Найти в Дзене
Философия абсурда

Отзыв на великую книгу 20 века лауреата Нобелевской премии

Я погрузился в этот удивительный роман с головой, читая его запоем. С первых страниц авторский стиль и качественный перевод позволили мне полностью окунуться в повествование. Действие книги разворачивается в Бразилии, стране с богатейшей историей. Федеративное устройство государства включает множество штатов, подобно Соединённым Штатам. Особенно поражает религиозность бразильцев: христианство здесь укоренилось глубоко, о чём красноречиво говорит знаменитая статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Сюжет переносит нас в конец XIX века, в провинцию Баия — последний регион, где была провозглашена Республика. На фоне политической борьбы между землевладельцами-монархистами и прогрессивной буржуазией разворачивается неожиданный поворот: на арене появляется третья сила — набожные крестьяне и бедняки. Их мировоззрение полностью религиозно: они не признают ни прошлого, ни будущего, для них существуют лишь понятия Бога и Дьявола, Рая и Ада. Его поведение и речи напоминают образы с древних икон

Я погрузился в этот удивительный роман с головой, читая его запоем. С первых страниц авторский стиль и качественный перевод позволили мне полностью окунуться в повествование.

Действие книги разворачивается в Бразилии, стране с богатейшей историей. Федеративное устройство государства включает множество штатов, подобно Соединённым Штатам. Особенно поражает религиозность бразильцев: христианство здесь укоренилось глубоко, о чём красноречиво говорит знаменитая статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

В отличие от протестантской Америки, Бразилия долгое время оставалась португальской колонией, что объясняет сильное влияние католической церкви.
В отличие от протестантской Америки, Бразилия долгое время оставалась португальской колонией, что объясняет сильное влияние католической церкви.

Сюжет переносит нас в конец XIX века, в провинцию Баия — последний регион, где была провозглашена Республика.

Сальвадор, штат Баия
Сальвадор, штат Баия

На фоне политической борьбы между землевладельцами-монархистами и прогрессивной буржуазией разворачивается неожиданный поворот: на арене появляется третья сила — набожные крестьяне и бедняки. Их мировоззрение полностью религиозно: они не признают ни прошлого, ни будущего, для них существуют лишь понятия Бога и Дьявола, Рая и Ада.

Эти люди объединяются вокруг харизматичного Проповедника, которого почитают как святого, сравнивая его с Христом и Франциском Ассизским.
Эти люди объединяются вокруг харизматичного Проповедника, которого почитают как святого, сравнивая его с Христом и Франциском Ассизским.

Его поведение и речи напоминают образы с древних икон. Когда к власти приходят республиканцы, Проповедник видит в этом пришествие Сатаны и провозглашает скорый конец света.

Под его знамёна стекаются люди со всей страны: юродивые, нищие, бывшие преступники, которые, раскаявшись, становятся его верными последователями. Их вера не мешает им с жестокостью сражаться с солдатами республиканской армии, превращая религиозное движение в консервативную революцию.

Республиканские власти, воспитанные в духе Просвещения, не понимают мотивов своих противников. Они видят в происходящем политический заговор, а не искреннюю веру, и отправленные ими карательные отряды терпят поражение за поражением. Для сектантов же эта битва — апокалиптическая схватка Добра и Зла, где на их стороне сам Бог.

Несмотря на превосходство в вооружении, солдаты не могут противостоять фанатичной воле крестьян, вооружённых мачете и луками. Их пастушьи свирели заглушают звуки армейских горнов, символизируя торжество духа над технологией.

Любая подлинная революция, даже консервативная, в конечном счёте обречена на поражение, но её дух остаётся бессмертным. Эта книга — великолепное произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях и силе веры.