Найти в Дзене
Автоэксперт | Павел Жидков

«Хуже мотоцикла в СССР не было»: Делюсь, почему в Союзе мотоцикл Восход считался ненадежным и регулярно ломался

В истории отечественного мотопрома было немало машин, которые делались «на века» — по крайней мере, на бумаге. Однако, даже среди советской техники, где нормы были весьма условными, мотоцикл «Восход» выделяется особо. Это та самая техника, которую покупали миллионами, чинили бесконечно и, вопреки всему, продолжали любить. Почему? Сейчас разберёмся — с технической стороны, с ироничной ноткой и без лишней ностальгии.

Из чего всё начиналось: хорошие корни и плохая мутация

Ковровский мотоциклетный завод был не каким-то там кустарным производством. Это был уважаемый советский бренд, который делал добротные мотоциклы типа К-55, К-125 и К-175 — простые, рабочие, надёжные. Однако в середине 60-х, в лучших традициях «сделать много и дешево», завод получил задачу: создать народный мотоцикл среднего класса, доступный каждому гражданину СССР.

Так и появился «Восход», построенный на базе К-175, но с массой упрощений и «оптимизаций». Основная идея: минимальные затраты на производство = низкая розничная цена. В теории — красиво. На практике — привет, головная боль. Первая партия «Восходов» разошлась, как горячие пирожки — дешево, патриотично, с запахом масла и герметика. А вот проблемы начались сразу.

Проектировалось — дешево, работало — кое-как

-2

Инженеров завода, конечно, жалко. Их поставили в жёсткие рамки бюджета, но с задачей сделать что-то среднее между легким «Минском» и крепким «Уралом». И они сделали. Только вот получившееся творение: Плохо заводилось, особенно в жару. Электрика — жила своей жизнью. Серьёзно, она отключалась чаще, чем телевизор на даче в грозу. Двигатель перегревался так, будто под сиденьем прятался небольшой ядерный реактор. Качество сборки — оставляло желать лучшего, а иногда просто не оставляло шансов на нормальную езду.

Владельцы массово писали жалобы. В ответ — модернизация! В 1972 году на свет появился «Восход-2» с чуть более мощным мотором и электронным зажиганием. Казалось бы — победа! Но нет.

От "двойки" до "тройки": апгрейды, которые не спасли

-3

Даже модернизированная версия осталась «сырой». Электронное зажигание было, но толку от него было не больше, чем от советского калькулятора на морозе. Зато теперь можно было чуть легче заводить мотор… если повезёт. А если нет — толкач, стартер, мольба богам техники.

К 1976 году вышел «Восход-2М», где обновили оптику и кое-какие узлы. Но результат всё тот же: мотоцикл не заводился с ножки, если был перегрет, электрика отказывала в самый неподходящий момент, а владельцы мечтали, чтобы их мотоцикл хотя бы раз довёз их туда, куда надо.

Наконец, в 1979 появился «Восход-3», и это была, пожалуй, первая по-настоящему более-менее приемлемая версия. Да, проблемы остались — двигатель всё ещё требовал охлаждения после каждого заезда на рынок, и электрика по-прежнему вела себя как оппозиционер в партийной ячейке — нестабильно. Но ездить на нём уже можно было почти с удовольствием.

Советский народ и техника: вечный компромисс

-4

Теперь главный вопрос: почему все эти «Восходы» продолжали покупать?Ответ простой: цена. Это был самый доступный мотоцикл среднего класса. Проще — только «Минск», но он был слабее. «Восход» выглядел посолиднее, мощнее, да и стоил недорого. А дальше — всё, как в народной поговорке: «Купил — значит, сам виноват».

Обслуживание было соответствующим: в бензобак — топливо непонятного происхождения, в картер — отработка, в карбюратор — пыль и вера. Про масло вообще говорить не будем. Часто владельцы сами убивали свои мотоциклы, а потом с тоской говорили: «Что-то плохо заводится».

Но даже на этом фоне народ находил лайфхаки: Меняли сцепление и цепь на аналоги от «Минска» — запуск улучшался. Правильно выставленное зажигание творило чудеса. Некоторые гении разворачивали поршневые кольца на выпуск, что действительно облегчало пуск. Да, это не инженерная школа MIT, но работало! По-своему, по-нашему.

Сельская романтика и мотоцикл как символ взросления

-5

Если в городах «Восход» был скорее компромиссом, то в селе — настоящей мечтой. Парни ездили на работу, гоняли на танцы, возили на раме подруг и картошку. То, что мотоцикл ломался — считалось нормой. Умение починить его в поле или на коленке было частью мужского становления. Не можешь починить — не мужик.

В то время как городские крутые ребята раскатывали на «Явах» и «Чезетах», сельская молодёжь рассекала на «Восходах». Меньше понтов, больше масла на брюках. Да, мотоцикл был проблемным. Но в СССР ведь всё работало по принципу: «Сделай сам, а государство тебе спасибо скажет». И «Восход» идеально вписывался в этот стиль — дешёвый, громкий, ломучий, но свой.

Вместо вывода: если бы "Восход" делали сейчас...

-6

Если представить, что «Восход» попытались бы запустить сегодня, его бы обругали в интернете, завалили отзывами, обвинили в обмане и спустя месяц сняли с производства. Но в СССР другие реалии: всё, что выпускается — нужно, полезно и, главное, нет альтернативы.

Да, «Восход» был не идеальным. Но он стал частью истории. Как VHS, как «Жигули», как «Берёзка» — символ эпохи, где главное — не качество, а наличие. И, как ни странно, у многих до сих пор он вызывает улыбку. Пусть и с привкусом бензина и мозолей на руках.

Если вам понравился этот материал, не забудьте оставлять комментарии и ставить лайки! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые советы и полезную информацию. Будьте в безопасности на дороге и всегда держитесь под контролем! Ни гвоздя ни жезла!