но в последнее время все разговоры только об одном -- о маньяке, который вырезает сердца молодым девушкам.
Лена не верит в маньяка. Точнее, не совсем. Он для нее -- что-то далекое, как персонаж кинофильмов, которые они смотрят с одноклассницей Иркой. Ирка крутая. Ее родители работают в Эмиратах, Ирка с ними все лето провела там, приехала загоревшая, с историями о том, какие у нее там были поклонники, о экзотической еде и о перелете на настоящем самолете. У Ирки есть ролики, модная одежда и все, чего она захочет. Ей не нужно работать на почте. Но Лена чувствует себя взрослее, тем более, что у нее тоже вскоре появляется Поклонник.
Однажды вечером к ней пристает компания мальчишек и хочет отнять сумку с телеграммами, но за девочку вступается прохожий. Он в плаще, шляпе, курит сигареты, небрежно поджигая их от крутой зажигалки "как в кино", он провожает Лену до дома и дарит ей жвачку. А потом начинает ей звонить и молчать в трубку. И он все время рядом, Лена это чувствует. Она понимает, что ее Поклонник -- это тот самый маньяк, которого все боятся, но только не она. Ведь он подкидывает ей жвачку, красивую одежду и даже ролики! И ради нее он готов на все!
Только девочка не понимает, что это все -- не игрушки, что она столкнулась с настоящим безумцем, который очень разозлится, если она сделает что-то наперекор ему.
Это с одной стороны очень легкий и даже местами немного смешной и наивный фильм про ранние нулевые. С другой, ближе к концу он становится довольно страшноват, ведь маньяк это не тот, с кем можно болтать по телефону, говорить, что он "очень ничего", а потом кричать в трубку, что он надоел и чтобы не звонил больше. Это не мальчик-одноклассник типа робкого Толика, тут все намного серьезнее.
Это очень хороший пример того, как в 90-е могли снимать интересные и добрый фильмы, а не очередную чернуху.
Это шанс вновь окунуться в это время, когда еще были наивные люди, не испоганенные "лихими" и "нулевыми".
Это возможность мне вспомнить свою юность, ведь я, можно так сказать, "ровесница" киношной Лены и я отлично помню этот вайб того времени.
Ну и, конечно, посмотреть на молодого Хабенского, он там прямо ух какой.
Вывод: родители лес рубят -- в детей щепки летят.