Неожиданно пришла телефонограмма из штаба округа с приглашением нас, секретарей комитетов ВЛКСМ полков на собрание комсомольского актива. Нам необыкновенно повезло. На совещание собирался секретарь комитета ВЛКСМ авиаэскадрильи Леня Ковалев. Одновременно у него была задача доставить почтовую корреспонденцию на Аэродром Ново-Алексеевка Тбилиси.
Вместо двух с половиной часов в душном автобусе по маршруту Кировабад -Тбилиси предстоял полет 45 минут да еще в такой хорошей компании.
Самолет АН -2, пилотируемый Леонидом уже набрал высоту. Бортмеханик принес к нам в салон кассетный магнитофон. Решили послушать хиты 70-х годов, но шумная работа двигателя лишала возможности получать удовольствие от музыки.
Обратились с просьбой с пилоту убавить шумы двигателя.
- Без проблем уважаемые коллеги, - c улыбкой сказал Леонид.
Через несколько минут мы отчетливо услышали музыку, двигатель самолета заглох, винт застопорился.
Самолет снижался в жуткой тишине.
- Ну вот мы и приплыли ребята, двигатель отказал. А парашютов у вас нет товарищи комсомольские активисты! - трагическим голосом сообщил борт механик и перекрестился. - Молитесь десантники....
Вдруг раздался рев двигателя и грохот винта. Самолет снова начал набирать высоту.
На обратном пути , когда летели в Кировабад, Леня рассказал что есть такая опция в Аннушке. Можно остановить двигатель и некоторое время планировать. Это упражнение пилоты Ан-2 периодически отрабатывают.
Вот уж не думал, что в очень недалеком будущем мне придется обратиться к Леониду повторить его шутку в другой ситуации...
Учебный центр Герань.
Был прыжковый день безветренный и солнечный. Свой первый прыжок совершали молодые солдаты нашей гвардейской дивизии. Успев побывать в роли выпускающего я уложил свой купол на второй прыжок.
Вдруг меня окликнул начальник Воздушно-десантной службы дивизии Вадим Сыроваткин: - Как дела у комсомольцев-добровольцев Леонид? Сам то на второй прыжок идешь, а в твоем полку пятеро отказчиков обозначилось. Может быть уговоришь? Последний день прыгаем. Завтра синоптики обещают усиление ветра и низкую облачность. Сам понимаешь ситуацию.
Предложил Вадиму назначить меня выпускающим на борт к отказчикам. Разыскал Леню Ковалева. К моей просьбе о выполнении упражнения по отключению двигателя в полете он отнесся с пониманием....
Перед посадкой в самолет пытался развеселить молодых солдат веселыми историями и анекдотами. Рассказал о перспективе увольнения в город на танцплощадку со значками парашютистов на груди и какими глазами на них будут смотреть девушки.
Почувствовал что не впечатлил бойцов. Еще больше они загрустили после посадки в самолет и набора высоты.
И вот наконец наступил момент истины..... Бортмеханик после набора высоты открыл дверь. В салон ворвался ветер с запахом бензиновых паров .
По команде приготовиться все встали. Гул мотора прекратился. И в эту пронзительную тишину ворвался мой голос: - Пацаны! Двигатель отказал падаем... У нас времени не осталось!!!
Скорость покидания борта отказчиками была рекордная. Я как положено выпускающему покинул борт последним с беспокойством о том чтобы не было схождения в воздухе. Но все обошлось благополучно.... На площадке Вадим Сыроваткин пожал мне мне руку и спросил с улыбкой: - Чем ты своих отказчиков застращал? Наверное из комсомола пообещал исключить.?
Вот так и закончилась бы эта история, если бы на праздновании дня ВДВ в Смоленске 2-го августа 2005 года я не встретился с одним из этих отказчиков. Очень просил он меня никому не рассказывать о том, что когда то проявил слабость и малодушие и побывал в отказчиках. ... Поэтому имя его не упоминаю.
Предыдущая часть:
Продолжение: