Найти в Дзене
Упрямый рок

Ударный труд «Запрещенных барабанщиков»

Несмотря на название, они никогда не были запрещены. Более того, в начале нулевых они имели ротацию на радио, о них говорили СМИ, клубы конкурировали за их концерты. Слава пришла к «Запрещенным барабанщикам» благодаря одному африканцу, которого нехорошие люди лишили жизни. Песня Убили негра, безусловно, замечательная. Но у группы есть еще не меньше десятка песен как минимум не хуже, а помнят только эту. Почти как у Eagles, которые создали массу великолепных вещей, а все помнят только Hotel California. В середине девяностых, когда «Запрещенные барабанщики» начинали, у нас в стране мало кто играл в латиноамериканском стиле. Был Агутин, но он имел явный коммерческий крен. Был замечательный «Квартал», но он лишь косвенно затрагивал латинский жанр. А тут парни из Ростова — веселые, зажигающие, при этом с легкой смурью, чувствующие эстетику латино, играющие расслабленно, но уверенно. Они внесли свежую струю и стали заметны в музыкальном потоке, который в те годы был достаточно обильным. Стил
Виктор Пивторыпавло, основатель группы «Запрещенные барабанщики», 2003 г.
Виктор Пивторыпавло, основатель группы «Запрещенные барабанщики», 2003 г.

Несмотря на название, они никогда не были запрещены. Более того, в начале нулевых они имели ротацию на радио, о них говорили СМИ, клубы конкурировали за их концерты. Слава пришла к «Запрещенным барабанщикам» благодаря одному африканцу, которого нехорошие люди лишили жизни.

Песня Убили негра, безусловно, замечательная. Но у группы есть еще не меньше десятка песен как минимум не хуже, а помнят только эту. Почти как у Eagles, которые создали массу великолепных вещей, а все помнят только Hotel California.

В середине девяностых, когда «Запрещенные барабанщики» начинали, у нас в стране мало кто играл в латиноамериканском стиле. Был Агутин, но он имел явный коммерческий крен. Был замечательный «Квартал», но он лишь косвенно затрагивал латинский жанр. А тут парни из Ростова — веселые, зажигающие, при этом с легкой смурью, чувствующие эстетику латино, играющие расслабленно, но уверенно. Они внесли свежую струю и стали заметны в музыкальном потоке, который в те годы был достаточно обильным.

Стиль «Запрещенных барабанщиков» весьма эклектичен — помимо латины, здесь присутствуют регги, ска (хоть и без дудок), фанк и даже городской шансон (в хорошем смысле этого слова). И обилие перкуссии всех видов, надо же оправдывать название. Группа использует минимум электроники, делая упор на живое, естественное звучание.

Впечатляют аранжировки «Барабанщиков» — простые, но со вкусом, есть ощущение идеального баланса. Это непростая задача: простые аранжировки часто звучат бледно; сложные, если переборщить, создают кашу из звуков. А тут ни убавить, ни прибавить.

В советском музыковедении были термины «шуточная песня» и «музыкальная пародия». Их вполне можно применить к «Запрещенным барабанщикам», хотя сейчас все это называют одним словом — стеб. Он у них и в музыкальных приемах, и в словах. Тексты штатного (в прошлом) поэта группы Ивана Трофимова, бывшего нацбола — вызывающие, порой на грани фола — у многих вызывали оторопь, особенно у тех, кто привык все понимать прямолинейно.

Лицо, голос, автор музыки и руководитель «Барабанщиков» — Виктор Пивторыпавло. Он хорошо подкован и в теории, и в практике. Разбирается в гармонии и контрапункте, играет на всех видах ударных и не менее уверенно на клавишных. Все-таки, окончил не просто училище, а целую консерваторию. Создавая свою группу, Виктор был уже опытным музыкантом — в начале девяностых он играл на ударных в биг-бэнде Кима Назаретова. Это говорит о многом: Ким Аведикович Назаретов был суперпрофессионалом, у него работали исполнители только высшей категории. (Они же придумывали ему клички — Слэйдов, Дипеплов, Юрайхипов и т. п.)

Мне особенно нравится у «Барабанщиков» альбом «По ночам» — концептуальный, целостный, отлично записанный. И, как раньше говорили, остросатирический. Здесь они приложили и советскую песню, и блатняк, и потужные наши рок-группы. Узнаваемая соцреалистическая эстрада переходит сначала в блатной миноро-мажор, затем в бешеный кабацкий канкан (Случай в Макдональдсе); точно сымитирован электроорган «Юность», звук которого мало отличался от баяна (Чемпион и королева); спародирован стиль «Браво», в который утрированно добавлен «переходничок» из блатного лада (Человек-амфибия).

«Запрещенные барабанщики», слева направо: Виктор Пивторыпавло, Олег Межеровский, Михаил Кузнецов. Клуб «Бункер», 23 августа 2003 г.
«Запрещенные барабанщики», слева направо: Виктор Пивторыпавло, Олег Межеровский, Михаил Кузнецов. Клуб «Бункер», 23 августа 2003 г.