Найти в Дзене

Король художников: ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Часть вторая: ТОП-7 работ художника + опрос

Добрый день, уважаемые читатели! Барочный стиль (от итальянского «barocco» – странный, причудливый) доминировал в европейском искусстве с конца XVI до начала XVIII века. Наиболее выдающимся представителем этого направления считается Рубенс. Стремление к торжественному «большому стилю», возникшее в связи с укреплением европейских монархий, в барокко переплеталось с восприятием мира как сложного и постоянно меняющегося целого. Таким образом, в барокко проявляются следующие характерные признаки: контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, тяга к величию и пышности, сочетание реальности с воображением. Рубенс оставил после себя около трёх тысяч произведений. Даже учитывая, что многие из них были созданы при участии учеников, эта цифра свидетельствует о неиссякаемой творческой энергии мастера. Однажды он написал: «Благодарение Богу, вот уже три года, как я со спокойной душой отказался от всего, что не связано с моим ремеслом». Живопись была для него единственной сферой м
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Барочный стиль (от итальянского «barocco» – странный, причудливый) доминировал в европейском искусстве с конца XVI до начала XVIII века. Наиболее выдающимся представителем этого направления считается Рубенс. Стремление к торжественному «большому стилю», возникшее в связи с укреплением европейских монархий, в барокко переплеталось с восприятием мира как сложного и постоянно меняющегося целого. Таким образом, в барокко проявляются следующие характерные признаки: контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, тяга к величию и пышности, сочетание реальности с воображением.

Рождение Млечного Пути, 1630-е
Рождение Млечного Пути, 1630-е

Рубенс оставил после себя около трёх тысяч произведений. Даже учитывая, что многие из них были созданы при участии учеников, эта цифра свидетельствует о неиссякаемой творческой энергии мастера. Однажды он написал: «Благодарение Богу, вот уже три года, как я со спокойной душой отказался от всего, что не связано с моим ремеслом». Живопись была для него единственной сферой мысли. Он соединил фламандский реализм с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Фламандская школа, внесшая огромный вклад в развитие искусства, в первую очередь – это школа Рубенса.

Самсон и Далила, 1609
Самсон и Далила, 1609

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-7 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

7. Портрет Елизаветы де Бурбон, 1629

Портрет Елизаветы де Бурбон, 1629
Портрет Елизаветы де Бурбон, 1629

Многие аристократы и коронованные особы желали, чтобы Рубенс написал их портреты. Он, впрочем, их в великом множестве и писал. Несмотря на барочные стереотипы, присутствующие в такого рода работах, художнику удавалось почти буквально оживлять на полотнах своих героев. Современники называли Рубенса «королем художников и художником королей». Второй титул этой формулы он заслужил за произведения, подобные этому портрету представительницы знаменитой королевской династии.

6. Возвращение с полей, 1636-1638

Возвращение с полей, 1636-1638
Возвращение с полей, 1636-1638

Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми. Эту картину, передающую сам дух народной жизни, можно рассматривать часами - так много в ней любопытных деталей, изящных поз, мастерски прописанных фигур. А еще в ней - какая-то особенная пронзительность осеннего пейзажа, словно задумавшегося в ожидании близкой зимы. «Взбадривать», «динамизировать» однообразный пейзаж своей родины Рубенс умел как никто другой.

5. Афродита и Арес, 1622-1625

Афродита и Арес, 1622-1625
Афродита и Арес, 1622-1625

Это одна из лучших мифологических работ Рубенса. Она написана на сюжет, позаимствованный из древнегреческой мифологии. Сумасбродный бог войны Арес влюбился в самую красивую и нежную богиню Афродиту. Плодом этой любви стали Эрос и Антерос. Рубенс изображает Ареса в доспехах (и сильно напоминающим персонажей его многочисленных современных портретов), а его Афродита не имеет ничего общего с Афродитами античных мастеров и художников эпохи Возрождения.

