Письма читателей
Это не история про страсть, которая сметает все на своем пути. Это история про тихий, упорный труд любви. Как строят дом камень за камнем, так и мы выстраивали нашу жизнь день за днем. Меня зовут Анна, я выросла в маленьком городке, где купола церкви были главной точкой на карте моего детства. Его зовут Руслан, и он привез с собой из своего аула запах горного воздуха, горячий чай и мелодичную речь, в которой так часто звучало имя Аллаха.
Наша встреча была случайной, в большом городе, куда мы оба приехали учиться. Я – на библиотекаря, он – на инженера. Он показался мне невероятно спокойным и надежным. А я ему, как он потом признался, – светлой и ясной, как родниковая вода. Мы говорили часами, и казалось, что между нами нет никаких разногласий. Пока не зашла речь о самом главном.
Помню наш первый серьезный разговор. Мы сидели в парке, и Руслан, глядя куда-то вдаль, вдруг сказал: «Аня, мои родители никогда не примут жену-христианку. А твои – мусульманина». В тот миг мир, который мы построили за два месяца, треснул. Мы были двумя крепостями, разделенными многовековой проповедью.
Но мы уже любили друг друга. И мы решили бороться. Нашей первой и главной крепостью стал наш будущий дом. Мы договорились еще до свадьбы, дав себе три обещания, которые стали нашим нерушимым законом:
Уважение вместо обращения. Я никогда не приму ислам для него, а он никогда не примет крещение для меня. Мы отказались от идеи «переубедить» или «перетянуть» друг друга. Вместо этого мы выбрали путь глубокого уважения. Я с интересом слушала, как он рассказывает о пророке Мухаммеде, да благословит его Аллах и приветствует, как я научилась говорить с уважением, а он с тем же интересом слушал мои рассказы о Серафиме Саровском или о Пасхальной радости.
Два праздника – двойная радость. Наш дом никогда не знал скуки. Весной мы красили яйца и пекли куличи на Пасху. Я научилась печь творожную пасху, а он с улыбкой ее пробовал. А в конце Рамадана наш дом наполнялся ароматами плова и сладостей. Я первый раз в жизни готовила чак-чак для его родных, и у меня ушло на это полдня. Руслан смеялся, но ел с гордостью. Для наших детей эти праздники стали неразделимой частью счастливого детства: они искали крашеные яйца и с нетерпением ждали окончания поста, чтобы получить подарки на Ураза-байрам.
Первая встреча и знакомство с его родней. Это было самым трудным испытанием в моей жизни. Но не все так гладко и сладко было и в моей семье. Моя мама первые два года плакала и молилась за мою «заблудшую душу». Его отец сначала отказывался со мной говорить. Мы не позволяли себе жаловаться друг на друга своим родителям. Напротив, каждый всегда хвалил другого. Я постоянно рассказывала маме о том, какой Руслан заботливый и честный, как он помогает нуждающимся, что ценно и в исламе, и в христианстве. Он говорил своим, какая я терпеливая и добрая хозяйка. Мы медленно, капля за каплей, ломали стену предрассудков. Мы никогда не жаловались на родителей и родственников друг другу. Мы героически несли какие-то обиды, боли и печали, а они, поверьте, вначале нашей семейной жизни были и были в предостаточных количествах.
Рождение детей стало новым испытанием. Кому они будут принадлежать? Мы нашли удивительный компромисс. Мы решили, что мальчик – последует вере отца, а девочка – вере матери. Судьба подарила нам сначала дочь, Марию, а потом сына, Ибрагима.
Машу я крестила. Руслан присутствовал на крестинах, стоя в стороне, но с поддержкой в глазах. Он никогда не запрещал мне брать ее с собой в церковь, учить молитвам. Ибрагима он воспитывал мусульманином. Я учила сына доброте и честности на примерах из Евангелия, а Руслан – на примерах из Корана. И мы обнаружили удивительную вещь, а ведь заповеди-то одни и те же! Не убий, не укради, почитай родителей, будь милосерден.
Дети выросли в атмосфере двойной мудрости. Они знают, что Бог один, а пути к Нему – разные. Они с уважением относятся к обеим традициям. Иногда это приводит к забавным ситуациям. Помню, как Ибрагим в Великий пост отказывался от мяса в знак солидарности со мной, а Маша в Рамадан старалась не есть при до заката.
Прошло уже 40 лет. Мы поседели, вырастили детей, нянчим внуков. Иногда я смотрю на моего дорогого мужа, когда он читает намаз на своем коврике в кабинете, и меня переполняет нежность и гордость. Гордость за нас обоих. Мы не сломались. Мы не предали ни свою любовь, ни свою веру.
Наш брак не был «войной миров». Он был мостом. Мостом между двумя мирами, который мы строили каждый день терпением, юмором и бесконечным желанием понять другого. Мы не искали различий, мы искали точки соприкосновения. И оказалось, что самое главное – не то, как ты называешь Бога, а то, как ты поступаешь с тем, кого любишь, и с тем, кто от тебя зависит.
И когда сейчас наши внуки-правнуки, не задумываясь, празднуют и Рождество, и Курбан-байрам, мы с Русланном смотрим друг на друга и понимаем, что это и есть наше самое главное дело в жизни, наше счастье. Мы построили не просто семью. Мы построили маленький островок мира. И он стоит того, чтобы ради него трудиться всю жизнь.
Во всем виновата любовь. Если она настоящая, то она может все.
#письмачитателей #историиизжизни #любовь #жизнь