Найти в Дзене
Женя Жолтовская

Ханбоки Ученого: пионы, обеты и белый дым метафизики

Не прошло и полгода, как я все-таки заставила себя продолжить исследование ханбоков, в которых Джунги создавал столь непохожие образы. Сегодня у нас на рассмотрении сонби. Начать и закончить эту тему можно было бы одним предложением, что Ким Сон Ёль в дораме "Учёный, гуляющий по ночам" - прекрасен. И галерея картинок. Но я тут за слова, а потому придётся обосновать то, что и без того видно невооруженным глазом. Да, сонби прекрасен. И не просто как красивый чосонский мужчина, а как настоящая метафора всего лучшего, что есть в человеке (и мужчине). При этом — он вампир. И это единственный его недостаток. В этой истории мы видим его влюбленным молодым человеком, растерянным молодым вампиром, печальным сонби, влюбленным (как будто бы) вампиром...Но каким бы он нам не являлся, есть один стержень, который держит сонби — человеческое в нем всегда живо. Джунги показывает своего героя то невинным книжником, то опытным и очаровательным любовником, то расцветающим пионом, то снежной розой, то и
Оглавление

Не прошло и полгода, как я все-таки заставила себя продолжить исследование ханбоков, в которых Джунги создавал столь непохожие образы. Сегодня у нас на рассмотрении сонби.

Начать и закончить эту тему можно было бы одним предложением, что Ким Сон Ёль в дораме "Учёный, гуляющий по ночам" - прекрасен. И галерея картинок.

Но я тут за слова, а потому придётся обосновать то, что и без того видно невооруженным глазом.

Да, сонби прекрасен. И не просто как красивый чосонский мужчина, а как настоящая метафора всего лучшего, что есть в человеке (и мужчине). При этом — он вампир. И это единственный его недостаток.

-2

В этой истории мы видим его влюбленным молодым человеком, растерянным молодым вампиром, печальным сонби, влюбленным (как будто бы) вампиром...Но каким бы он нам не являлся, есть один стержень, который держит сонби — человеческое в нем всегда живо.

Сонёль в лилово-персиковом ханбоке и с зелёным рюкзачком. Свежий и влюбленный мальчик, у которого вся жизнь впереди. Красные - цвета страсти и продолжения рода.
Сонёль в лилово-персиковом ханбоке и с зелёным рюкзачком. Свежий и влюбленный мальчик, у которого вся жизнь впереди. Красные - цвета страсти и продолжения рода.

Джунги показывает своего героя то невинным книжником, то опытным и очаровательным любовником, то расцветающим пионом, то снежной розой, то изящной ивовой ветвью, то оборачивающимся внезапной угольной строгостью сонби, отказывающегося от своих чувств ради долга...Сонби оказывается очень эмоционально прихотливым, так скажем.

Сонби как подарок в коробке
Сонби как подарок в коробке

И именно в этой дораме ханбоки как нельзя лучше отражают эмоции и мотивы героя. Я изучила уже четыре Джуниных сагыгка и пришла к выводу, что шикарные одежды сонби говорят о нем больше, чем он сам о себе говорит словами.

Квадратный воротник в костюмах Сонёля — это дизайнерский приём, не совсем традиционный для чосонских мужских ханбоков, где доминировал V-образный воротничок-гит. Прямая геометрия создаёт жёсткость и холодную графичность силуэта, словно рамку для лица и шеи. Такой воротник работает как символ разрыва с мягкой конфуцианской гармонией. Он подчёркивает строгость, внутреннее напряжение и неестественность положения героя. Визуально это превращает Сонёля в фигуру с печатью судьбы, где квадрат задаёт ощущение стеснённости и границы, намекая на его двойное существование дневного учёного и ночного вампира.
Квадратный воротник в костюмах Сонёля — это дизайнерский приём, не совсем традиционный для чосонских мужских ханбоков, где доминировал V-образный воротничок-гит. Прямая геометрия создаёт жёсткость и холодную графичность силуэта, словно рамку для лица и шеи. Такой воротник работает как символ разрыва с мягкой конфуцианской гармонией. Он подчёркивает строгость, внутреннее напряжение и неестественность положения героя. Визуально это превращает Сонёля в фигуру с печатью судьбы, где квадрат задаёт ощущение стеснённости и границы, намекая на его двойное существование дневного учёного и ночного вампира.

Джунги пригласили в дораму «Учёный, гуляющий по ночам» не просто ради драмы, а чтобы изобрести новый тип героя — чосонского вампира. Это был вызов и визуальный эксперимент. До него никто не осмеливался скрестить готическую мистику с корейской конфуцианской эстетикой.

Ханбоки и книги. Сонби именно так устроил свою не-жизнь.
Ханбоки и книги. Сонби именно так устроил свою не-жизнь.

Джунги, как известно, не ищет лёгких путей — он ищет оригинальных, и он согласился потому, что вызов был значимым. Джунги же мыслит себя проводником корейской культуры и считает за честь показать миру её красоту и тонкость. И как по мне, у него это получается лучше, чем у кого либо.

Чосонская эстетика в лучшем ее воплощении.
Чосонская эстетика в лучшем ее воплощении.

Перед дорамой создатели много рассуждали о красоте, и Джунги посмеиваясь опасался, что не выдержит соревнования с молодыми коллегами — Ли Сухёком и айдолом Чанмином. Понятное дело — он лукавил. В дораме один свет красоты и искренности — наш сонби. Все остальные, по большому счету, оказались водевльными дешевками. Сухёк, например, тоже чосонский вампир, но разве есть в нем хоть капля оригинальности? Его Гви как раз клиширован и формален. Этакая восточная карикатура Дракулы.

-8

Но не таков сонби! Если бы не Сонёль, с его горними и дольними страданиями, стали бы мы смотреть эту дорму? Впрочем, вернёмся к костюмам.

-9

За ханбоки в "Учёном" отвечала Ли Хён Сук — ведущий дизайнер ателье Chungdamchae Hanbok. Она же потом участвовала в создании костюмов "Алых сердец". В 2018 году она выступала в Лос- Анджелесе и Мехико с семинарами (сопровождавшимися модным показом), посвященным классическим и дорамным ханбокам. Благодаря материалом этих лекций, мы можем понять, что скрывается "под капотом" проектирования исторического костюма.

Пион, вышитый именно на плече, а не на подоле или рукавах, становится своеобразной эмблемой, почти гербом. Он располагается ближе к сердцу, к душе и потому превращается в декларацию, что герой — не только благородный янбан, но и человек со страстью. На фоне холодного бирюзово-синего халата  и тёмного чогори розовый пион вспыхивает как знак жизни и любви, нарушая строгую гармонию. Он намекает, что в сонби живут желания и онм доведут его до драмы. Так цветок соединяет власть и страсть, маркирует Сонёля аристократом и одновременно предсказывает его личное испытание — любовь, жажду и скрытые чувства.
Пион, вышитый именно на плече, а не на подоле или рукавах, становится своеобразной эмблемой, почти гербом. Он располагается ближе к сердцу, к душе и потому превращается в декларацию, что герой — не только благородный янбан, но и человек со страстью. На фоне холодного бирюзово-синего халата и тёмного чогори розовый пион вспыхивает как знак жизни и любви, нарушая строгую гармонию. Он намекает, что в сонби живут желания и онм доведут его до драмы. Так цветок соединяет власть и страсть, маркирует Сонёля аристократом и одновременно предсказывает его личное испытание — любовь, жажду и скрытые чувства.

В частности, Ли Хён Сук отмечала, что одна из главных задач — показать, как одежда может выразить характер и внутреннее состояние героя.

Костюмная концепция “Ученого” по словам Ли Хён Сук, опирается на историческую  базу и художественный подход. Костюмы  адаптированы к метафизической поэтике дорамы и полны символизма. 

Сонби, расстегивающийся, всегда привлекателен.
Сонби, расстегивающийся, всегда привлекателен.

Эстетическая задача — подчеркнуть двойственность героя. В его одежде строгий канон (геометрические воротнички и цветовая контрастность)  сочетается со сверхъестественными мотивами (вуали, звёздная узорчатость). 

