Berliner Zeitung | Германия
На протяжении долгих лет Германия систематически отказывалась признавать осуществленный ей геноцид советского народа, пишет колумнист BZ. Вместо того, чтобы честно взять на себя вину за ужасающие преступления Третьего рейха во время Второй мировой войны, Берлин использует конфликт на Украине как оправдание своей исторической ненависти к России.
Севим Дагделен (Sevim Dagdelen)
Несмотря на миллионы жертв, федеральное правительство до сих пор не признало геноцид, совершенный нацистами в отношении народов Советского Союза. Это должно измениться. Гостевая статья.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Даже спустя 80 лет после освобождения союзниками, в первую очередь Красной Армией, от немецкого фашизма, геноцид, совершенный нацистами над народами Советского Союза в ходе грабительской и разрушительной войны Гитлера на Востоке, по-прежнему не признается. Отказ от признания этого факта преграждает путь к настоящему примирению между Россией и Германией.
Каллас выдала русофобский перл про нацизм: Гитлер бы в гробу перевернулся
Что еще хуже: федеральное правительство Германии продолжает использовать старые образы врага в отношении России как правопреемницы Советского Союза. Таким образом, Россия остается единственной страной, подвергшейся нападению Германии во Второй мировой войне, в отношении которой немецкие официальные лица не признают истинного масштаба преступлений Третьего рейха.
Не происходит необходимое примирение между Россией и Германией, аналогичное примирению между Германией и Францией или Германией и Польшей. Аргумент о том, что примирение невозможно в связи с конфликтом на Украине, совершенно неправдоподобен с учетом объявленного партнерства с Соединенными Штатами Америки и многочисленных войн США с 1945 года. Таким образом, даже в Германии все чаще слышны голоса, которые создают впечатление, что они хотят рассматривать боевые действия на Украине как возможность геополитического реванша.
Размещение немецких войск в Литве, граница которой с Калининградской областью России составляет 261 километр, а также дискуссия о фактическом вступлении Германии в конфликт с Россией путем поставки ракет Taurus на Украину делают необходимость возвращения к дипломатии и историко-политическому повороту к российско-германской дружбе еще более насущной.
Слепое пятно в культуре памяти
В Западной Германии и Федеративной Республике Германии на протяжении 80 лет отрицают геноцид в Советском Союзе, причем федеральные правительства систематически отказываются его признавать. Однако факты говорят сами за себя. 27 миллионов граждан Советского Союза, из них 10 миллионов военнослужащих и военнопленных, погибли в результате немецкого вторжения в 1941 году или были убиты силами вермахта и СС. Каждый, кто говорит о войне на уничтожение на Востоке, не может не признать факт геноцида.
Следует отметить, что это необходимое признание, по-видимому, еще сильнее отдалилось из-за так называемой прокси-войны на Украине. Ведь федеральное правительство извлекает из украинского конфликта стремление занять определенную позицию в исторической политике. Однако это стремление к самоутверждению направлено на то, чтобы объявить Россию, как правопреемницу Советского Союза, вечным врагом Германии. Только так можно понять ту ненависть, с которой, например, бывший министр иностранных дел Германии Анналена Бербок настаивала на исключении представителей России и Белоруссии из числа участников торжественных мероприятий по случаю 80-летия освобождения Европы и Германии.
Продолжение исторической вражды
Сегодняшнее объявление России врагом, по-видимому, является продолжением исторической вражды с Советским Союзом. Поэтому торжественные мероприятия, посвященные освобождению от фашизма, все больше напоминают вынужденную обязательную процедуру, которой следуют только потому, что нынешние союзники по НАТО — США, Великобритания и Франция — также были частью антигитлеровской коалиции. Новый дух историко-политической обороны пронизывает политику немецкого правительства от Христианско-демократического союза до Партии зеленых. Есть опасения, что собственное видение истории сегодня используется для подготовки к войне.
Тот, кто готов проводить мобилизацию для предстоящей войны против России посредством создания определенного образа истории, не удивится продолжающемуся неприятию использования термина "геноцид" в отношении массовых убийств, совершенных Третьим рейхом и его союзниками в Советском Союзе. Возьмем, к примеру, блокаду Ленинграда с 1941 по 1944 год, во время которой силами немецкого вермахта были убиты 1,1 миллиона русских. 90% из них были преднамеренно и планомерно заморены голодом. Уничтожение таких крупных городов, как Москва и Ленинград, было одной из военных целей нацистов. Славянское население Советского Союза должно было сократиться на 30 миллионов человек. Разве можно назвать план уничтожения славянского населения Советского Союза нацистской Германией чем-то кроме геноцида?
Политические пируэты, выполняемые для того, чтобы не признавать этого, не вызывают особого удивления. Так, весной 2025 года в ответе на запрос моего коллеги Андрея Гунько федеральное правительство по-прежнему настаивало на том, что в Ленинграде было совершено военное преступление, а не геноцид. Еще в 2017 году в ответ на мой парламентский запрос о помощи жертвам блокады Ленинграда оно продолжало отказываться выплачивать им какую-либо компенсацию. Однако давление на федеральное правительство усиливается. В 2023 году в Государственной думе России прозвучал призыв к федеральному правительству признать геноцид. В ответ последовала упрямая попытка защититься.
