Найти в Дзене

30 лет ошибок: как провалились сенсорные панели, и почему автобренды массово возвращают кнопки

В 2022 году шведский журнал Vi Bilägare наглядно доказал: физические кнопки в автомобиле безопаснее и удобнее сенсорных экранов. Журналисты проверили, сколько времени и какое расстояние потребуется водителю, чтобы выполнить переключить радиостанцию, настроить климат, обогрев сидений или отрегулировать яркость дисплея. Для эксперимента взяли 11 современных моделей и один старый автомобиль без сенсорного экрана — Volvo V70 2005 года. Все машины двигались по взлётно-посадочной полосе на скорости 110 км/ч, а замеры фиксировали, насколько удобнее пользоваться физическими органами управления по сравнению с сенсорными панелями. В итоге старый Volvo V70 справился быстрее всех: примерно 10 секунд и всего ~306 метров пути. Хуже всего показал себя MG Marvel R — около 44–45 секунд и почти 1400 метров. Модели с комбинированным управлением, вроде Dacia Sandero или Volvo C40, заняли промежуточное место: они лучше многих полностью сенсорных систем, но всё же уступают проверенной классике с кнопками. Э
Оглавление
А что если?..
А что если?..

В 2022 году шведский журнал Vi Bilägare наглядно доказал: физические кнопки в автомобиле безопаснее и удобнее сенсорных экранов. Журналисты проверили, сколько времени и какое расстояние потребуется водителю, чтобы выполнить переключить радиостанцию, настроить климат, обогрев сидений или отрегулировать яркость дисплея.

Для эксперимента взяли 11 современных моделей и один старый автомобиль без сенсорного экрана — Volvo V70 2005 года. Все машины двигались по взлётно-посадочной полосе на скорости 110 км/ч, а замеры фиксировали, насколько удобнее пользоваться физическими органами управления по сравнению с сенсорными панелями.

Так выглядит салон Volvo V70 2005 года. Только кнопки, только хардкор
Так выглядит салон Volvo V70 2005 года. Только кнопки, только хардкор

В итоге старый Volvo V70 справился быстрее всех: примерно 10 секунд и всего ~306 метров пути. Хуже всего показал себя MG Marvel R — около 44–45 секунд и почти 1400 метров. Модели с комбинированным управлением, вроде Dacia Sandero или Volvo C40, заняли промежуточное место: они лучше многих полностью сенсорных систем, но всё же уступают проверенной классике с кнопками.

Эксперимент Vi Bilägare не стал каким-то сюрпризом. Он лишь подтвердил то, что в автопроме назревало давно: компании массово отказываются от салонов «будущего», где всё управление сосредоточено в экране, и возвращаются к гибридным решениям.

У MG Marvel R оказался самый большой экран в тесте Vi Bilägare
У MG Marvel R оказался самый большой экран в тесте Vi Bilägare

Сенсорные салоны: первые шаги и провалы

Первая попытка сенсорного салона случилась ещё в 1986 году. Американский Buick Riviera получил Graphic Control Center — сенсорный экран, через который управляли климатом и радио. Для 80-х это было почти фантастикой: целых 32 тысячи слов памяти, футуристичная подача. Но водителей новинка скорее раздражала. Меню сбивало с толку, экран отвлекал, и уже к 1990-му систему quietly убрали.

Следующая веха — 2001 год. BMW представила флагманскую «семёрку» E65 с системой iDrive. Сотня кнопок сменилась одной шайбой и дисплеем. Казалось, решение элегантное: меньше хаоса, больше порядка. Но реальность оказалась другой. Многоуровневые меню запутывали, водители злились, и iDrive вошёл в историю как самый ненавистный интерфейс десятилетия. Тем не менее, другие бренды тоже ринулись в сенсорное будущее.

К началу 2010-х сенсорные панели дошли до массового сегмента. В 2011 году Ford Edge получил систему MyFord Touch: почти все привычные кнопки убрали, оставив сенсорную панель и голосовое управление. Первые клиенты были в шоке — даже громкость стало неудобно регулировать. Ford быстро признал ошибку и вернул физические крутилки. История показала: людям нужен не iPad на колёсах, а простая и понятная ручка громкости.

Ошибались даже японцы

Похожие эксперименты не обошли стороной почти всех. В премиум-сегменте Cadillac представил систему Q — сенсорную панель с виброоткликом. Даже консервативные японцы поддались моде: Honda убрала регулятор громкости в Civic и CR-V, заменив его сенсорной полоской. Но в результате компании возвращали в салоны физические клавиши управления автомобилем.

Исключением стали разве что электромобили будущего, такие как Tesla. В Model 3 исчезла даже приборная панель, а управление дворниками и фарами переехало на центральный дисплей. Илон Маск и по-прежнему стремится сделать из своих автомобилей смартфон на колесах.

Так выглядит салон Tesla Model 3...
Так выглядит салон Tesla Model 3...

Массовый откат и новые признания

В массовом сегменте рынок встретил сенсорные эксперименты в штыки. К концу 2020-х автопроизводители стали массово возвращать физические клавиши в салоны автомобилей.

На этом фоне особенно показателен откат европейских и азиатских брендов. В 2023 году Volkswagen публично признал: сенсорные панели стали ошибкой. Глава дизайна компании заявил прямо: «Автомобиль — не телефон». В будущих моделях концерн обещал вернуть кнопки на руль и в блок климата, добавить привычные крутилки и аварийку.

Hyundai пошёл тем же путём: даже сохраняя большие дисплеи в Ioniq 9, корейцы продублировали ключевые функции физическими органами управления, объясняя это вопросом безопасности.

салона Hyundai Ioniq 9. Пример хорошего отношения компании к своим клиентами
салона Hyundai Ioniq 9. Пример хорошего отношения компании к своим клиентами

Индустрия пришла к пересмотру ценностей. Эксперимент Vi Bilägare лишь поставил жирную точку в споре: сенсорные экраны красивы на выставках, но в реальности ухудшают эргономику и отвлекают водителя. Будущее — за гибридным подходом, где большие дисплеи уживаются с тактильными кнопками.

Компании сочли, что прогресс в автомобиле — это не гонка за минимализмом, а поиск баланса между цифрой и удобством. А как считаете вы? Делитесь мнением в комментариях под этим постом