Найти в Дзене

"Историко- географический обзор Волго- Донского междуречья". Волгоградская область, август 2025 года.

Здравствуйте Уважаемые читатели! Весь август я провёл в Волгоградской области. Это интересный регион России в Поволжье, знаменитый прежде всего героической историей. Сталинградская битва- родина нашей Победы в Великой Отечественной Войне. Волгоградская область примечательна и в плане географического положения. Она находится в междуречье крупнейших рек Европейской России - Волги и Дона. Её уникальность в том, что между Ерзовской бухтой на реке Волга и посёлком Качалино на Дону, эти реки сближаются на минимальное расстояние всего 52 километра. С древности люди пользовались таким удобным для торговых путей сближением рек, и создавали перевозы и переволоки гужевым транспортом. В конце 1 тысячелетия Волгодонская переволока использовалась для связи Византии с хазарами. При Золотой Орде она стала частью Великого шелкового пути. При Иване Грозном Россия завоевала Казанское и Астраханское ханства и возродилась торговля на Волге. Переволока между Волгой и Доном снова начинает активно использо
Шлюз №1. Здесь в Волгограде начинается Волго- Донской канал
Шлюз №1. Здесь в Волгограде начинается Волго- Донской канал
"Нальчик с пальчик. Видео для думающих" | Дзен

Здравствуйте Уважаемые читатели!

Весь август я провёл в Волгоградской области. Это интересный регион России в Поволжье, знаменитый прежде всего героической историей. Сталинградская битва- родина нашей Победы в Великой Отечественной Войне. Волгоградская область примечательна и в плане географического положения. Она находится в междуречье крупнейших рек Европейской России - Волги и Дона. Её уникальность в том, что между Ерзовской бухтой на реке Волга и посёлком Качалино на Дону, эти реки сближаются на минимальное расстояние всего 52 километра.

Кратчайшее расстояние между Волгой и Доном 52 километра
Кратчайшее расстояние между Волгой и Доном 52 километра

С древности люди пользовались таким удобным для торговых путей сближением рек, и создавали перевозы и переволоки гужевым транспортом. В конце 1 тысячелетия Волгодонская переволока использовалась для связи Византии с хазарами. При Золотой Орде она стала частью Великого шелкового пути. При Иване Грозном Россия завоевала Казанское и Астраханское ханства и возродилась торговля на Волге. Переволока между Волгой и Доном снова начинает активно использоваться. Через неё товары из Персии транзитом вывозились из Астрахани в Англию в обход Испании и Португалии.

В это же время Османская империя и Крымское ханство стремятся взять контроль над переволокой. В 1569 году родственники Сулеймана Великолепного турецкий султан Селим II, и крымский хан Девлет Гирей предприняли неудачную попытку прорыть канал между Доном и Волгой. Они хотели по нему спустить военные корабли к Астрахани и захватить город. Месяц, 30 тысяч землекопов рыли канал, пока турки не поняли нереальность задачи имеющимися средствами.

Турецкий султан Селим II в сериале "Великолепный век". Первый строитель Волго- Донского канала
Турецкий султан Селим II в сериале "Великолепный век". Первый строитель Волго- Донского канала

При сыне Ивана Грозного Фёдоре Ивановиче начинается активное освоение междуречья. Для усиления русского контроля над Волгой строятся караулы, ставшие впоследствии крупными городами: Самара, Саратов. В 1589 году возникает Царицын, современный Волгоград. Город впервые упоминается в царской грамоте от 2 июля 1589 года. В ней упоминаются воеводы- основатели Засекин, Олферов и Нащекин.

При Петре Первом в конце 17 века была предпринята вторая попытка прорыть канал между Волгой и Доном. Теперь он уже был нужен России для войны с Турцией. После нескольких неудачных попыток, был прорыт канал длиной 8 километров и построено несколько шлюзов. Но началась Северная война со Швецией и дальнейшее строительство канала было заброшенно.

Со временем поток грузов рос и возникло несколько переволок. Одна между Дубовкой и Качалино. При императоре Николае Первом начинается индустриализация и строительство железных дорог. В 40-е годы между Дубовкой и Качалино была построена железная дорога на конно- бычьей тяге. Но при строительстве были допущены ошибки и дорога вскоре закрылась.