4. Елена Фурмен со своими детьми, 1636

Елена Фурмен со своими детьми, 1636
Елена Фурмен со своими детьми, 1636

В 1630 году Питер Пауль Рубенс заключил брак с 13‑летней Еленой Фурмен, племянницей своей первой супруги, умершей в 1626‑м году. Елена стала любимой моделью живописца в последние годы его жизни, а её грациозные черты встречаются в множестве религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена появляется в образах Венеры и Девы Марии. Тем не менее мастер любил изображать её просто как возлюбленную супругу и мать своих детей. Дату полотна определяют по возрасту детей, видимому на холсте (их даты рождения известны). Оно осталось незавершённым и первоначально ширина картины превышала современный вариант. Справа - прямо над сиденьем стула - набросана ещё одна пара рук. Это кисти третьего ребёнка Елены, Изабеллы, родившейся в мае 1635 года. Исследования, проведённые в Лувре, показывают, что художник собирался изобразить девочку с раскинутыми руками. Неясно, почему Рубенс не закончил эту работу, возможно, её обрезали после его смерти, чтобы она выглядела более «завершенной».

3. Осенний пейзаж с замком Стен, 1635

Осенний пейзаж с замком Стен, 1635
Осенний пейзаж с замком Стен, 1635

В 1635 году Питер Пауль Рубенс стал владельцем замка Стен, находящегося в нескольких милях к югу от Антверпена. Он часто навещал его в последние годы своей жизни. С большим удовольствием он изображал окружающие пейзажи. Ему по вкусу был быт сельского аристократа. На надгробии, установленном в церкви святого Якова в Антверпене, он велел вырезать надпись: «Лорд Стен». Скорее всего, перед нами один из самых известных поздних пейзажей Рубенса. С левой стороны полотна изображён замок Стен, выполненный столь же нежно, как и последние портреты супруги и детей, созданные примерно в тот же период. Художник преобразовал традиционный фламандский ландшафт, сделав его ярче и богаче по цветовой гамме. На переднем плане видны растения, распускающиеся лишь в осень, - это точно указывает на сезон изображения. Восходящее на востоке солнце и множество прочих деталей подсказывают, что сцена разворачивается ранним утром.

2. Снятие с креста, 1611-1614

Снятие с креста, 1611-1614
Снятие с креста, 1611-1614

Эту алтарную композицию заслуженно относят к числу самых сильных и грандиозных полотен Рубенса. Она возникла непосредственно после создания аналогичного по размеру и смыслу произведения «Воздвижение Креста» (1610‑1611). В нынешнее время обе эти работы, прославившие мастера, размещены в Кафедральном соборе Антверпена. Рубенс завершил их почти сразу после возвращения из Италии, однако изначально их считал полностью независимыми друг от друга. Картина «Воздвижение Креста» была задумана для церкви святой Вальпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.

Воздвижение Креста, 1610-1611
Воздвижение Креста, 1610-1611

Эта работа изначально предназначалась для часовни Гильдии аркебузиров - своеобразного стрелкового клуба того периода (аркебуза тогда широко использовалось как вид огнестрельного оружия). Друг Рубенса, Николас Рококс, входил в число руководителей гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал её членом). Именно Рококс передал Рубенсу заказ на создание этого алтарного образа.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Правая панель рассказывает о том, как младенца Христа принесли в иерусалимский храм, чтобы «посвятить Господу». Христа держит на руках благочестивый старец Симеон.

1. Похищение дочерей Левкиппа, 1617

Похищение дочерей Левкиппа, 1617
Похищение дочерей Левкиппа, 1617

Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнажённого женского тела. Первые упоминания об этом произведении датируются началом XVII века. Возможно, сюжет был позаимствован из греческой мифологии. Гилаейра и Феба, дочери царя Левкиппа, были обручены с Идасом и Линкеем Афаретидами, принадлежащий к семье мессенского царя Афарея. Афаретиды враждовали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком, Диоскурами, которые похитили у них невест. Соперничество закончилось трагедией. Во время засад, устроенных Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк - Линкея. Однако Идас камнем поразил Полидевка. В ответ на это Зевс, отец Диоскуров, ударил Идаса молнией.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Поза, изображённая одной из сестер (расположенной выше), отсылает к Леде в творчестве Микеланджело. Эта композиция в своё время копировалась Рубенсом. Одно из толкований мифа гласит, что Леда была матерью Кастора и Полидевка - следовательно, Рубенс счёл такое заимствование совершенно оправданным.

Голосуйте в опросе за понравившуюся работу:

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: