Найти в Дзене
Александр Снитовский

Наша «Копейка»: символ эпохи и первый по-настоящему массовый советский автомобиль

Скажем прямо, будущая «копейка» была придумана как вполне законный способ отъема денег у населения. Звучит, конечно, весьма угрожающе, ну а как иначе, если к середине 60-х годов у советских граждан «скопилось» слишком много денег. Хранились они, чаще всего, в банках, я имею в виду трехлитровые, и в матрасах, всячески игнорируя экономику страны. Поэтому покупка автомобиля считалась отличным вложением своих кровных. В качестве иностранного партнера были выбраны итальянцы, а в качестве опытного образца «Fiat 124» – лучший европейский автомобиль 1966 года. Производить новинку было решено в городе, который к тому времени уже два года носил имя лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. Правда, в имени завода территориальную принадлежность указали не по городу, как в случае с Горьковским автомобильным заводом, а по реке, Волге, из соображений благозвучности. А то, как же сокращать этот Тольяттинский автомобильный завод?! Любопытно, что от итальянского прототипа в ВАЗ-2101 осталось не
Советские граждане в 1970-х годах. Источник: Михаил Блонштейн
Советские граждане в 1970-х годах. Источник: Михаил Блонштейн

Скажем прямо, будущая «копейка» была придумана как вполне законный способ отъема денег у населения. Звучит, конечно, весьма угрожающе, ну а как иначе, если к середине 60-х годов у советских граждан «скопилось» слишком много денег. Хранились они, чаще всего, в банках, я имею в виду трехлитровые, и в матрасах, всячески игнорируя экономику страны. Поэтому покупка автомобиля считалась отличным вложением своих кровных.

Люди у сберегательного банка. Источник: kp.ru
Люди у сберегательного банка. Источник: kp.ru

В качестве иностранного партнера были выбраны итальянцы, а в качестве опытного образца «Fiat 124» – лучший европейский автомобиль 1966 года. Производить новинку было решено в городе, который к тому времени уже два года носил имя лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

«Fiat 124». Источник: dubikvit.livejournal.com
«Fiat 124». Источник: dubikvit.livejournal.com

Правда, в имени завода территориальную принадлежность указали не по городу, как в случае с Горьковским автомобильным заводом, а по реке, Волге, из соображений благозвучности. А то, как же сокращать этот Тольяттинский автомобильный завод?!

Завод АвтоВаз. Источник: 1737.tltsu.ru
Завод АвтоВаз. Источник: 1737.tltsu.ru

Любопытно, что от итальянского прототипа в ВАЗ-2101 осталось не так и много. Дело в том, что машины, поступившие на испытание в СССР, начали в буквальном смысле «сыпаться» на дорогах Дмитровского полигона. Суровой советский действительности не выдержала подвеска, картер моста и даже кузов.

«Fiat 124» в условиях Советского Союза. Источник: drive2.ru
«Fiat 124» в условиях Советского Союза. Источник: drive2.ru

Более того, европейские тормозные колодки оказались не готовы к нашей зиме: соль и песок сжирали их в кратчайшие сроки. Машину взялись доводить до ума советские инженеры – правда, под присмотром итальянских, но все же.

«Fiat 124» в условиях Советского Союза. Источник: drive2.ru
«Fiat 124» в условиях Советского Союза. Источник: drive2.ru

В итоге, в апреле 1970 года с главного конвейера сошла совсем другая машина. Серийный ВАЗ-2101 получил более современные мотор, усиленный кузов и подвеску, а также барабанные задние тормоза и увеличенный дорожный просвет.

Главный конвейер. Источник: 1737.tltsu.ru
Главный конвейер. Источник: 1737.tltsu.ru

А уже в октябре машины из первой партии приехали в Москву.

Первые автомобили ВАЗ-2101. Источник: dubikvit.livejournal.com
Первые автомобили ВАЗ-2101. Источник: dubikvit.livejournal.com

Первую зиму новоиспеченные владельцы встретили с удивлением: в машине было тепло, а сама она легко и уверенно заводилась даже в 20-градусный мороз.

