Друзья, в предыдущей публикации:
Отзыв на великую книгу 20 века лауреата Нобелевской премии
я дал некий общий обзорный комментарий на книгу. Хотелось бы остановится более подробно на отдельных моментах книги.
А в частности на личности Антонию Наставник. С первых же страниц книг нам предстает словно воскресший из мертвых египетский отшельник преподобный Антоний Великий только в Бразилии в конце 19 века. Православная церковь назвала бы его духоносным старцем. То есть это человек, опытно идущий путем Евангельских заповедей. Человек постигший святоотеческую мудрость не путем академического исследования божественных книг, а именно опытным путём. Путём молитвы, аскезы и деятельным делами милосердия и благотворительности. Такой человек наделен особой харизмой, особым духовным видением. Это своего рода пророк, т.е. своего рода посредник между миром горним, между Царство Божием и нашим материальным миром. Он не просто отрешенно созерцает блага будущего века, а способен этот свой опыт передать людях в словах, да и не только в словах, а просто в находждении рядом с ними, в созерцании, общении с этим удивительным человеком.
У нас такими духоносными старцами принято считать Оптинских старцев, в частности наиболее яркий, наиболее прославленный Амвросий Оптинский (кстати, мой земляк, родом из Тамбовской губернии).
Чтобы только посмотреть на божьего человека, взять у него благословение, попросить святых молитв, получить духовное утешение, совет, съезжались люди к нему со всей Российской империи.
Также следует упомянуть преподобного Серафима Саровского изображенного на иконах кормящего медведя. Весьма символично, кстати, ведь у наших с вами предков, древних славян, считалось, что медведь (почитался священным животным) не трогает только святого человека. По сей день к его мощам ежегодно стекаются тысячи богомольцев.
Уже в 20 веке таким ярким духоносным старцем считался архимандрит Иоанн Крестьянкин, который смиренно почитал себя просто старичком.
В 21 веке таким старцем принято счить схиархимандрита Илия насельника Оптиной пустыни, позже ставшего духовником нашего Патриарха Кирилла.
Все эти люди, каждый по своему, являют пример духоносных старцев, обладающих определенной харизмой и собирающих вокруг себя толпы богомольцев как при жизни, так ещё больше по смерти.
На начальном этапе чтения книги "Война конца света" нам как раз-таки и предстает такого рода духоносный старец. Следует также отметить, что это духоносный старец в лоне католической церкви. Которая с точки зрения православной является ересью. Впрочем, это вовсе не означает, что в лоне католической церкви не может быть реальных действующих святых, реально наделенных благодатью божией. Мне не хотелось бы сейчас вдаваться в подробности догматических рассуждений. Давайте попробуем от них абстрагироваться. Хотя бы потому что члены общины, т.е. людей собранных вокруг Антонио Наставника находятся в противостоянии к католической церкви. Католическая церковь запрещает священникам служить в Канудосе. Сам же Антонио Наставник не принуждает своих последователей менять католические ритуалы, таинства богослужения. Католический священник Отец Иоаким тайно совершает таинства и богослужения в Канудосе.
Итак, по всем внешним признакам, описанным в книге Антонио Наставник это пример духовного старца. Как говорится: "по плодам их узнаете их."
Плоды деятельности Антонио Наставника удивительны. Он преображает людей, которых, как правило в обществе принято называть "конченными людьми".
Кровожадные убийцы, бандиты разбойники, проститутки, мать убившая свое новорожденное чадо, при общении с Антонио меняются. Они полностью порывают со своим прошлым и ведут правильный образ жизни, идя по стопам своего учителя. Перед нам предстают ожившие евангельские события, двухтысячелетней давности.
Все эти знакомые нам эпизоды приобретают яркие, современные краски в последователях Антонио Наставника. Со своими специфическими чертами.
Итак, первая часть книги это словно рассказ на тему: "А что было бы, если бы Иисус жил в конце 19 века в Бразилии?".
Скорее всего, именно таким бы и предстал нам Иисус из Назорея в образе Антонио Наставника. Но как я вам сказал, это лишь первая часть книги. Скажем так становление Антонио Наставника
Далее, мы видим нечто иное. Нечто, что противоречит Евангельскому сюжету. Как минимум противоречит следующему эпизоду:
"И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что та́к должно быть" Мф.26:51-54
Также и этому:
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую." Мф.5:38-39
Предлагаю об этом, об ином.... поговорить в следующей публикации, так как тема весьма занятная и объёмная:
Ссылка на следующую публикацию будет доступная позже....