Скажем прямо, будущая «копейка» была придумана как вполне законный способ отъема денег у населения. Звучит, конечно, весьма угрожающе, ну а как иначе, если к середине 60-х годов у советских граждан «скопилось» слишком много денег. Хранились они, чаще всего, в банках, я имею в виду трехлитровые, и в матрасах, всячески игнорируя экономику страны. Поэтому покупка автомобиля считалась отличным вложением своих кровных.
В качестве иностранного партнера были выбраны итальянцы, а в качестве опытного образца «Fiat 124» – лучший европейский автомобиль 1966 года. Производить новинку было решено в городе, который к тому времени уже два года носил имя лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.
Правда, в имени завода территориальную принадлежность указали не по городу, как в случае с Горьковским автомобильным заводом, а по реке, Волге, из соображений благозвучности. А то, как же сокращать этот Тольяттинский автомобильный завод?!
Любопытно, что от итальянского прототипа в ВАЗ-2101 осталось не так и много. Дело в том, что машины, поступившие на испытание в СССР, начали в буквальном смысле «сыпаться» на дорогах Дмитровского полигона. Суровой советский действительности не выдержала подвеска, картер моста и даже кузов.
Более того, европейские тормозные колодки оказались не готовы к нашей зиме: соль и песок сжирали их в кратчайшие сроки. Машину взялись доводить до ума советские инженеры – правда, под присмотром итальянских, но все же.
В итоге, в апреле 1970 года с главного конвейера сошла совсем другая машина. Серийный ВАЗ-2101 получил более современные мотор, усиленный кузов и подвеску, а также барабанные задние тормоза и увеличенный дорожный просвет.
А уже в октябре машины из первой партии приехали в Москву.
Первую зиму новоиспеченные владельцы встретили с удивлением: в машине было тепло, а сама она легко и уверенно заводилась даже в 20-градусный мороз.
И все же кое-что итальянское в тольяттинском «не Фиате» осталось. Первые годы серийного производства машины неизбежно комплектовались деталями иностранного производства, поскольку в СССР их изготовление еще не было налажено.
Тем не менее, «Копейка» стала настоящим символом эпохи и первым советским массовым автомобилем. За 18 лет их было выпущено почти 5 миллионов! Куда там итальянскому прототипу – у него всего 1,5!
Любопытными вышли и модификации первого ВАЗа, которые долгое время оставались неизвестными широкой публике. Такой, например, была «копейка»-пикап. В этом кузове машину выпускали в основном для внутризаводских нужд. Причем собирали ее исключительно из бракованных экземпляров, путем отсечения задней части кузова.
Для участия в ралли «Тур Европы 71» была подготовлена специальная гоночная версия «копейки». Марафон тогда проходил по территории 16 стран, в том числе, впервые, по территории СССР. Ленинград был в числе городов, через которые проходил тот маршрут. Советский экипаж в итоге смог завоевать «серебро» в этом престижном состязании, уступив лишь команде «Opel Kadett».
Все в том же 1971 году с конвейера сошла настоящая «мечта дачника» - «копейка»-универсал.
А чуть позже на ее базе инженеры Волжского автозавода собрали настоящий электрокар! Без подзарядки эта машина могла проехать 130 километров. Согласитесь, весьма впечатляющий показатель для тех-то времен? Да и для нынешних не так уж и плохо…
Была и милицейская версия «копейки» с усиленным двигателем, и вариант для спецслужб – она же, к слову, шла на продажу за границу.
Вообще надо сказать, что «копейка» в целом успешно экспортировалась не только в страны восточной и западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, Латинскую Америку и даже в чопорную Англию. Для этого островного государства машины делали с правым рулем.
Также для иностранцев название «Жигули» сменили на более благозвучное - «Лада». Также «копейка» не обошла вниманием и свою историческую родину, Италию. Там с удовольствием покупали советскую машину, которая появилась на рынке как раз в то время, когда ее прототип был снят с производства из-за устаревшего дизайна.
Впрочем, в Тольятти тоже понимали, что модель понемногу устаревает, поэтому была предпринята попытка обновить ее к Летней Олимпиаде. И хотя дальше эскизов дело тогда не пошло, эта работа стала своеобразным прологом к будущей «восьмерке» - ВАЗ 2108.
Ну а «копейка», чья история производства закончилась в 1988 году, и сегодня вызывает ностальгическую улыбку даже у тех, кто впервые побывал в ее салоне по дороге из роддома. Истинные же поклонники этой модели кропотливо восстанавливают «выжившие» экземпляры и дают им новую, полную скорости и приключений жизнь.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!