Добрый день, уважаемые читатели!
В судьбе Рубенса известный живописец благополучно встретился с проницательным учёным и искусным дипломатом. Фортуна сопровождала его во всех делах, и личные отношения тоже не были исключением. Так как же сложилась жизнь короля живописцев?
Питер Пауль Рубенс увидел свет 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии (в современности — территория Германии). Он оказался седьмым ребёнком в семье юриста Яна Рубенса. Длительное время клан Рубенсов проживал в Антверпене, однако в 1568‑м году переехал в Кёльн. Причина в том, что к этому моменту Ян начал тяготеть к протестантизму, что вызвало серьёзное недовольство местного католического общества. В Кёльне он был назначен секретарём при Анне Саксонской, супруге Вильгельма I Оранского.
Позднее, между Яном и Анной вспыхнула романтическая связь. Когда она стала явной, существование старшего Рубенса оказалось под серьёзной опасностью. От гибели его избавила супруга Мария. Она не только простила супругу измену, но также сумела обеспечить более мягкое наказание — Яна отправили в небольшой городок Зиген.
Спустя несколько лет после появления на свет будущего художника, опальный Ян Рубенс получил разрешение вернуться в Кельн. После его кончины в 1587 году Мария приняла решение вернуться в Антверпен вместе с детьми. К тому моменту у неё осталось трое детей - десятилетний Питер Пауль, тринадцатилетний Филипп и их старшая сестра Бландина. Старший сын Рубенсов, Жан Батист, уже ушёл из отчего дома, а остальные дети погибли в младенчестве.
Похоже, Филипп и Питер Пауль получили первые знания латыни от своего образованного отца. В Антверпене они посещали престижную школу, где к латинскому добавлялся греческий язык. Впрочем, в 1590 году братья оставили учёбу, чтобы поддержать мать, оказавшуюся в тяжёлом финансовом положении, так как часть отцовского наследства была израсходована на приданое для Бландины. Филипп пошёл по стопам отца, а тринадцатилетний Питер Пауль оказался пажом при дворе фламандской принцессы.
Пребывание в пажах оказалось недолгим. В 1591 году Рубенс приступил к обучению живописи. Некоторое время он служил подмастерьем у Тобиаса Верхахта; около четырёх лет — у Адама ван Норта; ещё два года — у Отто ван Веена. В 1598 году его, наконец‑то, приняли в Гильдию художников святого Луки. Первые наставники Рубенса были средней руки живописцами, однако занятия у ван Веена принесли Рубенсу ощутимую пользу. Помимо того, что ван Веен славился образованностью и широким кругозором, он провёл несколько лет в Италии.
Несомненно, рассказы учителя об итальянской живописи эпохи Возрождения и античном искусстве разожгли в юном Рубенсе страстное желание увидеть всё это собственными глазами. В мае 1600 года Питер Пауль направился в землю, где творили великие художники. Он провёл в Италии восемь лет, и именно они определили его дальнейший путь. Вряд ли кто‑нибудь из северо‑европейских живописцев, приезжавших в те времена в Италию, так глубоко окунулся в её культуру, как Рубенс. Он полностью овладел итальянским языком (свои письма он иногда подписывал на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубенс»), стал ведущим экспертом по античному искусству.
В Италии Рубенс был приглашён к службе к Винченцо Гонзаго, герцогу Мантуи. За исключением некоторых портретов, герцог не заказывал у мастера новых произведений. Он желал, чтобы художник создавал для его изысканной галереи репродукции известных полотен. Это оказался весьма полезный труд; он дал возможность Рубенсу работать в Венеции и Флоренции. В 1603 году Винченцо включил художника в состав миссии, доставлявшей подарки испанскому королю Филиппу III. Важнейшими в итальянском периоде стали годы, проведённые Рубенсом в Риме, где он проживал в 1601‑1602 и 1605‑1608 годах.
B октябре 1608 года Рубенс получил извещение о том, что его мать тяжело больна. Он уехал в Антверпен, однако увидеть свою мать живой ему уже не довелось. В свою любимую Италию художник не вернулся; в Антверпене к его художественным талантам отнеслись с таким уважением, что Рубенс решил остаться там. Вскоре он пустил там крепкие корни.
23 сентября 1609 года Рубенс получил место придворного художника при дворе эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы, правивших тогда Фландрией от имени испанской короны, а спустя десять дней женился на юной Изабелле Брант. В следующем году Рубенс окончательно обосновался во Фландрии, приобретя просторный дом в Антверпене.
Он прибыл в Фландрию в самый благоприятный момент, когда политические перемены зажгли искру стремительного роста национального искусства. До 1609 года Фландрия (правильнее было бы упоминать её как Южные Нидерланды, расположенные на территории современной Бельгии) вела продолжительную войну с Северными Нидерландами, освободившимися от испанского господства. В 1609 году конфликтующие государства договорились о перемирии. Последовало активное возрождение того, что было разрушено войной. Прежде всего, речь шла о храмах.
В течение последующего десятилетия Рубенс активно принимал участие в этом процессе, творя одно за другим изумительные алтарные образы. Среди них особенно выделяются триптихи «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», выполненные для Кафедрального собора в Антверпене. Кроме того, художник получал множест заказов из разных стран. Так, в 1622-1625 он создал обширную серию, посвященную жизни Марии Медичи (матери французского монарха Людовика XI) и украсивший её дворец в Париже.
В ходе этой деятельности Рубенс трижды бывал во Франции. Быть художником, казалось, означало жить безмятежно. Первое тяжелое потрясение судьбы случилось в 1623 году, когда скончалась его дочь (у него оставалось ещё два сына), а второе - в 1626 году, когда ушла из жизни жена, которую он в одном из писем называл «другом и незаменимым помощником». Охваченный душевной болью, Рубенс вступил на дипломатический путь при дворе эрцгерцогини Изабеллы, вдове после 1621 года, которая в одиночку управляла Фландрией.
В течение последующих четырёх лет он активно странствовал, пытаясь, как он сам утверждал, «отвлечься от всего, что ранит душу». По поручению Изабеллы в 1628‑1629 годах он находился в Мадриде; в 1629‑1630 годах посетил Лондон, значительно способствуя возобновлению мирных связей между Англией и Испанией, чем всегда гордился. Английский монарх Карл I был известен своей привязанностью к искусству, и Рубенсу удалось быстро установить с ним взаимопонимание. На помощь ему также пришли придворный опыт, знание языков и природная мудрость. В 1630 году Карл даровал ему рыцарское звание, а тогда же Кембриджский университет удостоил его почётной степени.
Вернувшись в Антверпен после этой дипломатической поездки, Рубенс больше не уезжал из Фландрии. Ему исполнилось пятьдесят три года. Его терзали приступы подагры — однако это вовсе не мешало ему оставаться удивительно плодовитым художником, работающим с невероятной скоростью. Среди значимых заказов, полученных им в этот период, выделяется серия потолочных картин, выполненных для Банкетного зала короля Карла I и отправленных в Лондон в 1635 году. К этому следует добавить около ста мифологических полотен, заказанных испанским дворцом и исполненных по известным эскизам.
Счастье сопутствовало художнику и в личной сфере. В 1630 году он женился на шестнадцатилетней Елене Фурмен, племяннице своей первой супруги. Этот брак, как и первый, оказался весьма удачным.
У Рубенса и Елены родилось пятеро детей, последняя их дочь появилась на свет за восемь месяцев до смерти мастера. В 1635 году художник приобрёл замок Стен, расположенный приблизительно в двадцати милях к западу от Антверпена. Живя в этом имении, он с большим удовольствием изображал местные пейзажи.
30 мая 1640 года, находясь в Антверпене, Рубенс неожиданно скончался от сердечного приступа. Город оплакивал своего жителя, которому исполнилось шестьдесят два года.
Пишите в комментариях, как Вам жизненный путь великого мастера?
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также:
А еще больше эксклюзивного контента доступно по Премиум-подписке: