1998 год. Август. Стоим у пирса Геологов в родном Питере-Камчатском. Только вчера пришли с очередного рейса на побережье. Дал экипажу выходной. В районе 13:00 прибыл на борт наш Генеральный директор с сопровождающими лицами.
- Сергей Юрьевич! Надо срочно сходить в Жупаново, принять груз - 2 сорокафутовых контейнера с мороженной рыбой. Давай, срочно, собирай экипаж. Быстро сбегаешь туда и обратно. За сутки управитесь. Груз будешь выгружать в рыбном порту.
Я убедил Генерального, что выходить срочно, вот прямо сейчас нет смысла. Экипаж соберём за час. Идти нам 10 часов, доберемся ночью. Предлагаю экипаж собрать к 20:00. Пусть побудут в семьях, решат свои личные дела. В 22:00 снимаемся и к 8:00 утра мы будем на месте. Днём перегруз и под ночь выдвинемся обратно домой. Шеф согласился с моим предложением «дал добро» и убыл.
Мы с боцманом Александром Евгеньевичем обзвонили всех наших. К 20:00 все были на борту. Отход у нас уже был оформлен. Ждать 22:00 не стали, запустили главный и в 20:30 снялись со швартовых и пошли на выход. В 22:30 вышли из порта, повернули влево, легли на курс -56 градусов по компасу. Курс следования к мысу Шипунскому. Идут годы, а все курсы, проложенные тобой и пройденные мили, заложены в твоей памяти на всегда. Кажется, дай штурвал и только по памяти их все снова пройдешь…
Дорогой мой читатель. Дико извиняюсь. Небольшое «лирическое отступление» (оно же исторически – географическое). Жупаново это- река находится в Кроноцком заливе. В честь реки был назван посёлок Жупаново, основанный в 1931 году. Сама река имеет длину 242 км. Берет свои истоки на юго-западном склоне сопки Унана. Река имеет много названий. Ительменские названия Катангыч (Катрангыч), а также Шопхад (Шопгад) и Жупгад. Скорее всего, последнее название и трансформировалось в Жупаново. Впервые на карту река была занесена в 1726 году. Многие любители солёной селёдочки знают нашу Олюторскую селёдку - крупная, весом до 400 грамм, жирная, вкуснючая, она уже давно завоевала сердца и желудки всех жителей нашей Родины от Камчатки до Балтийска.
Но до 70-х годов прошлого века, у неё был сильный конкурент - Жупановская селёдка длиной до 50 см, весом до 500 грамм. Она была королевой застолий русской кухни. Её подавали на стол царям, вельможам, а потом и генсекам. Крупная, её мясо прямо, тает во рту. Кто её хоть раз пробовал, тот будет её считать именно её царицей селёдок нашей Родины. Но человеческая жадность не имеет пределов - в погоне за уловами, благодаря жадности руководителей Советской рыбной промышленности, к началу 80-х годов прошлого 20-го века, Жупановскую селёдку всю выбили. Иногда по осени, когда работаешь на промысле донно-пищевых в Кронотском заливе в прилове попадаются отдельные экземпляры. Их отпускаешь, в надежде, что однажды всё-таки восстановится сельдевой косяк Жупановской селёдки.
Кронотский залив получил своё название от реки и одноименного озера, из которого он вытекает. В начале 18-го века долгое время он носил название Бобровый залив. В нём водилось много каланов которых впоследствии выбили. К Кронотскому заливу у меня особое чувство. Не знаю почему, но меня всегда он манит своей красотой. Лично для меня, это самый красивый залив на всём побережье Камчатки. Именно на территории, относящейся к Кроноцкому заповеднику, находится знаменитая долина гейзеров. С моря прекрасно видны сопки-вулканы: Жупановский (высотой 2923 метра), Дзензур (2285 метра), чуть дальше-Малый Семячик (1560 метров), Карымский (1469метров), вулкан Крашенинникова (1856 метров), Тауншиц (2353 метра) ну и, конечно, Король этого района – красавец Кроноцкий вулкан (3482 метра).
Итак, дорогой читатель, наш курс лежит к мысу Шипунскому. Это - Северная оконечность Авачинского залива. Своё название мыс получил в честь имени тойона Шипы, главы ительменского поселения в 1726 году. Нанесён на карту, как мыс Шипун самим И.П. Козыревским. Позднее стал мысом Шипунским. Хотя, мне больше по нраву версия наших камчадалов. Казаки-первопроходцы там, где проходили, всегда давали очень точные названия мысам, заливам и рекам. Шипун. Сразу представляешь, что-то шипящее, игристое, как Советское шампанское. Это - правда. Южнее от мыса Шипунский протянулась гряда подводных скал длиной до 2 миль опасная для мореплавателей.
В тихую погоду часть подводных скал торчит из воды, мирно грея свои верхушки клыков на солнышке. Зато, когда батюшка Тихий океан разгуляется, волны бьются о подводные скалы, создавая вокруг них сплошную пену кружев. Весь район в районе мыса в эти моменты представляет из себя одно сплошное нагромождение белой пены из волн, рвущихся в берегу. Такую величественную красоту моряки всегда обходят на значительном удалении - не менее 20-30 кабельтов (1 кабельтов- 185.2 метра). В честь мыса назван и полуостров Шипунский. Он весь изрезан маленькими узкими бухточками по типу фьордов. Самые крупные бухты: Бечевинская, Железная, Моржовая, Большая Медвежка и Калыгирь.
Каждая из бухт имеет свою историю. Стоит отметить, во времена нашего родного СССР в бухте Бечевинской была база наших дизельных подводных лодок. Знаменитая Бечивинка. Именно из её узкого входа годами наши дизелюхи выходили в море выполнять задачи по защите нашей Родины - СССР. Теперь он- просто заброшенный посёлок, где никто не живёт. На траверзе (линия перпендикулярная курсу судна или его диаметральной плоскости под углом 90 градусов) бухты Железная всегда начинает пошаливать магнитный компас. Камчатка до сих пор как следует не исследована. Не исключено, что в районе бухты Железная, найдут залежи железной руды.
Бухта Моржовая, по сути, большой фьорд, закрытый со все сторон сопками. Мощные, высокие сопки, прямо обрывающиеся в море, служат надёжной защитой от всех ветров. Если ты отстаиваешься в ней по погоде, радиосвязь в бухте не проходит. Зато можно принять воду прямо из водопада, падающего со скалы прямо в море. Ручьи идут с ледника на вершине горы Снежная (высотой 950 метров). Снежная гора - потому что на её верхушке большой ледник и снега не тают даже летом. Когда укрываешься от непогоды, можно наловить рыбы. В основном, камбала и окунь-терпуг… К 7:00 мы прибыли в Жупаново.
Стали на якорь в районе бывшего рыбзавода. В 7:30 пришвартовались к плавзаводу и начали погрузочные работы. Оказалось, что всю работу сделают сами рабочие плавзавода. Капитан-директор, узнав, что я никогда не был в Жупаново, по своей душевности, выделил мне катер. Я дал все распоряжения старпому, взял боцмана, и мы пошли садится катер. Тут кок Лариса (она же Лорик), уговорила взять её с нами. Втроём мы убыли на берег, посмотреть что и как. Лариса взяла с собой большое пластмассовое ведро собирать жимолость. В Жупаново, по словам боцмана, она крупная с полпальца.
Для жителя Камчатки жимолость - это самая нужная ягода. Можно есть, а лучше ещё и заготовить на зиму. Из неё выходит шикарное варенье и отличные компоты. На берегу мы с Александром Евгеньевичем пошли прогуляться, а Лорик рванула к кустам жимолости собирать ягоду. Ягода действительно была крупной. Мы же с боцманом решили посидеть на остатках старого разбитого вельбота, вросшегося в песок. День был тихий и солнечный. Боцман закурил своего любимого Петра (Сигареты Пётр-1). Я сидел и любовался морем. Вдруг Саня меня толкнул:
- Юрич! Глянь!
Метрах в 5-6 от Лорика молодой мишка-пестун лакомился ягодой. Почему Пестун? Всё просто. Бурая шкура и маленький рост (на глаз 130-140 см), говорили том, что ему не больше года-двух. Таких малышей называют пестунами, потому что они ходят с Медведицей-матерью и присматривают за молодыми своими братьями и сёстрами, родившимися в этом году. Медленно Лорик и Мишка сближались. Орать было бесполезно, до Лорика было больше 100 метров. Плюс, когда женщина увлечена чем-то интересным, отвлекать её своим голосом абсолютно бесперспективное занятие. Мы, не сговариваясь, побежали к Ларисе. Вдруг где-то рядом медведица. Пока мы стартовали и набирали полный ход - всё решилось само собой - Лорик и медвежонок встретились лоб в лоб. Наступила пауза, почти МХАТовская.
Потом Лорик подала свой голос и ведро с жимолостью оказалось на голове медвежонка. Тот от испуга рванул в сторону. Метров через 10 быстрого бега и ведро с головы медвежонка слетело. Он побежал по одному ему известному направлению от нас. Лорик рванула к катеру. Учитывая, что инцидент окончен, мы перешли с бега на строевой ускоренный шаг. Через пару минут, возле катера, мы услышали весь эмоциональный словесный запал Лорика, вываленный на нас.
Если женщина хочет высказаться - ей лучше не мешать. Когда женщина, тем более русская женщина, хочет сказать слово, ей до лампады, кто стоит перед ней. Будь ты хоть капитан, хоть будущий муж, кем через два месяца стал Александр Евгеньевич, хоть министр. Она выскажет всё до конца. Мы выслушали пламенную речь Ларисы стоически, как подобает мужчинам. Через минуты три Лорик успокоилась, и мы сели в катер. За ведром она отказалась идти.
Уже на борту старпом Олег Дмитриевич спросил, что за громкие крики раздавались с берега. Учитывая, что до берега, где высадились мы, было больше мили (1 морская миля- 1852 метра), стало ясно что у нашего кока очень зычный голос. Плюс высокая разрежённость воздуха даёт звуку разлетаться далеко по округе.
- Всё нормально. Местные гуляли. Чутка пошумели.
Часа через 2 перегруз был окончен. Документы оформлены и мы снялись на переход домой в любимый нами Питер- Камчатский. На душе было немного грустно.
Раньше, на берегу Кроноцкого залива было 3 поселения рыбаков. Теперь ни одного. Взять тоже Жупаново. Рыбацкий посёлок был на самообеспечении. Своя почта, школа-семилетка, детские ясли и садик. Свой рыбзавод. Небольшая ремонтная мастерская для ремонта МРСок (малый рыболовецкий сейнер) и малых плавсредств… Вертолётная площадка. Теперь, только остовы разобранных домов, остатки разбитых судов и малых плавсредств разного типа, были жалким напоминанием, что здесь когда-то кипела жизнь. Такие картины мы видели не раз, бывая в разных местах нашей Камчатки.
Утром следующего дня мы уже швартовались в рыбном порту. Сдали груз и перешли на Мех.завод. На следующий день Лорик и Саня пригласили к себе на вечер. Посидели, вспомнили эпизод с медвежонком, посмеялись. Лорик начала извинятся за свою невыдержанность:
- Всё нормально. Бывает. Проехали и забыли, - ответил я.
Зато, потом, надулись чая с тортом. Назавтра нас ждал очередной рейс на побережье.
12.03.2023
Дед Боровик и Боровичок