Найти в Дзене
С Богом по жизни

Заветы

Концепция «завета» является ключом к пониманию книги Исход и, фактически, всего Ветхого Завета. Еврейское слово берит, переводимое как «завет», в Ветхом Завете встречается 280 раз и всегда означает договоренность, соглашение, союз. Завет (соглашение, договор, союз) мог быть заключен между народами или отдельными людьми, а также между Богом и людьми. В Ветхом Завете упоминаются такие заветы: между Авраамом и Авимелехом (Быт. 21:27, 32), между Ионафаном и Давидом (1 Цар. 18:3), между Давидом и Авениром (2 Цар. 3:12, 13) и между Иодаем и телохранителями царского сына (4 Цар. 11:4). Политические союзы тоже предполагали договоренности. Израиль заключил завет (союз) с гаваонитянами (Иис. Н. 9:6-15); северные племена подчинились Давиду, заключив с ним союз (2 Цар. 5:1-3); Соломон заключил союз с Хирамом, тирским царем (3 Цар. 5:12); иудейский царь Аса искал союза с сирийским царем Венададом, прося его расторгнуть завет (соглашение) с израильским царем Ваасой (3 Цар. 15:19); Ахав заключил заве
Оглавление

Концепция «завета» является ключом к пониманию книги Исход и, фактически, всего Ветхого Завета. Еврейское слово берит, переводимое как «завет», в Ветхом Завете встречается 280 раз и всегда означает договоренность, соглашение, союз.

Завет (соглашение, договор, союз) мог быть заключен между народами или отдельными людьми, а также между Богом и людьми. В Ветхом Завете упоминаются такие заветы: между Авраамом и Авимелехом (Быт. 21:27, 32), между Ионафаном и Давидом (1 Цар. 18:3), между Давидом и Авениром (2 Цар. 3:12, 13) и между Иодаем и телохранителями царского сына (4 Цар. 11:4). Политические союзы тоже предполагали договоренности. Израиль заключил завет (союз) с гаваонитянами (Иис. Н. 9:6-15); северные племена подчинились Давиду, заключив с ним союз (2 Цар. 5:1-3); Соломон заключил союз с Хирамом, тирским царем (3 Цар. 5:12); иудейский царь Аса искал союза с сирийским царем Венададом, прося его расторгнуть завет (соглашение) с израильским царем Ваасой (3 Цар. 15:19); Ахав заключил завет (договор) с Венададом, после того как разбил сирийскую армию (3 Цар. 20:34). Бог предостерег Израиль против вступления в союзы с другими народами (Исх. 23:32; 34:12-15; Втор. 7:2). Даже брак считался заветом, договором между мужем и женой оставаться вместе (Прит. 2:17; Мал. 2:14).

История Божьих отношений с людьми в определенном смысле является историей заветов, которые Бог заключал с ними. Все эти заветы включают в себя Божьи благословения, связанные с возложенными на человечество обязанностями.

ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКИХ ЗАВЕТОВ

Первый завет Бога был с Адамом, хотя слово «завет» в данном контексте и не употребляется. Адаму были даны определенные привилегии и обязанности (Быт. 1:28, 29; 2:15-17). Божий завет с Ноем (Быт. 6:18; 9:9-17), по-видимому, оставался в силе для всех людей ветхозаветного периода, кроме потомков Авраама. С Авраамом Бог заключил особый завет (Быт. 15:18; 17:2-8; Исх. 2:24), включавший в себя обетования, повлиявшие на всю библейскую историю. Затем Бог заключил завет с народом Израиля — завет, определивший Божьи отношения с Израилем на весь последующий ветхозаветный период. Позже Бог заключил завет с царем Давидом (2 Цар. 7:12, 13; 23:5), который состоял из обетования, окончательно исполнившегося в Мессии. Однако завет с Давидом, хоть он и способствовал исполнению Божьих обещаний Аврааму, не менял условия завета с Моисеем. И, наконец, как Бог и обещал через Иеремию (Иер. 31:31-34), Он заключил новый завет со Своим народом, когда пришел Мессия, Христос (см. Мф. 26:28; Евр. 8:8-13).

ЗАВЕТЫ В ИСТОРИИ

Заветы не были присущи одному лишь Израилю; они были распространены на всем древнем Ближнем Востоке. Говоря в общем, между людьми или народами можно было заключить два вида договоров-заветов. Первый предполагал договор между равными сторонами. Такие соглашения часто предполагали обмен дарами или заключение брака между царскими домами, сторонами договора. Вероятно, отношения Соломона с Египтом и Тиром были основаны на таких соглашениях.

Другой вид договора-завета, так называемый сюзеренный, заключался между превосходящей силой, или более сильным царем, и более слабой стороной, например вассальным царем. Типичными договорами этого вида на всем Ближнем Востоке того времени можно в качестве примера назвать договора, найденные в земле хеттов (древнего царства, находившегося на территории современной Турции).

В этих договорах великий царь обычно излагал, что он сделал или сделает для более слабой стороны. Затем он уточнял, что должно сделать для него вассальное царство, каким законам и правилам оно должно подчиняться. Такой договор включал в себя положения о благах в случае послушания и негативных последствиях в случае непослушания.

МОИСЕЕВ ЗАВЕТ

Завет, содержащийся в Исх. 19, очень важен. Все остальные книги Ветхого Завета должны пониматься исходя из этого соглашения. Данный завет определял отношения Израиля с Богом на протяжении всей Моисеевой эры. Например, Иеремия в VI веке до н.э. спрашивал, за что Иерусалим будет разрушен. Ответом на этот вопрос было: «За то, что они оставили завет Господа, Бога своего» (Иер. 22:9). Когда же Иеремия пророчествовал о том, что Бог заключит с Израилем новый завет, он сказал, что это будет «не такой завет, какой [Бог] заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской; тот завет Мой они нарушили» (Иер. 31:32). Согласно Иеремии, завет, заключенный на Синае, должен был действовать до тех пор, пока Бог не даст «новый завет».

Может показаться, что, согласно последующим книгам Ветхого Завета, Израиль заключил новый завет с Господом (см., например., Иис. Н. 24:25; Езд. 10:3; Неем. 9:38). Однако при внимательном исследовании этих отрывков читатель увидит, что речь идет не о другом, а о все том же Моисеевом завете. Иногда о части завета говорится как о целом. Хотя «заповеди» составляют лишь часть завета, иногда они являются синонимом слова «завет». Кроме того, иногда мы читаем, что люди «заключили завет» с Господом, когда в действительности они либо обновили его (повторили свои клятвы), либо добровольно подчинились завету. Иными словами, они присоединялись к нему, давая ту же клятву, какую дал Израиль в Исх. 19.

Ветхозаветная история демонстрирует, что, пока израильтяне соблюдали завет, слушаясь Бога, Он благословлял их. А когда не слушались (что случалось гораздо чаще), тогда Бог наказывал их. Ветхозаветные поэты либо восхваляли Господа за Его милость, которой Он удостоил Израиль, заключив с ним такой завет, либо оплакивали неспособность Израиля исполнять его. Пророки или призывали Израиль соблюдать завет, или угрожали ему наказанием за его несоблюдение.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Новый завет, как и старый, основывается на милостивых деяниях Божьих — а не на том, что сделали люди. Его инициатором является Бог, а не человек. Люди имеют право принять или отвергнуть этот завет, но не изменять его положения и условия. Новый завет, как и старый, также содержит в себе благословения и проклятия. Те, кто не соблюдает его, будут осуждены. А те, кто достойно исполняет обязанности, прописанные в новом завете, будут благословлены. При новом завете мы можем быть Божьими детьми (2 Кор. 3:6), и ходатаем этого нового завета является Сам Иисус (Евр. 12:24).

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы