Экспедиционные материалы. История деревень.
Название деревни на момент экспедиции: Верхние Пинячи Заинский район ТАССР
Название на татарском: Югары Пәнәче
Историческое географическое положение: Уфимская губерния, Мензелинский уезд
Экспедиция Мухаметшина Ю.Г., 1977 г.
Подразделение этноса: казанские татары
Информатор – Кашшаф Халитов
Обработано: Э.А. Сагдиевой
Предки жителей средней Пинячей переехали сюда из деревни Комазан Мамадыского района. Это предки кряшен Гәүерлә. Второй род поселился из деревни Карман – род Бикчентаевых – тоже кряшены. Оттуда же род кряшен Ивановых, их больше. Деревня Карман татарская, недалеко от Пинячей. Третий род из деревни Афанасьево (Урыс Субае) татары – отатаренные русские – Красильниковы, Комаровы, Четвертый род Әбделмән из деревни Ниж.Пинячей – кряшены – Майоровы. Все они считались ясачными – «төтен эчмәк ясаклы» - то есть прикрепленные к земле.
В Нижнекамском районе есть деревня Би (би – түрә, князь), они считались мурзами. Население деревни подчинялись 2-м мурзам. Отсюда туда переселились две девушки, вышли замуж за биев – мурз.
Деревня Тонгузино (тат.Тунгулҗа) – кряшенская деревня. Были переселены русские, отатарившиеся. Кряшены были переселены сюда из деревни Гардали (Наб.Челнин.район) – тоже из кряшенской деревни (Тат.Гардалы). Вначале были окрещены, им обещали снизить налоги, затем переселены.
В татарской деревне Кадырово тоже были переселены кряшены. Само название деревни от деда Кадыр.
Также в деревню Ахмет были переселены кряшены из деревни Гардалы роды Колчуриных. Деревня Түбән Биш – тоже кряшенская. Название деревни Бисте-Баш из персидского слова Беһесте – начало оҗмаха – рая. Эта деревня смешанная, татары и кряшены.
Деревня Ашит тоже переселенцы из-под Казани. Первоначальное название деревни Куш Нарат. Вначале жили кряшены и татары, все отатарились. Сейчас название «Куш-Җылга».
В Челнинском районе деревни Борды – кряшенская деревня. Фамилия жителей татарская – Султановы, Мансуровы, Миңлебаевы, Карабашевы. Сами кряшены, фамилии татарские.
Деревня Зиче-Баш – русские и кряшены. Русские отатарились, стали кряшенами, потеряли свой язык.
Деревня Кабан-Бастрык – в Заинском районе – почти целиком кряшенская (татар всего 10 хозяйств). Здесь окряшевсшиеся татары. Все праздники праздновали вместе. Во время Ивана Грозного все деревни, расположенные в 50 км от Казани были переселены в Сармановский район.
Название деревни Пинячи, как полагают от названия рода. Например, в арабском языке плотников называют «биначы». А Пеняги от персидского слова пәнҗ – пять – то есть 5 родов. В деревне есть род марийцев (чирмеш) – всего 4 и, кроме того, один старинный татарский род Черемисский род «йөзекәй». Деревня Нижние и Верхние Олыҗы (Лузи) – тоже отатарившиеся русские, по крайней мере первый из них. Такие же деревни Бохарай, Елан Тау, Тукмак, Бөгелде, Бөре Сарай, Акташ. Деревня Имән – упоминается в Башкирском шаҗара под названием Мон.
В Верхних Пинячах черемисские роды йөзекәй (или йөземәй) – родные братья, отатарились. Также отатарилась их сестра, приняли татарские имена Шарлестан, Гөлестан. В то время, когда сюда прибыл дед Кашшаф Халитов в деревне всего было 16 хозяйств. Все роды поселились кучно в одном месте – и черемисы и роды татар Халитовых, Заптовых, Башаровых, Йөзекаевых (черем). Приемный сын Запта мальчик Тагыйп был 5 родом. Род Хамита переехал сюда плотником – из Муслюмова, Запт прибыл из Шалангар, также и род Башара. А Йөзекәй переехал из гористой местности, недалеко от этих мест, из деревни Имәш (черемисская). Около 95 лет тому назад эта деревня исчезла. До сих пор есть речка Исай (черем) до сих пор. Многие марийцы были отатарены.
Дед Хамит из Муслюмова. Старое название Муслюмова Старый Варяж. И до сих пор она с трех сторон имеет леса. Было развитое плотничество. Все поколение деда Хамита плотники. Земли было мало, а многие земли принадлежали боярину Федотову (из1тыч.половины). С рода Хамита были также ювелиры, занимающиеся серебром. Деревня Верх.Пиняги, начиная с деда Хамита, насчитывает 9 поколений.
Джиены: Первый джиен Суык-су, проводили в начале июня, 4 дня. В одно время праздновали около 10 деревень: Куады, Маҗын (кряш.д.Мазино), Верх.и Ниж.Суык су, Күперле, Шөкрәле – в Челнинском районе. В Заинском районе одновременно с джиеном Суык су проводили Шөпкә җыены. Проводили деревни Аксар, Түбән Чаллы, Югары Чаллы, Урашма (отатарившиеся чуваши), Чубыклы (рус.Красная Катка).
Второй джиен – Атыш җыены – участвовали деревни Ашыт Шыкмай, Бура Киртә, Түбән Биш, Бисте Баш, Зигә Баш, Ахмәт, Кадер, Өч Пиняче (тат.,рус.,кряш.), Федотовка (рус.). Проводили джиенную ярмарку. Также участвовали деревни Верх.и Ниж.Лузи, Арман, Бигеш, Кәрәкәч.
Третий джиен – Иштиряк җыены: деревни Мартыш, Шәнгәлче, Ташлык, Иштирәк, Тоба, Би. Ярмарка проводилась в деревне Шонгалче. Вместе с этим джиеном проводили в Заинском районе Уксын җыены (Теләнче Тамак, Казаклар, Таулаы Дөреш, Иске Дөреш, Сөлек, Таулык, Шыгай) входили в Уксын.
Четвертый джиен – Биклян җыены – «Казанский», в конце июня (Все джиены проходили в течении 5 недель). После выходили на жатву. Казанский джиен проходил лишь в деревне Бикляне, другие не участвовали. Праздновали 4 дня.
Сабантуй после высыхания почвы, за день до выхода на пахоту. Собирали полотенца, скатерти, яйца… и т.д. Так же, как и современный Сабантуй.