Найти в Дзене

Исследователи создали мягкую компьютерную мышь, которую можно сжимать

Оглавление

«Мышь давно пора было изобрести заново».

Конструкция «Fleximouse» позволяла сократить количество движений запястьем, так как пользователь мог управлять курсором с помощью силы нажатия. Изображение: Хосе Беренгерес, Тони Ю
Конструкция «Fleximouse» позволяла сократить количество движений запястьем, так как пользователь мог управлять курсором с помощью силы нажатия. Изображение: Хосе Беренгерес, Тони Ю

Многие из нас придерживаются старой поговорки: «Не чини то, что не сломано». Но что, если это что-то на самом деле было сломано, а мы просто этого не замечали?

Такой аргумент приводят исследователи из Назарбаев Университета в Казахстане в готовящемся к публикации номере журнала ACM Interactions. В статье доцент кафедры инженерии и цифровых наук и ведущий исследователь Хосе Беренгерес утверждает, что современный дизайн компьютерной мыши, впервые представленный в 1968 году, способствует росту числа заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на то, что за последние десятилетия среднестатистический человек стал гораздо больше пользоваться компьютером, базовая конструкция мыши практически не изменилась. Этот форм-фактор, изначально разработанный с учётом практичности и доступности, требует постоянного движения запястьем (иногда сотни раз в час), что со временем может привести к хроническим заболеваниям.

Исследователи попытались решить эти проблемы, представив две совершенно новые эргономичные модели мышей. Первая, под названием Fleximouse, представляет собой сжимаемую розовую сетчатую капсулу, которая позволяет пользователям перемещать курсор, слегка изменяя положение руки. Вторая, вертикальная мышь с «А»-образной формой, чем-то напоминающая циркуль, была разработана для того, чтобы рука находилась в более удобном положении и требовала меньше движений запястьем.

Мышь с А-образной рамой обеспечивает более удобное положение рук, но требует точной подгонки. Изображение: Хосе Беренгерес, Тони Ю
Мышь с А-образной рамой обеспечивает более удобное положение рук, но требует точной подгонки. Изображение: Хосе Беренгерес, Тони Ю

И хотя обычная компьютерная мышь далека от идеала, тестирование показало, что её универсальность и способность адаптироваться к широкому спектру форм и размеров кистей могут способствовать её долговечности. Тем не менее, по словам исследователей, их выводы могут помочь в разработке будущих моделей мышей за счёт внедрения более мягких и менее жёстких элементов, которые лучше соответствуют тонким движениям человеческой руки.

“Плоская, жесткая форма современной мыши вынуждает руку занимать неестественное положение”, - сказал в своем заявлении доцент Назарбаев университета и ведущий исследователь Хосе Беренгерес. “Со временем это приводит к постоянной нагрузке на предплечье и запястье. Если мы хотим предотвратить травмы, нам нужно пересмотреть дизайн с нуля ”.

Мягкие мыши — это весело, но непрактично

Исследователи утверждают, что у современных компьютерных мышей, как и у других распространённых ручных инструментов, таких как карандаши и отвёртки, есть один фундаментальный недостаток: все они в основном сделаны из жёстких материалов, которые не подходят для более мягкой и податливой поверхности человеческой руки. Эти инструменты сконструированы таким образом не потому, что это оптимальный вариант, а потому, что жёсткие материалы более практичны и доступны для массового производства.

«На наш взгляд, эффективность эргономичных устройств могла бы значительно повыситься, если бы при разработке мыши учитывалось, что руки пользователей не являются абсолютно твёрдыми», — пишут исследователи в своей статье.

С помощью Fleximouse исследователи разработали новую конструкцию из сжимаемой пантографической сетки. Вместо того чтобы постоянно поднимать мышь, пользователи могут перемещать курсор, оказывая на устройство различное давление. Затем исследователи представили эту конструкцию группе из 25 студентов колледжа, многие из которых были геймерами или часто пользовались мышью. Примечательно, что почти половина (11 из 25) сообщили, что испытывают дискомфорт при длительном использовании мыши.

Прототип первой компьютерной мыши, изобретённой в 1963 году Дугласом Энгельбартом. Изображение: Apic/Getty Images Apic
Прототип первой компьютерной мыши, изобретённой в 1963 году Дугласом Энгельбартом. Изображение: Apic/Getty Images Apic

Отзывы о Fleximouse были неоднозначными. Исследователи отметили, что средняя производительность (показатель сложности выполняемой задачи) снизилась на 25 % при использовании сжимаемой мыши по сравнению с обычной. Многие студенты также отмечали, что им было «весело» взаимодействовать с этим забавным устройством. Его ярко-розовый цвет даже вызывал у некоторых из них улыбку.

Но со временем новизна приелась, и студенты начали скучать по обычным функциям мыши, которых не было в этой модели, например по колесику прокрутки и нажимаемым кнопкам. С Fleximouse интересно экспериментировать, но она не особенно удобна для повседневной работы. Кроме того, она значительно усложняет жизнь геймерам.

Исследователи учли эти отзывы и вернулись к чертежной доске. С помощью Тони Ю, исследователя из Школы дизайна Мельбурнского университета, они разработали новую вертикальную мышь с «А-образной» рамой и дополнительными функциями ввода. Конструкция была разработана таким образом, чтобы запястье и рука пользователя находились в положении, сводящем к минимуму лишние движения. Но и у этой мыши были проблемы, в первую очередь с посадкой. Исследователи отметили, что даже разница в один сантиметр в размере руки влияла на контроль и удобство использования, которые отмечали студенты. Чтобы конструкция с А-образной рамой была эффективной, её, скорее всего, придётся тщательно адаптировать под руку каждого пользователя. Хотя традиционная жёсткая мышь может быть неудобной для длительного использования, она на удивление хорошо подходит для рук разного размера.

«Пользователи испытывали заметный дискомфорт или теряли контроль над устройством, если оно было немного не по размеру. Это говорит о том, что индивидуальный подбор размера не просто полезен, а необходим для гибких устройств ввода», — пишут исследователи.

Компьютерная мышь пережила многих своих конкурентов

Это не первая попытка инженеров переосмыслить дизайн компьютерной мыши. Ещё в 1998 году компания Apple экспериментировала с круглой мышью в стиле «хоккейной шайбы», выпуск которой был прекращён через несколько лет после того, как пользователи пожаловались на то, что в ней сложно ориентироваться. Исследователи из Японии также разработали надувную мышь Jellyclick, которая сохраняла форму только после того, как пользователь надувал её. Излишне говорить, что эта конструкция тоже не прижилась. Другие, менее радикальные варианты, такие как «наклонная мышь» и трекболы, получили более широкое коммерческое распространение, хотя в их основе по-прежнему лежит жёсткий внешний корпус.

Несмотря на эти неудачи, исследователи утверждают, что благодаря достижениям в области 3D-печати и более современной «мягкой робототехнике» всё ещё есть возможность создавать новые устройства, которые будут более «совместимы с нашим телом».

«Мышь давно пора было изобрести заново, — пишет Беренгерес. — Если всё сделать правильно, это может сделать работу за компьютером более безопасной и комфортной для миллионов людей».