ВАЗ-2101. Источник: dubikvit.livejournal.com
ВАЗ-2101. Источник: dubikvit.livejournal.com

И все же кое-что итальянское в тольяттинском «не Фиате» осталось. Первые годы серийного производства машины неизбежно комплектовались деталями иностранного производства, поскольку в СССР их изготовление еще не было налажено.

ВАЗ-2101. Источник: РИА Новости
ВАЗ-2101. Источник: РИА Новости

Тем не менее, «Копейка» стала настоящим символом эпохи и первым советским массовым автомобилем. За 18 лет их было выпущено почти 5 миллионов! Куда там итальянскому прототипу – у него всего 1,5!

ВАЗ-2101 сходит с конвейера. Источник: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»
ВАЗ-2101 сходит с конвейера. Источник: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Любопытными вышли и модификации первого ВАЗа, которые долгое время оставались неизвестными широкой публике. Такой, например, была «копейка»-пикап. В этом кузове машину выпускали в основном для внутризаводских нужд. Причем собирали ее исключительно из бракованных экземпляров, путем отсечения задней части кузова.

"Копейка"-пикап. Источник: kazagrandy.livejournal.com
"Копейка"-пикап. Источник: kazagrandy.livejournal.com

Для участия в ралли «Тур Европы 71» была подготовлена специальная гоночная версия «копейки». Марафон тогда проходил по территории 16 стран, в том числе, впервые, по территории СССР. Ленинград был в числе городов, через которые проходил тот маршрут. Советский экипаж в итоге смог завоевать «серебро» в этом престижном состязании, уступив лишь команде «Opel Kadett».

Гоночная "копейка" после "Тур Европы 71". Источник: drive2.ru
Гоночная "копейка" после "Тур Европы 71". Источник: drive2.ru

Все в том же 1971 году с конвейера сошла настоящая «мечта дачника» - «копейка»-универсал.

"Копейка"-универсал. Источник: Коммерсант/АвтоВАЗ
"Копейка"-универсал. Источник: Коммерсант/АвтоВАЗ

А чуть позже на ее базе инженеры Волжского автозавода собрали настоящий электрокар! Без подзарядки эта машина могла проехать 130 километров. Согласитесь, весьма впечатляющий показатель для тех-то времен? Да и для нынешних не так уж и плохо…

ВАЗ 2101 электрокар. Источник: drive2.ru
ВАЗ 2101 электрокар. Источник: drive2.ru

Была и милицейская версия «копейки» с усиленным двигателем, и вариант для спецслужб – она же, к слову, шла на продажу за границу.

Милицейская "каопейка". Источник: autonews.ru
Милицейская "каопейка". Источник: autonews.ru

Вообще надо сказать, что «копейка» в целом успешно экспортировалась не только в страны восточной и западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, Латинскую Америку и даже в чопорную Англию. Для этого островного государства машины делали с правым рулем.

Английская праворульная версия. Источник: dubikvit.livejournal.com
Английская праворульная версия. Источник: dubikvit.livejournal.com

Также для иностранцев название «Жигули» сменили на более благозвучное - «Лада». Также «копейка» не обошла вниманием и свою историческую родину, Италию. Там с удовольствием покупали советскую машину, которая появилась на рынке как раз в то время, когда ее прототип был снят с производства из-за устаревшего дизайна.

"Лада" на экспорт. Источник: autonews.ru
"Лада" на экспорт. Источник: autonews.ru

Впрочем, в Тольятти тоже понимали, что модель понемногу устаревает, поэтому была предпринята попытка обновить ее к Летней Олимпиаде. И хотя дальше эскизов дело тогда не пошло, эта работа стала своеобразным прологом к будущей «восьмерке» - ВАЗ 2108.

Нереализованный дизайн-проект. Источник: autonews.ru
Нереализованный дизайн-проект. Источник: autonews.ru

Ну а «копейка», чья история производства закончилась в 1988 году, и сегодня вызывает ностальгическую улыбку даже у тех, кто впервые побывал в ее салоне по дороге из роддома. Истинные же поклонники этой модели кропотливо восстанавливают «выжившие» экземпляры и дают им новую, полную скорости и приключений жизнь.

ВАЗ-2101. Источник: nasled.su
ВАЗ-2101. Источник: nasled.su

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!

Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по
ссылке.

А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!