Аналитическая компания «Технологии Доверия» (ТеДо) организовала исследование рынка SRM-систем в России — «Созвездие SRM». Эксперты компании провели интервью с девятью вендорами систем управления закупками и поставщиками и составили рейтинг SRM. А еще выяснили, какие возможности предлагают системы автоматизации закупок уже сейчас, а каких — ждать в ближайшее время.
Excel, email и немного «авось» — примерно так выглядят закупки у более чем половины российских компаний. Меньшинство — автоматизируют закупочную работу: ускоряют собор потребностей в товарах и услугах и формирование планов закупок, стараются унифицировать работу с поставщиками, оценивать риски сотрудничества с контрагентами еще до первого контракта, отслеживают выполнение контрактных обязательств. Словом, используют, так или иначе, SRM — системы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками.
Самостоятельно сравнивать SRM-системы довольно сложно — при удаче только на то, чтобы побывать на демонстрациях систем управления закупками и поставщиками, придется потратить пару-тройку недель: и то, если вендоры быстро отреагируют и согласуют с вами время проведения демо.
Если нужно поверхностно познакомиться с разными вариантами SRM, то имеет смысл «пробежаться» по рейтингам или исследованиям различных консалтинговых и аналитических компаний. Так, по крайней мере, получится найти точку отсчета для оценки систем управления закупками и понять, а на какие характеристики и возможности SRM обращать внимание на демонстрациях.
Исследование SRM в России: компания «Технологии Доверия» сравнила девять известных вендоров и их решения
В начале 2025 году аналитическая компания «Технологии Доверия» выпустила исследование «Созвездие SRM», где рассмотрела девять зрелых российских решений. Эксперты постарались дать ответ на вопросы о том, какие возможности для автоматизации закупок и управления поставщиками предоставляют сегодня российские разработчики, а также — какие функции появятся в отечественных SRM в ближайшее время. Среди участников исследования — iTender SRM (разработчик — компания «Фогсофт»), ELMA365, Naumen, Norbit (сразу с двумя программными продуктами) и ряд других.
Каждую систему оценивали по более чем 160 критериям, которые характеризовали как зрелость и технологичность решения, так и его потенциал для развития: то есть эксперты смотрели не только на «сейчас», но и на «завтра», на то, какие возможности станут доступны в ближайшее время.
Что умеют зрелые современные SRM-системы по мнению экспертов ТеДо
SRM поддерживают сквозной закупочный процесс, который включает несколько этапов.
1. Сбор и консолидация потребностей в товарах и услугах
- Собираются заявки от подразделений с описанием требований, сроками, спецификацией.
- Проводится согласование заявок по регламенту компании.
- Потребности консолидируются в графики и планы закупок по категориям, проектам, бюджетам, направлению деятельности компании.
2. Оценка рисков и управление поставщиками
- Проходят через регистрацию и анкетирование поставщики.
- Контрагенты автоматически проверяются через сервисы Контур.Фокус, B2BHouse или другие, если интеграция с ними настроена в SRM.
- После аккредитации поставщикам дается доступ к участию в закупках, при этом история взаимодействия с каждым поставщиком сохраняется, контрагенты могут проходить как через регулярные аттестации, чтобы доказать надежность, так и через квалификации для того, чтобы получить доступ к участию в важных закупках.
3. Проведение конкурентных закупочных процедур
- По клику запускаются закупочные конкурентные процедуры — запросы предложений и цен, аукционы, конкурсы — сценарии закупки выбираются в зависимости от категории товара или услуги, срочности закупки.
- Готовятся и рассылаются извещения потенциальным участникам закупки.
- По заданным критериям оцениваются предложения поставщиков, выбирается победитель, с которым заключается контракт.
4. Контроль исполнения обязательств по контракту
- Фиксируются условия договора и ключевых параметров его исполнения.
- Отслеживаются как выполнение пунктов договора, так и нарушения.
