Найти в Дзене

Младшие классы в балетной школе 80-х годов

В начале 80-х годов, когда я учился в начальных классах МАХУ (сегодня это Московское академическое хореографическое училище, в прошлом — хореографический техникум при Большом театре, или просто «школа Большого театра»), жизнь десятилетнего мальчишки была удивительно проста.
Академические предметы мне были посильны: не особо стараясь, я сносно учился на «четвёрки». На «пятёрки» почему-то считалось учиться зазорно, будто ты автоматически приписывался к «ботанам» — неловким, тихим, предельно аккуратным или даже боязливым отличникам, которых негласно презирали хулиганистые одноклассники.
Специальные танцевальные уроки были необычными и тем интересными. На «классике» (в расписании так значился урок классического танца) нужно было знать учебные задания предыдущего дня, и перед уроком мы старались их припомнить. Как-то раз совсем не получалось, и мы придумали что-то своё, убедительно доказывая педагогу, что так и было. К нашему позору педагог достала блокнот из сумки и точно продиктовала за

В начале 80-х годов, когда я учился в начальных классах МАХУ (сегодня это Московское академическое хореографическое училище, в прошлом — хореографический техникум при Большом театре, или просто «школа Большого театра»), жизнь десятилетнего мальчишки была удивительно проста.

Академические предметы мне были посильны: не особо стараясь, я сносно учился на «четвёрки». На «пятёрки» почему-то считалось учиться зазорно, будто ты автоматически приписывался к «ботанам» — неловким, тихим, предельно аккуратным или даже боязливым отличникам, которых негласно презирали хулиганистые одноклассники.

Специальные танцевальные уроки были необычными и тем интересными. На «классике» (в расписании так значился урок классического танца) нужно было знать учебные задания предыдущего дня, и перед уроком мы старались их припомнить. Как-то раз совсем не получалось, и мы придумали что-то своё, убедительно доказывая педагогу, что так и было. К нашему позору педагог достала блокнот из сумки и точно продиктовала задание, тем самым уличив нашу выдумку.

Дежурная девочка поливает пол в балетном зале
Дежурная девочка поливает пол в балетном зале

В то время в залах ещё не было специального балетного линолеума, и все занимались на деревянном полу, который несколько раз за урок приходилось поливать. В углу стояли железные садовые лейки. Дежурный — по очереди кто-то из класса — бегал наполнять их водой и в перерывах между заданиями поливал высохший пол, чтобы он не скользил. После этого в воздухе появлялся характерный запах мокрого дерева — запах, который я до сих пор помню.

На «классике» я действительно старался. В середине учебного года первого класса проходил контрольный урок: плохими оценками детей подготавливали к отчислению. Возвращаться в обычную школу совсем не хотелось, и поэтому, если Елена Николаевна говорила вытянуть ногу, я вытягивал её до кретинического идиотизма; если диктовала вывернуть ногу — лучше меня не было никого в мире: нога буквально выламывалась, как ножка из жареного цыплёнка. Сегодня, будучи педагогом, как никто знаю, насколько тяжело людям искать пределы своих физических данных. У меня таких проблем никогда не было: если надо — могу до глупости, до треснувших костей не останавливаясь стараться. Поэтому все остальные предметы, например уроки гимнастики, были для меня шуткой, скорее отдыхом в сравнении с «классикой». На гимнастике нужно было что-то сделать всего пару раз по десять — да и то с перерывом посередине.

Елена Николаевна Бершева поправляет мне руки
Елена Николаевна Бершева поправляет мне руки

На уроке исторического танца требовалось запоминать не короткие комбинации движений, а длительные рисунки старинных танцев. Вот это для моего подвижного устройства было сложно. Удержать в логическом контроле длительную линию повествования для меня и теперь непросто, а тогда я лишь надеялся на сообразительность, ловкость и скорость. Мало что помня, я интуитивно подхватывал правильные направления и шаги по первым нотам и как-то выкручивался, получая «пятёрки». Через несколько десятилетий, учась в институте у Инги Аркадьевны Ворониной (именно она вела исторический танец и в детстве), я так же ленился запомнить разницу между второй формой французской кадрили и первой формой английской. Просто мне это было неинтересно.

Инга Аркадьевна Воронина один из старейших педагогов московской балетной школы.
Инга Аркадьевна Воронина один из старейших педагогов московской балетной школы.

Игры во дворе

Переменки у нас были длинные и короткие. Короткие — как в обычной школе, а длинные — для переодеваний: из школьной формы в балетную и обратно. Расписание и теперь устроено так, что на длинных переменах ты не всегда бежишь переодеваться. Вот тогда-то мы и старались успеть поиграть во дворе.

В центре школы стоит непонятная бетонная возвышенность (около метра высотой и огромная по площади), разделённая на ровные квадратные отсеки. Подсмотрев у старших игру в мяч, мы, словно зомбированные, выбегали туда играть при первой же возможности. Суть игры состояла в том, что у каждого участника был свой квадрат; мяч мог удариться об пол в пространстве твоего квадрата всего один раз; задача каждого игрока — передать мяч в следующий квадрат, действуя только ногами. Игра спокойная и активная одновременно, прекрасно развивающая координацию. Не знаю, играют ли сейчас во дворе или нет. Скорее всего, нет — у всех на лице телефон…

Перед московской балетной школой в конце 60-х годов.
Перед московской балетной школой в конце 60-х годов.

Когда во двор выходили девочки, мяч забывался, и мы играли в салочки — но тоже особенные. Двор между зданием школы и учебным театром был разбит на пространства с деревьями и кустарниками. Эти участки были ограничены бетонными парапетами, между которыми мы мелом рисовали дорожки. Площадь дорожек, парапетов, лестниц получалась огромной — вот по ним мы и играли в салочки. Было сложно и очень весело.

С этой же стороны двора у нас, мальчишек первого класса, произошёл конфликт со старшими. И хотя они были всего на два года старше, этого хватило, чтобы они выстроили нас линией у стены и устроили «расстрел питерских рабочих» рябиной из трубок с напальчниками. Синяки, как свидетельство шалости, подкрепили наши показания в учебной части — и старшие так больше не развлекались. Кстати, среди «расстрельной команды» был будущий солист Большого театра Володя Непорожний.

Слева от стола видна как раз та самая возвышенность на которой мы играли в мяч.
Слева от стола видна как раз та самая возвышенность на которой мы играли в мяч.

Летопись класса с рисунками

Руководитель нашего класса Элла Викторовна разделила детей на пионерские пятёрки так, что в каждой был отличник и обязательно отстающий. Не помню какие именно, но каждому были даны определения вроде «хорошист» и «нуждающийся в помощи». Элла Викторовна пыталась организовать работу пятёрок так, чтобы отличники сами помогали отстающим — ради победы «пятёрки» в классном соревновании каждой четверти.

Основным информационным инструментом была «летопись класса», в которой каждая пятёрка по очереди с помощью рисунков и коротких сообщений фиксировала победы и поражения «пятерок» класса.

Прекрасно помню детский рисунок: девочка догоняет мальчишку и втыкает ему в мягкое место «козью ножку»! Элла Викторовна сама нарисовала забавный комикс, выставив на всеобщее обозрение случай, когда Саша Галкина (сегодня — руководитель крупной клиники за границей) действительно гналась по третьему этажу с «козьей ножкой» в руках за Игорем Прокловым (племянником знаменитой советской актрисы).

Сегодня я прекрасно понимаю все хорошее в попытках Эллы Викторовны нас воспитывать: она страдала за великое дело. Да, именно страдала, потому что мы скорее смеялись над ней, чем уважали и ценили. Мне стыдно вспоминать своё отношение к учителю — усмешки над повинностью заполнять «летопись класса». Элла Викторовна была уже пожилая и недолго нас выдержала, уволившись из школы.

Это фотография не из нашей школы, а из прибалтики. Тем не менее, атмосфера довольно точная
Это фотография не из нашей школы, а из прибалтики. Тем не менее, атмосфера довольно точная

Был один случай, из-за которого меня чуть не выгнали из школы. На одной переменке мы кидались конфетами, и я как-то неудачно попал девочке в бровь, рассёк кожу. То ли из-за того, что крови было много, то ли из-за того, что не сразу остановили, — ужас мой был всепоглощающим. Не помню, как оказался в кабинете завуча, не помню, как пришёл отец девочки и попросил не устраивать шоу из обычного детского случая. Помню только страшную Глазатову (ту самую завуча), которая с усмешкой повторяла мне, что сегодня мой последний день в школе и что меня обязательно отчислят — вот только нужно дождаться моих родителей. Одноклассницей была Алиса Хазанова, а её заступившийся за меня папа — всем известный артист.

