Найти в Дзене
БЛАГО

Когда большая часть жизни позади, а жить страшно

Давайте начнём с простого примера. Тебе нужно сходить в магазин, а у тебя от одной мысли об этом – упадок сил и дикая тревога. Ты головой всё понимаешь: ну это же просто магазин, никаких видимых причин для страха нет. Но тело реагирует иначе. А копнёшь глубже – оказывается, вся твоя жизнь это череда постоянных преодолений и стресса. И радость приходит только от облегчения, что ты справился, или от того удовлетворения, что ты вот смог. Но потом ты смотришь на других, которые все эти «простые» задачи делают, вообще не напрягаясь эмоционально, и твоя тревога усиливается многократно. Самоанализ и когнитивная работа не помогает. Вроде бы, видимых угроз для жизни или здоровья нет. Ты знаешь, что в принципе со всем справишься, с голоду не умрешь. Идешь на свою «войну» с тревогой, пытаешься её победить. Понимаешь, что часто она надуманна. Но зачем такая жизнь? Если тело подает сигналы, что впереди опасность? Я сам так жил и думал: наверное, просто я когда-то струсил и стал трусом, теперь прих

Давайте начнём с простого примера. Тебе нужно сходить в магазин, а у тебя от одной мысли об этом – упадок сил и дикая тревога. Ты головой всё понимаешь: ну это же просто магазин, никаких видимых причин для страха нет. Но тело реагирует иначе.

А копнёшь глубже – оказывается, вся твоя жизнь это череда постоянных преодолений и стресса. И радость приходит только от облегчения, что ты справился, или от того удовлетворения, что ты вот смог. Но потом ты смотришь на других, которые все эти «простые» задачи делают, вообще не напрягаясь эмоционально, и твоя тревога усиливается многократно.

Самоанализ и когнитивная работа не помогает. Вроде бы, видимых угроз для жизни или здоровья нет. Ты знаешь, что в принципе со всем справишься, с голоду не умрешь. Идешь на свою «войну» с тревогой, пытаешься её победить. Понимаешь, что часто она надуманна.

Но зачем такая жизнь? Если тело подает сигналы, что впереди опасность? Я сам так жил и думал: наверное, просто я когда-то струсил и стал трусом, теперь приходится это всеми силами скрывать. Но когда стал копать глубже, то понял: во многих ситуациях я был намного смелее других. А уже занимаясь психологией, начал понимать, как всё устроено.

Откуда эта программа?

Нам в детстве дают установки. Не обязательно родители, но чаще они. Это могут быть авторитетные ровесники, воспитатели, учителя, тренеры. «Не бойся», «не проси», «не высовывайся», «не раздражай». И наша психика принимает эти установки за свои. Как будто это инструкция, как надо себя вести, чтобы тебя принимали.

Возьмем, например, страх. Страх – это базовая эмоция, и нам жизненно необходимо бояться. Он нас защищает. Но на него наложен запрет. Мы начинаем бояться не столько самой ситуации, сколько состояния страха.

Зачастую смелые люди испытывают страх, но способны действовать, потому что у них нет этого внутреннего запрета. Они размещают его в себе, и он не управляет ими. Они способны рационально принять сигнал. А когда есть установка, что бояться нельзя, всё усиливается в разы. Мы начинаем бояться состояний, где будем испытывать страх, или где нам придется кого-то просить, – в общем, быть неудобными.

Всё это хранится в подсознании. И когда мы встречаем похожих людей на тех авторитетов, кто дал нам эти установки, мы сжимаемся. Та же продавщица в магазине своим хмурым видом напоминает воспитательницу, которую нельзя было беспокоить глупыми вопросами. И вот оно – напряжение, тревога. Мы боимся не конкретных действий или результатов, а состояний, когда мы снова маленькие и нам надо доказывать своё право быть.

Что же делать, если ум всё понимает, а тревога такая, что жить не хочется?

Само осознание этих механизмов – это уже огромный шаг. Оно может снизить уровень тревожности, потому что ты начинаешь видеть, что происходит. Но дальше нужно идти к тому, чтобы разрешить себе просто быть. Никому ничего не доказывать. Разрешить себе бояться, просить, быть неудобным. Вот это – настоящее дело.

Чтобы начать этот путь, спроси себя:

  • Эта установка мне помогает? Ведет ли она к чему-то полезному, или только усиливает тревогу?
  • Она реалистична? Что самое страшное может произойти, если я перестану бояться и доказывать своё право быть?
  • Что будет, если я перестану жить по этим установкам? Что произойдет, если я разрешу себе быть несовершенным, бояться и просить о помощи?

Представь самый худший вариант: пусть с тобой многие перестанут общаться, если ты станешь «неудобным». Может быть, кто-то даже будет грубить. Ты даже можешь стать, например, бомжом, с которым никто не общается. Хотя в реальности всё будет наоборот.

Но если ты будешь в покое, разве будет иметь значение, что о тебе думают другие? И если ты станешь бомжом, но при этом будешь счастливым и спокойным, разве это хуже, чем жить так, как ты живешь сейчас?

Когда ты начинаешь отвечать на эти вопросы, тревога ослабевает. Ты перестаешь воевать с собой и начинаешь жить по-настоящему.

Надо понимать, что процесс принятия не быстрый, он всегда будет идти с откатами. Тут может помочь терапия. Но главное — это глубокое внутреннее решение быть собой, разрешить себе быть, отказаться от чужих требований и доказывать, что ты достоин любви. И тогда всё будет меняться только в лучшую сторону.

Мой канал в телеграмм, подписывайтесь https://t.me/bizon222