Во все эпохи существовала тенденция приписывать другим временам и странам привычные реалии. В средневековье и позднее, иллюстрируя события из Евангелия, римских солдат изображали как современных художнику и его зрителям, в таких же доспехах и с тем же оружием. Да и прочих персонажей евангельской истории рисовали в современных одеждах и на фоне современной на тот момент архитектуры. То же самое происходит и сейчас, только применительно не к историческим (тут хоть что-то пытаются изображать), а к фэнтезийным реалиям. В сериале «Кольца власти» сценаристы дошли до того, что жители Нуменора боятся понаехавших эльфов, которые «отнимут у них работу». Что, в контексте Средиземья, конечно, полный бред.
Если бы дело было только в сценаристах. К сожалению, они лишь подлаживаются под восприятие мира среднестатистическим зрителем, который склонен думать, что в качественно ином мире, каковым является Арда профессора Толкиена, всё как у нас. Разве что вместо урок — орки, а местные гламурные дамы живут в лесу, потому что эльфийки. Как показывает людям реальность и что было замечено задолго до марксистов, основой всего в человеческом социуме является экономика. А она зависит в первую очередь от технологий. Внешне технологии на Арде выглядят средневековыми, значит и экономика такая же? Нет, это категорически неверно.
Прежде всего, читатель и зритель «Властелина колец» наблюдает деревенскую жизнь одних только хоббитов. Ещё немного гномьей промышленности в кинотрилогии «Хоббит». Вот только хоббиты — это в той реальности некий аналог амишей в США. Община чудаков, сознательно выбравших жизнь вдали от цивилизации, специально отказавшихся от всякого хай-тека. Настоящую цивилизацию, создавшую каменные громады Минас-Тирита и Изенгарда зритель (да и читатель тоже) видит мельком, причём во время войны. Возвращаясь к хоббитам — в первом фильме кинотрилогии «Хоббит» Питера Джексона зритель может оценить съестные припасы всего одного жителя Хоббитании, причём закоренелого холостяка и одиночки. Их даже орава гномов не смогла полностью съесть. Просто сравните количество еды, потреблённой гостями Бильбо с собственным холодильником…
Ещё больше впечатляет количество золота в Одинокой горе. Понятно, что его гномы добыли упорным трудом на протяжении многих поколений. Но ведь оно там физически присутствовало, причём в одной только горе, да ещё и вместе с драгоценными камнями и другими металлами. Доспехи и оружие армии гномов явно ковались не из привозного металла, о подобных поставках нет упоминаний у Толкиена, в фильме они тоже не показаны. В привычной нам реальности таких гор, в которых можно было бы добывать одновременно драгоценные камни, золото и железо, не существует.
Ещё больше впечатляют, если дать себе труд задуматься, эльфийские поселения. Эльфы также строят огромные каменные сооружения, в дополнение к живым древесным домам. У них в избытке металлы, они едят лембасы и пьют вина. При том, что каменоломен, шахт, пшеничных полей (а лембас — разновидность хлебной лепёшки) и виноградников посещающие их селения люди не видят. Откуда всё это берётся? Частично за счёт торговли с теми же гномами, но вот еду им гномы поставлять не смогли бы при всём желании, они сами её покупают у людей.
При рассмотрении экономики в мире Арда в первую очередь следует учитывать то, что мир этот сотворённый. В привычной нам реальности геология не позволяет возникать в одном месте месторождениям самых разных полезных ископаемых. Но Арду творили разумные валар, которым ничего не стоило создать в нужном месте удобную для гномов (которых создал лично вала Ауле и он же о них постоянно заботился) гору. Или целую горную гряду. Или даже готовый горный промышленный комплекс, совмещённый с подземной крепостью — Утумно, созданный лично Мелькором.
Кроме валар, Средиземье творили и младшие духи, которых называют майар. Они тоже владели технологиями (если их магию можно так называть), которые современным людям и не снились. Майя Мелиан, супруга эльфийского короля Тингола и мать Лучиэнь, лично создала целую оборонительную систему, сравнимую по масштабу с линией Мажино — так называемый «пояс Мелиан». Причём в отличие от человеческих укрепрайонов, это была полностью автоматическая оборонительная система, снабжённая системой распознавания «свой-чужой», поэтому её смог пересечь герой Берен.
Эльфам не обязательно было заключать браки с майар, они им обычно и так помогали. Во всяком случае светлые майар, которые заботились об эльфах и обеспечивали их режимом наибольшего благоприятствования в добыче полезных ископаемых (чем славились, к примеру, нолдор) и, разумеется, сельхозе. В свою очередь тёмные майар помогали Мелькору и его оркам. Причём не только лично превращаясь в могучих тёмных уруков и возглавляя отряды. На стороне Мелькора, точно также как и на стороне Манве, было множество разных духов, которые могли творить самые разные вещи, например не только способствовать уникальной орочей демографии, но и при необходимости обеспечивать полученные в результате армии орков амуницией, доспехами, оружием и пропитанием. Поэтому сравнивать магическую экономику Арды с нашими реалиями заведомо неправильно.