Найти в Дзене
Живописные истории

Пьеро делла Франческа «Мадонна с младенцем», ок. 1435/39 гг.

Хотя живописная поверхность данной работы остаётся неровной, после реставрации, проведённой Дэвидом Буллом в 2005 году, картина стала более читаемой. И теперь не остается сомнений в её принадлежности кисти итальянского художника Пьеро делла Франческа (ок. 1412–1492). Хотя в остальном про неё известно очень немного. А точнее всего лишь два факта: во-первых, в 1685 году её "ретушировал" флорентийский художник Алессандро Рози, о чём свидетельствует надпись кистью на обороте панели, также раскрашенной краской, которая приписывает её исполнение (как лицевую, так и оборотную сторону) Леонардо да Винчи. Другой аспект касается предыстории картины. Как показали исследования, проведённые в Метрополитен-музее для выставки 2014 года в Нью-Йорке, панель подвергалась двойной обработке: сначала древесина была взята из какого-то предмета мебели (сундука или чего-то подобного; замочная скважина всё ещё сохранилась, скрытая Мадонной), затем её заново отшлифовали и оштукатурили, создав на нынешней обра

Хотя живописная поверхность данной работы остаётся неровной, после реставрации, проведённой Дэвидом Буллом в 2005 году, картина стала более читаемой.

И теперь не остается сомнений в её принадлежности кисти итальянского художника Пьеро делла Франческа (ок. 1412–1492).

Хотя в остальном про неё известно очень немного.

А точнее всего лишь два факта: во-первых, в 1685 году её "ретушировал" флорентийский художник Алессандро Рози, о чём свидетельствует надпись кистью на обороте панели, также раскрашенной краской, которая приписывает её исполнение (как лицевую, так и оборотную сторону) Леонардо да Винчи.

Оборотная сторона
Оборотная сторона

Другой аспект касается предыстории картины.

Как показали исследования, проведённые в Метрополитен-музее для выставки 2014 года в Нью-Йорке, панель подвергалась двойной обработке: сначала древесина была взята из какого-то предмета мебели (сундука или чего-то подобного; замочная скважина всё ещё сохранилась, скрытая Мадонной), затем её заново отшлифовали и оштукатурили, создав на нынешней обратной стороне нечто, похожее на инкрустацию.

Следует иметь в виду, что два изображения не связаны между собой, поскольку обе стороны панели были написаны с разной ориентацией.

Картина на обороте могла быть своего рода пробным камнем, упражнением, за которым следовало изображение сакрального образа.

Но нас интересует прежде всего, конечно же, лицевая сторона, которая очевидно выполнена очень талантливым художником.

Мадонна расположена близко к зрителю, она внушительна, помещённая в

тщательно проработанный интервал между двумя вертикальными плоскостями: первая образована косяком и подоконником, на котором загибается последняя складка драпировки [...], вторая, отдалённая, стеной, в которую открывается окно со ставнями [...]. И определение приобретает ещё большую выразительность благодаря нимбу Богоматери в перспективе, который скользит под скосом рамки окна. (Роберто Лонги)

Верхняя часть панели как будто срезана, лишённая окончательной архитектурной целостности.

Как и нимб Богоматери, нимб Младенца имеет точное положение в пространстве, и вблизи можно разглядеть насечки, образующие сплошной диск.

-3

Картина имеет размер 53 x 40 см и находится в частной Коллекции Алана.

P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-4