Неожиданным итогом «Интервидения-2025» стала победа вьетнамского певца Đức Phúc. Его яркое и эмоциональное выступление обошло фаворитов конкурса и принесло Вьетнаму первую в истории награду такого масштаба.
И что бы сегодня ни говорили об этом конкурсе, как бы ни критиковали, какие обвинения в политоте ни предъявляли, никто ни разу не сказал, что выступление победившего было плохим, а победа незаслуженной. Очень редкое явление для конкурсов, согласитесь?!
Парень отлично поет, берет потрясающие высокие ноты. Молодой, симпатичный. Ха-ха, кто-то из комментаторов заявил, что ему 19 лет. Да ладно?! Он 1996 года рождения — на будущий год ему 30 стукнет. Не мальчик уже, просто он так выглядит, субтильный как все вьетнамцы.
О нем, как о человеке хорошо поработавшем над собой, я рассказывала в этой статье ранее:
Это было мощно
В песне много слоев, есть динамика, даже без перевода понятно, что здесь происходит нечто масштабное. Мне понравился ритм. Начало похоже на какой-то древний зов. Затем пошел рэп. И снова смена стилистического направления. Словом, не заскучаешь.
Здесь есть все: фолк, рэп, танцевальная музыка, техно, поп. И это реально круто. Все окружено какой-то мистической тайной, с отголосками древности, а потом внезапный разгон, как световой луч. Очень здорово — все эти смены и вариации.
Мне очень нравится. Эти отточенные переходы, пробеги по нотам. Считаю, это очень сильная песня. По-моему, очень круто. И если честно — это одна из моих любимых песен на данный момент.
Видео конкурсного выступления Дык Фук разместил на своем Ютуб-канале. За сутки оно набрало около 800 000 просмотров.
Đức Phúc сумел удачно соединить традиционные вьетнамские нравственные ценности ценности, такие как народный эпос, аутентичную хореографию и символические ценности, такие как tre — бамбук, nón — конусная шляпа из соломки, с современным музыкальным исполнением, сценическим шоу, высокими технологиями.
И опять моя любимая легенда
Я попробовала поискать значение песни: оказывается, певец обращается к легендарному вьетнамскому народному герою. Это баллада, вдохновленная эпической легендой о святом Гионге (Thánh Gióng) — одном из бессмертных героев Вьетнама. Его история напомнила мне русских былинных богатырей.
Когда-то в глухой деревне родился ребенок, три года он не вставал с постели и не разговаривал. До поры никто не знал, что в его сердце скрыта великая сила. Но настал день, когда земля содрогнулась от шагов врага. Тогда мальчик поднялся с колыбели, протянул руки к небу и заговорил. Первыми словами, которые он произнес, было: «Дайте мне коня и оружие».
Кузнецы выковали железного коня и копье, а народ принес все, что имел. И вот юноша вскочил в седло, а огонь, исходивший из его уст, превращался в пламя битвы. Железный конь, ударяя копытами, поднимал землю, и каждый шаг озарялся молнией. Враг дрогнул и был повержен, а люди собрались, чтобы поблагодарить своего героя.
После победы Гионг не вернулся к обычной жизни. Он поднялся на вершину горы Sóc Sơn, снял доспехи и прямо на коне вознесся на небо. Народ почитает его как небесного покровителя, а место вознесения стало священным.
Гионг не умер в привычном понимании, а превратился в вечного защитника и покровителя страны. Ежегодно в мае во Вьетнаме проходит фестиваль Gióng, включенный в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В песне Đức Phúc эта концовка подана как метафора: герой вознесся на небо, но его дух остался в каждом вьетнамце.
Если интересно, вот перевод этой песни:
Я был ребенком, молчаливым и слабым,
но когда земля позвала — я поднялся,
сел на железного коня,
и пламя в груди превратилось в силу.
Вьетнамский бамбук тянется к небу,
стойкий в буре, зеленый в пламени,
мы вместе — сильнее любого врага,
мы поднимемся, как Гионг,
чтобы защитить нашу землю.
Поднимайся, Вьетнам!
Мы сильнее вместе.
Наши корни глубоко в земле,
а сердца сияют в небесах.
Герой ушел в небо,
но его следы в каждом из нас.
Когда позовет Родина —
мы снова станем Гионгом.
Эта история — не только о древности, она о сегодняшнем дне.
В песне образ Thánh Gióng неразрывен с другим образом — бамбуком, который символизирует одновременно стойкость, гибкость и непокорность вьетнамского народа. Ведь бамбук тянется к небесам и всегда остается зеленым. Пока стоит бамбук — стоит и Вьетнам.
Гионг не исчез: его дыхание в каждом ребенке, его сила в каждом сердце, его путь в каждом шаге народа. И если снова раздастся зов Родины, миллионы вьетнамцев станут новым Гионгом, чтобы вновь подняться и отстоять свою землю.
Так древняя легенда стала современным посланием о том, что Вьетнам умеет побеждать трудности и готов к будущему.
Какой была реакция победителя
В интервью прессе Дык Фук заявил, что испытал шок, когда его объявили победителем, что никогда не думал, что сможет выиграть в таком масштабном конкурсе. Певец отметил, что это не только его заслуга, но и всей его команды.
Вполне вероятно, что этой победой в конкурсе Дык Фук прорубил себе окно в Европу и уже совершенно точно приобрел множество российских фанатов.
Призовые деньги (30 миллионов рублей) звезда вьетнамской эстрады планирует использовать на создание новых песен, в частности, он хочет учить русский язык и, возможно, написать песню на русском.
А также, по сообщениям СМИ, Дык Фук хочет направить часть своего выигрыша на благотворительность в России. И тут я нисколько не удивлена — любой вьетнамец на его месте поступил бы так же. Благотворительность и взаимовыручка в традиции этого народа.
Премьер-министр Вьетнама Фам Минь Чинь (Phạm Minh Chính) официально заявил, что Đức Phúc отлично проявил себя, а его выступление на конкурсе было впечатляющим. Эта победа — не только успех певца, но и гордость современной вьетнамской музыки и культуры.
Скрытая политическая интрига, которую мало кто заметил
О политизированности конкурса не высказался разве что ленивый: и об участии лидеров государства, и о скандальной дисквалификации американской участницы, и о неожиданной выходке Шамана. Оставлю свое мнение при себе, потому что есть одна интересная деталь, ускользнувшая от внимания большинства комментаторов.
Неожиданная победа вьетнамского певца Đức Phúc на «Интервидении-2025» оказалась куда более громким событием, чем просто триумф молодого артиста. До последнего момента сильным претендентом на победу считался участник из Китая — певец и композитор Ван Си, обладатель уникального баритона, один из ярких голосов современной китайской сцены.
Мне понравилось его выступление, хотя и было, на мой вкус, немного затянутым. Вот если эту песню пустить бы на скорости Х1,5, было бы самое то.
Но по смыслу и содержанию такой плавный темп оправдан, ведь Ван Си пел о цветочках, о дождике, о речке, о том, что не надо никуда спешить, лучше ценить жизнь в моменте. Примерно такое содержание его песни.
Однако жюри и зрители отдали первое место Вьетнаму. Так музыкальная сцена превратилась в арену давнего и непростого соперничества двух соседних стран.
Особую интригу добавила сама песня-легенда о юном герое, вставшем на защиту родины от захватчиков. Для вьетнамской аудитории, да и для китайской тоже очевидно: речь идет о врагах с севера, то есть о китайских завоевателях.
Символизм оказался слишком явным, чтобы его игнорировать: Вьетнам спел о победе над врагом — и сам одержал победу в конкурсе, где главным соперником выступал Китай.
Этот исход мгновенно превратил культурное соревнование в политический жест. Для Вьетнама — это акт национальной гордости и напоминание миру о собственной независимости. Для Китая — чувствительное поражение и удар по национальной гордости на глазах у международной аудитории.
Вот такая тонкая штука - политика.