Именно на дне рождения в доме у Алисы мы, советские дети, впервые увидели видеомагнитофон и иностранные мультфильмы — «Том и Джерри». Как выглядел дом, как справляли праздник, что было на столе — ничего не осталось в памяти. А мультик врезался навсегда: в отечественных героя так друг друга не дубасили.

Эта фотография была сделана на пару поколений до меня, но я помню и педагога и старших ребят.
Эта фотография была сделана на пару поколений до меня, но я помню и педагога и старших ребят.

Пионерская линейка

А ещё в то время были пионерские линейки. Это когда все младшие и средние дети (старшие были комсомольцами, у них линеек не было) собирались в каком-нибудь просторном месте, и происходило что-то торжественное. Помню холл на третьем этаже у лифта (он был один и поднимался от московского входа к холлу, который разделял учебное пространство третьего этажа и интернатскую половину).

Все классы выстраивались вдоль стен в два ряда, а в одном месте торжественно и гордо стояли самые лучшие пионеры. Их было немного — не более 5–7 человек. Кто-то держал красное знамя, кто-то листы бумаги с речью, кто-то просто смотрел сверху на остальных.

Не помню, о чём говорили и что объявляли под руководством педагогов. Помню только, что не мог не смеяться над лучшим пионером балетной школы: все дети как дети, а он — усатый! Конечно, он был на пару лет старше нас, но даже среди своих ровесников оказался единственным с таким ранним оволосением. Кажется, его звали Егор Литвинов. Его отец был закулисным руководителем коллектива «Московский классический балет» Василёва и Касаткиной.

Это тоже линейка, но в зрительной части школьного театра. Характерный жест исполнялся в момент торжественной клятвы быть хорошим пионером.
Это тоже линейка, но в зрительной части школьного театра. Характерный жест исполнялся в момент торжественной клятвы быть хорошим пионером.

Битвы классов

Сейчас довольно странно об этом вспоминать, но была ещё одна особенность: мы, мальчишки, всё время дрались. Дрались друг с другом, с соседней школой. Сейчас понимаю, что особых причин не было, но почему-то раз в месяц случались «битвы». Особенно запомнились «стрелки» на лестнице между вторым и третьим этажами и «стенка на стенку» с параллельным классом. Зло, отчаянно и непонятно за что. То ли «нашего» обидели, то ли девочку за косу дёрнули — и мы должны были заступиться.

Удивительно, но именно здесь проявлялся характер: выиграть несмотря ни на что. Лучше бы это проявлялось в чём-то другом. Эта история длилась пару лет — до средних классов. Последний раз — на стройке рядом, с ребятами из обычной школы напротив нашей. Потом несколько лет у меня оставался шрам на лице от битого кирпича, а тогда на следующий день я пришёл в школу с рукой в гипсе — кости кисти слабые.

Вот как-то так... Только было негласное правило "чести" - лежачего не бить.
Вот как-то так... Только было негласное правило "чести" - лежачего не бить.

Медосмотр

В школе периодически проходил медосмотр. Измеряли рост, вес, проверяли зрение. С последним у меня были проблемы. Всё детство я читал, особенно под одеялом с фонариком, когда родители заставляли спать. Плюс — значительные физические нагрузки. Зрение быстро испортилось. Признаваться, что плохо вижу, я не хотел: не хотел очки, не хотел выглядеть слабым (ведь отличники в очках — а значит, слабые; вот глупость-то какая!). Поэтому пришлось выучить несколько строк таблицы, которых я не видел.

Позже, когда появились первые контактные линзы (тогда они были стеклянные), я втайне и от одноклассников, и даже от родителей каким-то образом добыл себе это чудо — и осмотров уже не боялся. А бояться было чего: однажды, правда, это было в младшем классе, на осмотре нас по очереди вызывали к хирургу. Там, со спущенными трусами, у нас проверяли, опустились ли яички или нет. Зачем — не знаю – разве не родители должны об этом беспокоиться? Почему при приёме в школу не проверяли — тоже не знаю. Но помню, как один из нас вылетел из кабинета весь в слезах — и больше в медчасть никогда не ходил. Вспомнилось, что этот же мальчик во время приёмного просмотра перед всей комиссией на вопрос, почему он поступает в балетное училище, ответил: «Если поступлю — мама купит мне ролики…»

Приемный экзамен в балетную школу
Приемный экзамен в балетную школу

Продолжение следует..