ЧЕРНОСКУТОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1933 – 2003 гг.) – советский и российский художник, монументалист, живописец, член Союза художников СССР, заслуженный художник России. В 1980-х годах являлся членом Правления Союза художников РСФСР и СССР, входил в комиссию по монументальному искусству СССР, был председателем художественного Совета Волгоградского отделения Союза художников СССР. Будучи депутатом Волжского городского Совета народных депутатов, инициировал создание в городе выставочного зала, которому в 2008 году было присвоено его имя.
Несмотря на то, что детство и юность прошли на Урале, в городе Верхняя Пышма, Геннадий Васильевич считал себя волжанином. Как-то уже в конце жизни на вопрос журналистов правы ли они, считая его волжанином, он ответил: «Правильно, что привыкли считать меня волжанином. Здесь я живу и работаю уже 34 года. Ну а корни на седом Урале. Там я учился в Свердловском художественном училище. Затем закончил высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде. По распределению работал художником-конструктором на Гусевском хрустальном заводе. Но мечта о Волге не давала покоя. Так в 1962 году я оказался в Волгограде, откуда через два года переметнулся на левый берег. Волжскому тогда было 10 лет».
Именно здесь на Волге, волжской земле, начался его путь художника-монументалиста, завершив биографию художника прикладного искусства. Геннадий Черноскутов стал известным в волгоградском регионе монументалистом, проявил себя, исследуя декоративные и функциональные возможности различных материалов и техник, органично вписывал витражи, рельефы, мозаики и росписи в рубленные архитектурные формы модернистских зданий, появившихся в Волжском в 1960 – 1980-е годы. В «послужном списке» художника около шестидесяти монументальных произведений.
Параллельно с выполнением заказных монументальных работ в тиши мастерской, для себя, художник занимался живописью. Во многом, живопись Г.В. Черноскутова явилась результатом его последовательных формально-стилистических поисков. В волгоградском регионе этот автор был одним из немногих живописцев, кто отказался от эстетических установок соцреализма во имя свободного выбора средств художественной выразительности и методов работы. Работа над станковой картиной дала художнику возможность воплощать идеи, реализация которых не находила естественного выхода в монументальном искусстве. Стилизация натуры, выявление декоративного потенциала линии, пятна, ритмического повтора и силуэта, технологические эксперименты с грунтом и фактурой красочного слоя позволили художнику выработать собственный, хорошо узнаваемый, авторский почерк, приближенный по звучанию к монументальной росписи.
Тема коллективной памяти о войне нашла отражение во многих живописных работах Черноскутова. Первая персональная выставка художника, организованная в 1972 году в Волгоградском музее изобразительных искусств, получила название «Война и мир» и стала знаковым событием в его творческой биографии. Вторая Мировая война интерпретировалась художником как великое потрясение, трагедия общечеловеческого масштаба, сакральная битва абсолютного добра с абсолютным злом. Выставка закрепила за Черноскутовым статус официально признанного живописца, развивающего собственную пластическую систему.
Живописные произведения художника в 1970 – 1980-ых годах с успехом демонстрировались на его персональных выставках в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербург), Свердловске (Екатеринбург), Минске, Риге, Баку, Кисловодске, Волгограде, Остраве и Оломоуце (ЧССР). Результатом многочисленных путешествий художника по миру явилось создание нескольких живописных циклов – наиболее известные из них: «Города, в которых я побывал» и «Вьетнам борется, Вьетнам побеждает». Также Г.В. Черноскутовым была создана портретная галерея современников и деятелей культуры, среди которых есть и портрет знаменитого армянского художника М.С. Сарьяна, в гостях у которого, в Ереване, Геннадий Васильевич побывал в 1971 году.
Оценивая творчество Г.В. Черноскутова, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ В.И. Киселёв (1936 – 2017 гг.) писал: «Каждого, кто впервые видит его работы, поражает их необычность. Временами кажется, что вместо традиционных холстов кисть художника коснулась шершавой поверхности стены. Кажется, что в зале выставлены фрагменты фресок, больших монументальных росписей, которые с трудом вмещает в себя небольшое выставочное помещение. Это ощущение усиливается ещё и оттого, что автор, словно нарушая привычные традиции станковой картины, раздвигает границы её возможностей. На одном и том же холсте художник показывает людей, судьба которых разделена десятилетиями и порой думается, что само время остановилось в своём движении. Такова сила искусства художника, заставляющего нас переживать заново и горечь утрат, и пафос побед... Пожалуй, самая важная черта творчества Г.В. Черноскутова в том, что оно, о чём бы ни рассказывал художник, проникнуто серьёзными, порой тревожными, взволнованными и поэтому всегда волнующими чуткого зрителя раздумьями о мире, о жизни, о человеке и – прямо или косвенно – о насущных проблемах человеческого бытия. Именно это делает его произведения по-настоящему современными... Он сложный, он очень глубокий художник. Его ещё долго будут открывать для себя потомки, потому что на осмысление великого требуется время».
Сам художник говорил: «Открытие каждой выставки – это всегда экзамен. Художник чувствует, волнуется, непременно пытается уловить настроение зрителя. Если работа сделана с холодным сердцем и равнодушной рукой, такое произведение лучше не показывать».
Узнать много нового и интересного можно подписавшись на канал «Perspicillum». Приятных всем открытий!