Обратите внимание на фактуру ткани.
Обратите внимание на фактуру ткани.

Хорошо заметно, что костюмеры заморочились с  текстурами тканей, орнаментами и многослойностью одежд, которая давала определенную свободу для съемок боевых сцен и статичных кадров.

Слои и дымка
Слои и дымка

При пошиве ханбоков использовались тончайшие слои самых разных видов тканей.  Шелковая органза или  легкий блестящий шёлк необходимы были для создания эфемерности и объёма.

Винное и лазурное. Огонь сочетание!
Винное и лазурное. Огонь сочетание!

Цветовая палитра представлена насыщенными и контрастными  базами. Графит, глубокий серый, индиго с переходами к серебристым или кремовым оттенкам — символ теневой жизни героя, его дуальности 

Не ханбок, а прямо таки полувоенный френч
Не ханбок, а прямо таки полувоенный френч

У ханбоков Ким Сон Ёля широкие, текучие рукава, отсылающие к ветру и стремительному движению души. Это в том числе и эстетика человеческого в нем, в отличие от стоячего болота, в котором  находится Гви (у него, разумеется, души нет). 

Джунги, отмечал, что широкие рукава ханбока Сонёля “дают динамику движений в бою, создавая эффект плавности и визуальной красоты". По его словам, рукава, которыми он учился резко змахивать до звука хлопка, помогали выразить эмоции и усилить атмосферу сцены.

Объёмность ханбоков не мешает их "текучести". Сонёль в них не только читает, но и дерется.
Объёмность ханбоков не мешает их "текучести". Сонёль в них не только читает, но и дерется.

В одеждах сонби наблюдается и некоторая толика чрезмерности. Джунги, например, даже со смехом извинялся за гипертрофированную шляпу-гат Сонёля. Она была в два раза больше гатов других персонажей. Но этот гат также придавал графический баланс всей фигуре. Если присмотреться, у  Сонёля всегда ровный, вертикальный, “несгибаемый”  силуэт.

Явление сонби деве Янсон. Вот как можно лишиться покоя и сублимировать в чосонскую Барбару Картланд
Явление сонби деве Янсон. Вот как можно лишиться покоя и сублимировать в чосонскую Барбару Картланд

Кроме того, гигантский гат - символ статуса, дистанции и скрытости.

В контексте дорамы он ещё и символ маски (скрывает сонби от мира), и физическая граница между его человеческим прошлым и вампирским настоящим.

В мрачности сонби нет нет, да мелькнет игривое
В мрачности сонби нет нет, да мелькнет игривое

В сущности, весь гардероб Ким Сон Ёля можно разобрать как визуальную психотерапию. Это выражение я словила в многочисленных отзывах на дораму, которая ни разу не прошла мимо зрителя. Обсуждали её долго, много и со вкусом. Ханбоки и эстетический код интересовали зрителя в первую голову. Во вторую, навязывалось сравнение Джунги и Сухёка🤦‍♀️

Спасибо художнице HAAK, которая в свое время увлеклась отрисовкой ханбоков Ли Джун Ги. По её рисункам я наконец-то смогла посчитать все аутфиты Ким Сон Ёля.
Спасибо художнице HAAK, которая в свое время увлеклась отрисовкой ханбоков Ли Джун Ги. По её рисункам я наконец-то смогла посчитать все аутфиты Ким Сон Ёля.

За 20 серий герой меняет 15 ханбоков. Он начинает с простых и понятных одежд молодого аристократа. До своей вампирской трансформации Ким Сон Ёль был главой Хонмунгвана — специального совещательного органа, отвечающего за архивирование, книги и просвещение. Он действует там, где мысли важнее силы, а слово — сильнее меча. При этом, как отмечает наследный принц, он лучше иного стража сможет защитить тех, кем дорожит. То есть, шпагой Сонёль владеет не хуже, чем пером.

-20

Одет Сонёль в соответствии с конфуцианской системой пяти цветов (Obangsaek). Забегая вперёд, замечу, что и в вампирской своей ипостаси он старается не выходить из этой системы.

Что же это за пять цветов и что они означают?

-21

✔Синий (Cheong) — восток, весна, человечность. Символ роста, власти, верности и спокойствия духа.

-22

✔Красный (Jeok) — юг, лето, вежливость. Связан с теплом, страстью и радостью.

-23

✔Жёлтый (Hwang) — центр, позднее лето, доверие. Это гармония и стабильность.

-24

✔ Белый (Baek) — запад, осень, праведность. Цвет истины, чистоты и смерти (в культурном, философском смысле).

-25

✔Чёрный (Heuk) — север, зима, мудрость. Символ глубины, решимости и невидимого движения.

Сонёль носит одежду, в которой угадываются эти цвета. Не прямым попаданием, а скорее в комбинациях оттенков и растительной символики. У него есть синие одежды (символ знания и статуса), белые (символ искренности) красные и терракотовые ( для огня и страсти) чёрные (как символ холода в душе и сосредоточенности) и оттенки желтого — как напоминание, что всё возвращается к равновесию.

Ханбоки Сонёля — это не просто дресс-код сонби, это заявка: “Я человек системы” Но система в нем колеблется. И дальнейшая смена гардероба довольно ярко подсвечивает его “шатающиеся истины на этой выщербленной лестнице”.

-26

Человеческий Сонёль немного напоминает Пак Юн Гана времён романтической юности — его окружает аура свежести, энергии, цветов и поцелуев. Он светел, честен, и влюблён. Но этот образ недолговечен.

Перелом наступает резко. Разрушение прежней жизни, последовавшее за насильственным обращением в вампира, Сонёль переживает в строгом полувоенном ханбоке голубого оттенка. Именно в нём он теряет свою человеческую сущность, вынужден выпить кровь невесты.

-27

В этом традиционно благородном облике, он переходит на тёмную сторону, страдая и сопротивляясь. В нем, уже значительно испачканном кровью и грязью пещеры Гви, Сонёль уходит в свою новую не-жизнь. Это ханбок перехода. Изначально чистый и структурный, но уже холодный.

Последний ханбок человеческого Сонёля прост и безыскусен. Хотя ткани дорогие.
Последний ханбок человеческого Сонёля прост и безыскусен. Хотя ткани дорогие.

Обративший Сонёля в вампира страж наказывает ему никогда не снимать чёрного, и до поры до времени, сонби этому наказу неукоснительно следует. По крайней мере, в первых эпизодах его вампирской истории, мы видим Сонёля то в черном, то в темно-сером. Зима в сердце, на душе въюга (с).

-29

Плюс на нём всегда чёрный чогори из органзы, полупрозрачная вуаль на его плечах — как тень сущности, которую нельзя отмыть. Это ткань-приговор. Сонёль окутан не просто одеждой, а туманом памяти, дымкой собственной вины и необратимости.

Когда попытался избавится от вампирской накидки, но ничего не вышло.
Когда попытался избавится от вампирской накидки, но ничего не вышло.

Не живущий, а несущий. Несущий в себе обет, ошибку, тоску и мечту, что когда-нибудь она рассеется — хотя бы в следующей жизни.

-31

Но Сонёлю, как мы знаем, суждено ещё оказаться в любовной горячке. Был бы он поэт, то наверное сказал бы " и верю я, на мой закат печальный ещё блеснёт любовь улыбкою прощальной"

Начинается эта глава с чёрного ханбока, который будущая зазноба сонби Янсон находит странным, но… привлекательным. Как и всё, что непривычно. Он манит.

В этом наряде Сонёль словно выточен из лунной тени: оттеняющее бледное лицо чёрная органза, красные застежки,  красный поясок и затейливые норигэ — всё это контрастирует с неказистостью самой Янсон. И, конечно, очаровывает её.
В этом наряде Сонёль словно выточен из лунной тени: оттеняющее бледное лицо чёрная органза, красные застежки, красный поясок и затейливые норигэ — всё это контрастирует с неказистостью самой Янсон. И, конечно, очаровывает её.

Но важно другое. Несмотря на свою вампирскую сущность, Сонёль по-прежнему носит атрибутику сонби — учёного, мужчины высокой морали и служения.

-33

Это подчёркивается квадратным вырезом воротника, аккуратно уложенными складками и минимумом декоративных элементов. Его образ — это не роскошь, а этика, возведённая в эстетику. Даже во мраке он держит форму. Даже в страсти он остаётся собой. Даже в любви он намерен соблюдать приличия.

Ханбоки любви

В "Опавших листьях" сонби  троллит Янсон словами "провел бы с тобой ночку"
В "Опавших листьях" сонби троллит Янсон словами "провел бы с тобой ночку"

Среди ханбоков Сонёля есть два экзотических цветка. Это почти праздничные наряды, где он отходит от концепции "весь в темном и в чувстве вины". Я называю их ханбоками любви и жизни и даже дала им имена — «Молодые побеги» и «Опавшие листья».

-35

В первом, светлом, зелёно-дымчатом, Сонёль необычайно оживлен. Он как гибкий бамбук на ветру. Вместо восковой бледности свежесть кожи и шелест раннего утра. В этом ханбоке он не вампир, не учёный, не мученик. В нём он — мужчина, готовый протянуть руку.

Ханбок яркий и сочный. Изумрудные рукава, вытканные цветочным набивным орнаментом, яркость и легкость ткани, почти невесомая подкладка — всё говорит о пробуждении чувства. И деве Янсон он является не призраком, а прекрасным (потенциальным) мужем — во всех значениях этого слова. Этот образ будто говорит: "я снова хочу жить".
Ханбок яркий и сочный. Изумрудные рукава, вытканные цветочным набивным орнаментом, яркость и легкость ткани, почти невесомая подкладка — всё говорит о пробуждении чувства. И деве Янсон он является не призраком, а прекрасным (потенциальным) мужем — во всех значениях этого слова. Этот образ будто говорит: "я снова хочу жить".

В этом ханбоке Сонёль наконец-то сдаётся деве
В этом ханбоке Сонёль наконец-то сдаётся деве

Второй ханбок, который "Опавшие листья", чуть теплее, осеннее. Он тёмно-охристый, с коричнево-красным оттенком, почти как роса на пыльце пиона. Он мягче сидит, не структурирует, а обнимает фигуру, как обнимает печаль. И взгляд Сонёля в нём не тоскливый. Скорее, в нем скрытая благодарность за то, что хоть раз ещё дотронулся до жизни и чувства.

Это неприличная сцена. Сонби рассматривает часть нижнего белья Янсон, которым она прошлой ночью обвязывала его раны. Каково?
Это неприличная сцена. Сонби рассматривает часть нижнего белья Янсон, которым она прошлой ночью обвязывала его раны. Каково?

Эти два ханбока — как стихи, не написанные, но прочитанные глазами. Джунги в них — мужчина, у которого нет времени, но есть любовь и план.

Эротика неглиже

-39

Но, разумеется, у нас не было бы полного образа, без ханбоков из спальни. Или, вернее сказать — из туманных сцен, где сонби взбудоражен своими желаниями.

-40

Сонёль появляется в нескольких "пижамных" сценах — неформальных, тонких рубашках, с чуть спущенными рукавами и расстёгнутым воротом. Это не просто антураж. Это вызов чосонской морали. Но также и поэтика телесного в дораме, где прикосновение уже считается событием.

-41

То он стоит перед девой, изображая пылкого любовника, готового сорвать с себя рубашку, то медленно опускается в ванну, смешиваясь с её кровью, то в момент изнеможения тянет бледные запястья, то вдруг протягивает руки, как хищник, почувствовавший силу.

И всё это — не визуальная пошлость. Это психологическая эрозия, запущенная Джунги в кадр. Он действует не телом, а взглядом, который бьёт током не только по героине, но и по зрителю. И бьёт не просто — он обволакивает лаской, в которой есть жажда, контроль, и... какая-то почти музыкальная нежность.

Для чосонца такие сцены — почти постельные. Собственно, в промо их так и называли.

Ханбоки зверя

-42

Еще яркие сцены в разорванных и окровавленных ханбоках. Чаще всего Сонёль в них истощён голодом и брошен на волю звериного инстинкта. И таким он нам нравится больше всего! А почему? Все та же тяга к героям с уязвимостями. Плюс, так круто увидеть собранного и сдержанного сонби во власти идъ.

-43

Эти сцены - антитеза всей его прежней визуальной строгости.

Всё распущено, разорваные, рукава висят, как у марионетки. Ханбок здесь уже не выполняет социальную функцию и не подчёркивает статус, он просто висит на теле, не прикасаясь к душе.

-44

Волосы растрепаны, спадают на лицо. У Сонёля нет даже силы откинуть их в сторону — он не смотрит вперёд, он отвернулся от человека в себе.

Этот образ — пик страдания, где вампир побеждает учёного. Где долг отступает перед голодом. Где кровь побеждает разум. Сонёль как будто бы опозорен перед самим собой. Его вампирская суть взяла верх, а костюм теперь — не броня, а улики преступления.

Контрастный Сонёль
Контрастный Сонёль

И всё же даже оказываясь п подобных состояниях Сонёль одет не абы как. Ткани всегда дорогие, многослойные, цветные, как будто отголоски прежнего достоинства всё ещё держат форму. Но цвета — небрежно перемешаны с кровью и грязью. Сонёль будто бы сорывает с себя человеческое, но все же остается в ловушке души.

-46

В «Учёном, гуляющем по ночам» костюмы не просто делали героя, красивым. В первую очередь они раскрывали его как воплощение чосонского идеала благородного мужа. Недаром зрители писали, что здесь Джунги ещё прекраснее, чем в образе Гонгиля, роли, которая сделала его легендой и олицетворением красоты

Этот ханбок — про элегантное раздвоение героя. Он одновременно благороден и соблазнителен, а его образ становится почти иконой эстетики Чосона. Лилово-фиолетовые - прямая отсылка к недоступности. В корейской культуре фиолетовый часто связывался с редкостью, изысканностью, но и с тайной. Сонёль тут собрался на смерть и прощается глазами с Янсон.
Этот ханбок — про элегантное раздвоение героя. Он одновременно благороден и соблазнителен, а его образ становится почти иконой эстетики Чосона. Лилово-фиолетовые - прямая отсылка к недоступности. В корейской культуре фиолетовый часто связывался с редкостью, изысканностью, но и с тайной. Сонёль тут собрался на смерть и прощается глазами с Янсон.

Сонёль получился особенным, так как в нём раскрылись тонкости уже зрелой игры Джунги, где за изяществом и благородством проглядывает жажда последней, отчаянной любви.

Последнее явление Сонёля. Многие гадают, что оно означает. Сонби вроде бы возвращается из небытия, но не говорит ни слова. Да слова тут были бы лишними, ведь всё уже им пережито и прожито. Но о чем, в конце-концов,  говорит его ханбок? Бирюзовый цвет - это дистанция, а вытканные на чогори магнолии - символы отречения, мудрости и одиночества. Сонель не может вернуть любовь и не просит прощения. Он словно бы говориит "Я ушел, чтобы ты могла забыть. Но на миг - я снова здесь"
Последнее явление Сонёля. Многие гадают, что оно означает. Сонби вроде бы возвращается из небытия, но не говорит ни слова. Да слова тут были бы лишними, ведь всё уже им пережито и прожито. Но о чем, в конце-концов, говорит его ханбок? Бирюзовый цвет - это дистанция, а вытканные на чогори магнолии - символы отречения, мудрости и одиночества. Сонель не может вернуть любовь и не просит прощения. Он словно бы говориит "Я ушел, чтобы ты могла забыть. Но на миг - я снова здесь"

Напомню, что детке в то время исполнилось 34 года, а сыграл он прямо тютчевскую последнюю любовь. У его Сонёля "скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность". Но, впрочем, это уже не про ханбоки.

-49

Напомню, что тексты про ханбоки лежат здесь , а тексты про сонби тут

dzen.ru

dzen.ru