- Пользователи оповещаются о просрочках и отклонениях от контрактных условий.
- Автоматически собираются и сохраняются данные для оценки поставщика.
Эффективная SRM работает не в изоляции, а в связке с корпоративной ИТ-инфраструктурой. Это могут быть:
- ERP (системы управления ресурсами предприятия, в России создаются преимущественно на базе продуктов 1С) — для передачи заявок, лимитов, оплат, остатков.
- ЭДО (системы электронного документооборота) — для автоматического обмена документами с контрагентами.
- BI-платформы — для анализа и визуализации закупочной активности.
- Сервисы проверки контрагентов — для автоматического мониторинга рисков.
По итогам исследования Технологии Доверия сделали вывод, что рынок SRM систем в России развит, а вендорам есть что предложить службам снабжения и тендерным отделам. Однако решения для автоматизации закупок и взаимодействия с поставщиками не всегда соответствуют ожиданиям пользователей. Например, ряд вендоров предлагает системы без встроенной электронной торговой площадки: компаниям-владельцам придется думать об интеграции SRM с внешними ЭТП или разрабатывать и интегрировать с SRM собственную торговую площадку. Некоторые системы имеют ограниченные возможности по анализу эффективности закупок, далеко не все встраивают в SRM интеллектуальные инструменты.
Полный текст отчета доступен на официальном сайте ТеДо
А вот какими возможностями «прирастут» SRM в ближайшее время
На основании данных о возможностях российских SRM-систем Технологии Доверия сформулировали тренды — пути развития решений для управления закупками — и постарались ответить на вопрос, а что же ждет пользователей в ближайшем будущем.
Автоматизация с помощью AI-инструментов
ИИ-помощники, встроенные в SRM, могут решать задачи, связанные с управлением поставщиками и контролем исполнения контрактных обязательств. Например:
- автоматически анализировать риски сотрудничества с тем или иным поставщиком.
- Рекомендовать поставщиков для закупок определенных категорий товаров и услуг.
- Уведомлять об исполнении или неисполнении обязательств по контракту.
Чем больше закупочных процедур проводится и с чем большим количеством поставщиков работает компания, тем актуальней автоматизация с помощью ИИ.
Гибкая настройка под регламенты компании без участия разработчиков
Все чаще одним из базовых требований к SRM становится наличие в системе low-code инструментов как для тонкой настройки закупочных процессов. Например, создания новых ролей в системе (добавление сотрудников службы безопасности или экспертов — для оценки поставщиков и товаров), новых маршрутов согласования или даже новых закупочных процедур. Чем больше в системе low-code и no-code возможностей — тем проще она адаптируется к задачам бизнеса.
Модульность и масштабируемость SRM
Если система построена из отдельных модулей, становится проще собрать ее «под себя» на старте: а по мере того, как бизнесу будут требоваться новые инструменты автоматизации, подключать/докупать новые модули.
iTender SRM — пример зрелой системы управления закупками и поставщиками
Одной из систем, выбранных ТеДо для участия в рейтинге, стала разработанная компанией «Фогсофт» iTender SRM. Эксперты отметили, что iTender SRM представляет собой зрелое решение, которое поддерживает весь закупочный цикл— от планирования до контроля исполнения контрактных обязательств. Среди её преимуществ:
- Модульная структура — система включает функциональные модули, каждый из которых отвечает за автоматизацию одного из этапов закупочной работы или сквозного процесса (например, Управление поставщиками).
- Встроенная ЭТП — модуль ЭТП позволяет проводить закупки без интеграций с внешними торговыми площадками.
- Гибкая настройка бизнес-процессов без участия разработчиков — систему удобно адаптировать под регламенты компании благодаря таким no code инструментам как визуальный редактор, а также большому количеству настроек для каждого процесса и этапа закупочной работы.
- Возможность интеграции с внешними и корпоративными информационными системами — от ERP до ЭДО, от реестров поставщиков до сервиса DaData.