В 60- е годы 19 века по другому пути между Царицыным и Калачом была построена новая железная дорога на паровозной тяге, которая оказалась более успешной. Позднее она была достроена до Борисоглебска и в 1878 году стала частью Грязе- Царицынской железной дороги, соединившей Центр России с югом.

Станция Карповская (современное здание). Была открыта на Волго- Донской железной дороге в 1862 году
Станция Карповская (современное здание). Была открыта на Волго- Донской железной дороге в 1862 году

В годы Великой Отечественной войны в междуречье Волги и Дона развернулось сражение на подступах к Сталинграду, которые историки назвали "битвой за Междуречье". Оно было дважды перепахано войной. Бои здесь шли с июля 1942 года до начала февраля 1943 года. Сначала наступающей на Сталинград немецкой группировкой. В взятии Сталинграда, немецкое командование видело ключ к решению главной задачи военной компании 1942 года- захвата Кавказа. 19 августа 1942 года генерал Фридрих Паулюс подписывает приказ "О наступлении на Сталинград". Он ставил задачу форсировать Дон в районе Паньшино, Вертячий и Песковатки и окружив с севера 62- ю Армию, выйти к Сталинграду и сходу захватить Тракторный завод.

Упорные бои развернулись в районе хутора Калач, где находилась переправа через Дон. Он оказался в центре немецкого наступления. Красная армия превратила Калач в сильный укрепрайон. Почти 3 недели с 9 августа до 1 сентября наши войска удерживали этот хутор. Вначале им удавалось препятствовать переправе противника через Дон на подступах к Калачу, а затем развернулись уличные бои немецких танков с пехотой. Немцы два раза занимали полгорода, но наши войска выбивали их с занятых позиций и разрушали переправы через Дон. И только получив приказ, части Красной армии отступили к Сталинграду. Из 1800 бойцов 20- бригады 62-й армии из Калача на новые рубежи обороны вышли всего 128 человек.

река Дон в районе Калача на Дону
река Дон в районе Калача на Дону

События которые происходили в районе Калача, легли в основу романа Михаила Шолохова, а затем и фильма "Они сражались за Родину". Герои произведения так обсуждают почему немцы летом 1942 года смогли дойти от Харькова до Дона и Сталинграда впереди: "Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
— А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны! Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. А если не умеете, — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят! Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует, еще не научились и злости настоящей в нас маловато. А вот когда научимся, да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно?»

Сегодня Калач на Дону - город Воинской Славы.

Стела "Город воинской славы" в Калаче на Дону.
Стела "Город воинской славы" в Калаче на Дону.

А в ноябре начинается уже контрнаступление Красной армии- операция "Уран". 18 ноября 1942 года войска Донского и Сталинградского фронта соединились в районе Калача. Почти 300 тысячная немецкая группировка в Сталинграде оказалась в окружении. Это было начало гибели 6-й Армии Паулюса, и восход нашей Победы в Великой Отечественной войне.

После Великой Отечественной войны начинается новая попытка соединить Волгу и Дон каналом. В 1952 году между Сталинградом и Калачом был построен Волго- Донской канал имени В.И Ленина, наконец соединивший реки. Это грандиозное сооружение длиной 101 километр, состоящее из 13 шлюзов. Именно при Иосифе Виссарионовиче Сталине вековая мечта построить канал стала реальностью. Волго- Донской канал, яркий памятник его Великой эпохе. Стратегическое и транспортное значение канала только возрастает с каждым годом.

Будучи в Волгоградской области, мне удалось побывать практически на всем протяжении междуречья Волги и Дона от Волгограда до Калача на Дону. В следующей статье я продолжу рассказ о своих прогулках по Волгоградской области. Мы побываем возле Волго- Донского канала и посетим Калач- на Дону. Пожалуйста поддержите мой канал дочитыванием статей, пишите комментарии, ставьте лайки. Спасибо.

Калач на Дону
Калач на Дону

Другие статьи подборки о Междуречье Волги и Дона: