Найти в Дзене
Философия абсурда

"Война конца света". Эпизод I: Личность Антонио Наставника

Друзья, в предыдущей публикации:
Отзыв на великую книгу 20 века лауреата Нобелевской премии
я дал некий общий обзорный комментарий на книгу. Хотелось бы остановится более подробно на отдельных моментах книги. А в частности на личности Антонию Наставник. С первых же страниц книг нам предстает словно воскресший из мертвых египетский отшельник преподобный Антоний Великий только в Бразилии в конце 19 века. Православная церковь назвала бы его духоносным старцем. То есть это человек, опытно идущий путем Евангельских заповедей. Человек постигший святоотеческую мудрость не путем академического исследования божественных книг, а именно опытным путём. Путём молитвы, аскезы и деятельным делами милосердия и благотворительности. Такой человек наделен особой харизмой, особым духовным видением. Это своего рода пророк, т.е. своего рода посредник между миром горним, между Царство Божием и нашим материальным миром. Он не просто отрешенно созерцает блага будущего века, а способен этот свой опыт пер
Статуя Антониу Консельейру. Анто́ниу Висе́нти Ме́ндис Ма́сиэл  более известный как Анто́ниу Конселе́йру (порт. Antônio Conselheiro; 13 марта 1830, Вила-ду-Кампу-Майор, Сеара, Бразильская империя — 22 сентября 1897, Канудус, Баия, Бразилия) — бразильский религиозный деятель, проповедник, основатель деревни Канудус и руководитель крестьянского восстания Канудус (1896—1897).
Прозвище Конселейру можно перевести как «Советник», «Наставник», «Проповедник» или «Утешитель».
Статуя Антониу Консельейру. Анто́ниу Висе́нти Ме́ндис Ма́сиэл более известный как Анто́ниу Конселе́йру (порт. Antônio Conselheiro; 13 марта 1830, Вила-ду-Кампу-Майор, Сеара, Бразильская империя — 22 сентября 1897, Канудус, Баия, Бразилия) — бразильский религиозный деятель, проповедник, основатель деревни Канудус и руководитель крестьянского восстания Канудус (1896—1897). Прозвище Конселейру можно перевести как «Советник», «Наставник», «Проповедник» или «Утешитель».

Друзья, в предыдущей публикации:
Отзыв на великую книгу 20 века лауреата Нобелевской премии

я дал некий общий обзорный комментарий на книгу. Хотелось бы остановится более подробно на отдельных моментах книги.

А в частности на личности Антонию Наставник. С первых же страниц книг нам предстает словно воскресший из мертвых египетский отшельник преподобный Антоний Великий только в Бразилии в конце 19 века. Православная церковь назвала бы его духоносным старцем. То есть это человек, опытно идущий путем Евангельских заповедей. Человек постигший святоотеческую мудрость не путем академического исследования божественных книг, а именно опытным путём. Путём молитвы, аскезы и деятельным делами милосердия и благотворительности. Такой человек наделен особой харизмой, особым духовным видением. Это своего рода пророк, т.е. своего рода посредник между миром горним, между Царство Божием и нашим материальным миром. Он не просто отрешенно созерцает блага будущего века, а способен этот свой опыт передать людях в словах, да и не только в словах, а просто в находждении рядом с ними, в созерцании, общении с этим удивительным человеком.

У нас такими духоносными старцами принято считать Оптинских старцев, в частности наиболее яркий, наиболее прославленный Амвросий Оптинский (кстати, мой земляк, родом из Тамбовской губернии).

-2

Чтобы только посмотреть на божьего человека, взять у него благословение, попросить святых молитв, получить духовное утешение, совет, съезжались люди к нему со всей Российской империи.

Также следует упомянуть преподобного Серафима Саровского изображенного на иконах кормящего медведя. Весьма символично, кстати, ведь у наших с вами предков, древних славян, считалось, что медведь (почитался священным животным) не трогает только святого человека. По сей день к его мощам ежегодно стекаются тысячи богомольцев.

-3

Уже в 20 веке таким ярким духоносным старцем считался архимандрит Иоанн Крестьянкин, который смиренно почитал себя просто старичком.

-4

В 21 веке таким старцем принято счить схиархимандрита Илия насельника Оптиной пустыни, позже ставшего духовником нашего Патриарха Кирилла.

-5

Все эти люди, каждый по своему, являют пример духоносных старцев, обладающих определенной харизмой и собирающих вокруг себя толпы богомольцев как при жизни, так ещё больше по смерти.

Второе обретение мощей Серафима Саровского
Второе обретение мощей Серафима Саровского

На начальном этапе чтения книги "Война конца света" нам как раз-таки и предстает такого рода духоносный старец. Следует также отметить, что это духоносный старец в лоне католической церкви. Которая с точки зрения православной является ересью. Впрочем, это вовсе не означает, что в лоне католической церкви не может быть реальных действующих святых, реально наделенных благодатью божией. Мне не хотелось бы сейчас вдаваться в подробности догматических рассуждений. Давайте попробуем от них абстрагироваться. Хотя бы потому что члены общины, т.е. людей собранных вокруг Антонио Наставника находятся в противостоянии к католической церкви. Католическая церковь запрещает священникам служить в Канудосе. Сам же Антонио Наставник не принуждает своих последователей менять католические ритуалы, таинства богослужения. Католический священник Отец Иоаким тайно совершает таинства и богослужения в Канудосе.

Итак, по всем внешним признакам, описанным в книге Антонио Наставник это пример духовного старца. Как говорится: "по плодам их узнаете их."

Плоды деятельности Антонио Наставника удивительны. Он преображает людей, которых, как правило в обществе принято называть "конченными людьми".

"Ой, да он конченный человек. Что про него и говорить-то. И как таких только земля носит." - говорят про таких бабульки, занимающие лавочки дворов многоэтажек в городах.
"Ой, да он конченный человек. Что про него и говорить-то. И как таких только земля носит." - говорят про таких бабульки, занимающие лавочки дворов многоэтажек в городах.

Кровожадные убийцы, бандиты разбойники, проститутки, мать убившая свое новорожденное чадо, при общении с Антонио меняются. Они полностью порывают со своим прошлым и ведут правильный образ жизни, идя по стопам своего учителя. Перед нам предстают ожившие евангельские события, двухтысячелетней давности.

Разбойник, первым вошедший в рай
Разбойник, первым вошедший в рай
Блудница омывающая ноги Спасителя своими волосами
Блудница омывающая ноги Спасителя своими волосами
Сборщик податей, готовый расстаться со своим богатством и принести его к ногам БОжественного учителя
Сборщик податей, готовый расстаться со своим богатством и принести его к ногам БОжественного учителя

Все эти знакомые нам эпизоды приобретают яркие, современные краски в последователях Антонио Наставника. Со своими специфическими чертами.
Итак, первая часть книги это словно рассказ на тему:
"А что было бы, если бы Иисус жил в конце 19 века в Бразилии?".

Скорее всего, именно таким бы и предстал нам Иисус из Назорея в образе Антонио Наставника. Но как я вам сказал, это лишь первая часть книги. Скажем так становление Антонио Наставника
Далее, мы видим нечто иное. Нечто, что противоречит Евангельскому сюжету. Как минимум противоречит следующему эпизоду:

"И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что та́к должно быть" Мф.26:51-54

Также и этому:

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую." Мф.5:38-39

Предлагаю об этом, об ином.... поговорить в следующей публикации, так как тема весьма занятная и объёмная:

Ссылка на следующую публикацию будет доступная позже....