Темой снарядного голода в Русской императорской армии в Первой мировой войне занимались многие историки, но вопросы остаются открытыми и по сей день. Попытки назвать истинные причины бедственного положения войск из-за нехватки боеприпасов и вооружения, в особенности артиллерийского, часто сводятся к политическим «баталиям», не имеющих ничего общего с историографией. В основном рассматриваются события перед самым началом войны, хотя неправильно брать только этот короткий предвоенный период. "Собака зарыта", как говорится, еще раньше. Вовлечение государственных чиновников и других лиц того времени в "игры престолов" финансово-промышленной олигархии, прикрытое популистскими, зачастую модными европейскими оценками текущей ситуации во внешнеполитическом пространстве, привело к серьезным проблемам в снабжении русской армии. А ведь у каждой проблемы есть конкретная фамилия. Тогда напрашивается справедливый вопрос: а что стало первопричиной бедственного положения со снарядами? Что произошло с флотом в Русско-Японской войне? Измена или недальновидность? Знал ли император Николай II об этих проблемах до войны, будучи главным ответственным лицом, не только в государстве, но и в армии? Какие меры предпринимались для исправления ситуации? Давайте разбираться вместе.
Часть 1
Колониальные аппетиты капиталистических держав. Причины Первой мировой войны. Развитие монополий и корпораций.
Первопричиной Первой мировой войны стал кризис капиталистических отношений.
Одними из типичных причин этого кризиса являлись:
- формы капиталистического хозяйства, разделившие весь мировой капитал на конкурирующие, враждующие между собой группы;
- колониальные аппетиты империалистических держав;
- рельсовая политика;
- неизбежные столкновения интересов на внутренних и внешних морских путях.
Под враждующими между собой группами подразумеваются монополии, у которых постоянно рос аппетит в поиске новых рынков сбыта, сырья и людских ресурсов. В своих странах им становилось тесно, поэтому их взоры обращались в сторону колониальных территорий, но пока эти аппетиты удовлетворялись за счет укрупнения монополий путем поглощения других – более мелких компаний. Происходило это поглощение не только за счёт спекуляции акциями, но и благодаря техническому прогрессу. Далеко за примером ходить не надо – нефтяная компания Джона Рокфеллера Standard Oil, созданная в 1870 году. В кризисный период перепроизводства нефти на американском рынке компания вступила в сговор с ж/д перевозчиком, получив внушительные скидки в обмен на гарантию загруженности подвижного состава постоянными заказами. Чуть позже Рокфеллер через подставных лиц создает транспортную компанию Union Tank Car, которая занималась перевозкой нефти по железной дороге в герметичных емкостях. Пока везде нефть перевозилась в открытых деревянных бочках и по пути следования некоторая часть ее испарялась. Рокфеллер же обзавелся патентом на изобретение закрытых ж/д цистерн. Мелкие нефтяные компании стали сразу же заключать контракты с Union Tank Car, с перспективой развития своего бизнеса, экономя на потерях при новом способе перевозки. Но это была ловушка – вскоре с ними, в одностороннем порядке, компания Union Tank Car начала расторгать договоры, что вело к неизбежному банкротству последних. После этого разорившихся бедолаг Рокфеллер скупал за бесценок со всеми потрохами, в том числе и с железными дорогами.
Вслед за ростом капитала и увеличения прибыли росли и колониальные аппетиты. Необходимо было укрупнять производства за счет получения очередных банковских кредитов. Банкиры их охотно выдавали в обмен на долю владения предприятием, а промышленники покупали доли в банках в обмен на место в совете директоров. Происходило сращивание банковского и промышленного капитала с образованием финансово-промышленной олигархии.
В свою очередь, имея собственные лаборатории, торговый флот, железные дороги и даже частные армии, монополии не могли вести свою деятельность свободно – без правового, административного и военного участия государства. Поэтому процесс сращивания шел и с государственным аппаратом. Англо-бурская война – яркий пример вовлечения Великобритании в военный конфликт через алмазную компанию De Beers промышленника Сесила Джона Родса, по совместительству премьер-министра Капской колонии. Причиной возникновения войны стал пресловутый поход частного отряда дочерней компании De Beers на Трансвааль, вошедший в историю, как рейд врача Джеймсона. В надежде на помощь соотечественников, отряд не вызвал восстания последних в свою поддержку и был захвачен бурами. Кстати, буры – это тоже выходцы из Европы. Возник международный скандал, после чего вписались английские войска и началась война (1899-1902). Англичане ввиду своего превосходства победили, а концессии на разработку алмазных месторождений получила компания De Beers, став владельцем 90% мирового рынка алмазов. А вот Республика Трансвааль (Южно-Африканская республика) получила первые в истории концентрационные лагеря, где содержались от 150-200 тыс. военнопленных и гражданского населения. В результате тактики выжженной земли и концлагерей погибло 28 тыс. человек, в основном женщины и дети. Мужчины-буры вывозились в концлагеря в Индию, а на их место англичане завезли 50 тысяч китайцев.
Из вышесказанного следует, что колониальные амбиции Англии были очень серьезны, поэтому в защиту своих интересов английские компании не побрезгуют различными методами борьбы и устрашения с вовлечением государственного аппарата. И всё бы ничего для англичан, но появляется новый претендент и игрок в Европе на колониальный передел – Германская империя. Сесил Родс внезапно умирает сразу после окончания англо-бурской войны в 1902 году в 49-летнем возрасте. Компания De Beers была слишком завязана на своего основателя, поэтому стала терять хватку, заключая бессмысленные сделки. Именно в этот момент и устремились взоры на восток в сторону Российской империи. В воздухе запахло войной и большими барышами.
А с богатством Российской империи в мире знакомы были не понаслышке. Ещё в 1829 году в Петербург из Германии прибыл немецкий ученый Александр Гумбольдт с внушительным отрядом минералогов(!). Визит широко известного в мире географа был объяснен «великим желанием совершить путешествие по загадочным местам России». Загадочные места – Урал и Сибирь.
Ещё тогда он писал с дороги министру финансов Канкрину Е.Ф:
Урал, как Бразилия, и я твердо уверен в том, что ещё во время вашего министерского правления здесь будут открыты алмазы.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на канал. Будет интересно.