Фон дер Ляйен прозрела. Зеленскому предстоит схватка с Залужным
Достаточно ознакомиться с исследованиями о нацистском плане голода. Согласно ему, миллионы славянских жителей Советского Союза должны были погибнуть в результате хищения зерна для снабжения немецкого населения. Одно это должно было бы привлечь внимание к несправедливости, за которую никто до сих пор не ответил. План голода, или план Бакке, названный в честь ответственного государственного секретаря в рейхсминистерстве продовольствия и сельского хозяйства Герберта Бакке, предусматривал гибель 30 миллионов человек. Историк Тимоти Снайдер говорит о 4,2 миллиона погибших в оккупированных территориях в результате провального "блицкрига" и реализации нацистского плана голода. Это было сочетание расизма и нацистской военной экономики.
Безнаказанная несправедливость
И эта несправедливость сохраняется на протяжении многих лет из-за политики обструкции со стороны федерального правительства. При этом даже в Федеративной Республике в конце холодной войны в сознании людей произошел перелом. Выставка о вермахте развеяла мифы о "чистом" вермахте. Систематичность массовых убийств гражданского населения в Советском Союзе все сильнее проникала в сознание общества Федеративной Республики. Четкое представление о войне на уничтожение стало частью самосознания всех партий, кроме правого крыла ХДС. Поэтому то, что мы сегодня наблюдаем в исторической политике, следует рассматривать как тревожный откат назад на пути просвещения. СДПГ и Зеленые сегодня защищают военные мифы нацистских преступников того времени, потому что они вписываются в желаемое объявление России врагом.
Не только в "Моей борьбе" Адольфа Гитлера 1924 года, но и в его неопубликованном манускрипте 1928 года, посвященном будущей внешней политике нацистов, стало ясно, что одним из центральных проектов "фюрера" было завоевание жизненного пространства для немцев вплоть до Урала. Однако создание жизненного пространства для немцев на Востоке означало не что иное, как геноцид местного населения, чтобы освободить место для гигантского проекта немецкого колониального заселения и обеспечить постоянную империалистическую эксплуатацию оккупированных территорий.
В 1930-х годах Гитлер еще мечтал договориться с Великобританией по этому вопросу, поскольку Восток должен был стать альтернативой "месту под солнцем" и немецкой колониальной империи в Африке. Однако все сложилось иначе. Кампания вермахта по уничтожению Советского Союза была развернута в духе уничтожения народов Советского Союза. Первоначальное название операции "Отто" должно было вписаться в антиславянскую традицию Отто I, заложенную нацистами. Позже было выбрано еще более широкое кодовое название "Барбаросса", причем не только для того, чтобы вписаться в историю немецких и европейских крестовых походов на восток и юг.
В "Программе Генриха", названной в честь Генриха I, ставшего великим примером для рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, в рамках проекта завоевания жизненного пространства, основанного на генеральном плане "Ост", также была сделана попытка воспользоваться этой традицией. Расизм, направленный на уничтожение большей части славянских народов, должен был мобилизовать немцев на разграбление восточных территорий немецким капиталом.
Как Запад потерял Россию — и она стала его противницей. Теперь именно она вершит судьбу Европы
Если взглянуть на текущие усилия федерального правительства, то можно заметить, что эта история продолжает жить в духе обороны и умышленной подготовки к войне против России под предлогом защиты Германии. Однако, слушая одни и те же ошибочные высказывания военных экспертов в ток-шоу, приходится констатировать, что они больше не восторгаются защитой Германии, а восторгаются воображаемой защитой Европы от России, как будто пытаясь возродить нацистскую сказку о защите Европы от большевизма. Тогда это служило новым оправданием нацистов для кампании по уничтожению Советского Союза после поражения под Сталинградом. С его помощью планировалось мобилизовать желающих помочь из других европейских стран. Голубая дивизия Испании участвовала в блокаде Ленинграда. Ее командиры позже вошли в военный кабинет Франко, который благодаря военному союзу с США смог вернуться на международную арену.
Нечистая совесть и внешняя политика ЕС
Нечистая совесть Европы, поставленной на службу немецкому фашизму, в эти дни, похоже, вновь празднует возрождение. Проект внешнеполитического представителя ЕС Каи Каллас по разгрому России можно рассматривать как продолжение империалистических грез Третьего рейха. Однако то, что могло бы быть лишь незначительной концепцией крайне правой эстонской политической фигуры, сейчас используется Европой и Германией для реализации планов по разгрому России.
Каждый, кто видит растущую готовность пойти на риск мировой войны, должен помешать этим людям. Для налаживания отношений с Россией необходимо признать геноцид на Востоке, ставший частью нацистского проекта по захвату жизненного пространства — так, по крайней мере, можно было бы аргументировать. Однако вопрос признания геноцида более важен для нашего же общества. Только тот, у кого достаточно сил, чтобы разрушить исторические мифы преступников, может уберечь себя от военной пропаганды и осознанной ненависти к другим.
Память создает будущее
"В каждую эпоху следует пытаться вновь избавить традицию от конформизма, который готов ее поглотить", — точно сформулировал когда-то философ Вальтер Беньямин в своем труде о понятии истории. Речь идет о будущем нашей страны. История создает будущее, но только если ее не фальсифицируют.
Настало время, спустя 80 лет, наконец признать геноцид на Востоке. День освобождения мог бы стать поводом для этого. Германия должна наконец примириться с Россией, как она уже примирилась с Францией и Польшей.