Найти в Дзене
Интроспекция 🟡

Почему для одних любовь — подвиг, а для других просто договор

Американцы её строят, французы переживают, русские — переносят. В этом эссе поговорим, что мы называем любовью на самом деле Недавно споткнулась о любопытный факт, листая книгу Клотера Рапая «Культурный код» — каждая культура имеет «эмоциональный код» для базовых, казалось бы понятных всем явлений. Например, любовь Например, в США код любви — «обязанность», а во Франции — «история». То есть американцы подсознательно воспринимают любовь как труд и ответственность, а французы — как романтический нарратив, сюжет с драмой Ах вот, почему в американских фильмах любовь часто представляют как совместную работу и ответственность, а в французских — как роман, полный страсти и драмы Почему именно так? Покоя моей голове не было, и я решила пройтись по пяти культурам — США, Франции, России, Японии и арабскому миру — и посмотреть, что стоит за любовью в их историях, картинах и представлениях. Не поделиться своими изысканиями невозможно, поэтому в этой статье вы узнаете, какой эмоциональный код скры
Оглавление

Американцы её строят, французы переживают, русские — переносят. В этом эссе поговорим, что мы называем любовью на самом деле

Недавно споткнулась о любопытный факт, листая книгу Клотера Рапая «Культурный код» — каждая культура имеет «эмоциональный код» для базовых, казалось бы понятных всем явлений. Например, любовь

Например, в США код любви — «обязанность», а во Франции — «история». То есть американцы подсознательно воспринимают любовь как труд и ответственность, а французы — как романтический нарратив, сюжет с драмой

Ах вот, почему в американских фильмах любовь часто представляют как совместную работу и ответственность, а в французских — как роман, полный страсти и драмы

Почему именно так? Покоя моей голове не было, и я решила пройтись по пяти культурам — США, Франции, России, Японии и арабскому миру — и посмотреть, что стоит за любовью в их историях, картинах и представлениях. Не поделиться своими изысканиями невозможно, поэтому в этой статье вы узнаете, какой эмоциональный код скрыт за словами ‘люблю’, ‘любовь’ и ‘сердце’ в каждой из этих культур. Для наглядности я проиллюстрировала статью работами художников из этих стран, в которых ярко отражен описанный эмоциональный код

США: любовь как работа и обязанность

В американском языке есть выражение to work on relationships — «работать над отношениями». Собственно, оттуда же в наш лексикон пришло выражение «строить отношения». Любовь здесь воспринимается как труд: ежедневные усилия, планирование, вложение времени и энергии. Это не просто эмоция, а ответственность, проект, требующий дисциплины

Истоки такого подхода можно увидеть в протестантской этике: идея о том, что Христос один противостоял империи, породила культ героя-одиночки и миф «self-made man». Протестантизм оттого и прижился на этих землях, что американцы и сами когда-то отвоевали свою свободу у империи. Американская культура склонна видеть любовь как испытание характера (не путать со страданиями, об этом будет дальше), как «дело», которое нужно поддерживать и за которое нужно отвечать

Работа Нормана Роквелла прекрасно иллюстрирует это. На ней подростки сидят на крыльце, скромно прижавшись друг к другу, рядом собака. В этом образе нет бурной страсти, зато есть трудолюбие и простота повседневности. Роквелл показывает любовь как часть «правильной жизни», как шаг в сторону будущего дома, семьи и ответственности. Это как раз американский код: любовь = работа и долг

Норман Роквелл, "Boy and Girl Gazing at Moon (Puppy Love)
Норман Роквелл, "Boy and Girl Gazing at Moon (Puppy Love)

Франция: любовь как история

Французская культура, напротив, видит любовь как повествование, эмоциональный рассказ. Здесь важна драма, накал чувств, завязка и развязка — словно в театре. Французские романы и фильмы редко обходятся без любовной истории, полной страсти и красивых сюжетных изгибов

Эта традиция уходит корнями в католическую образность: Христос среди апостолов, тайная вечеря как символ сообщества и диалога (не удивительно, что именно французам пришло в голову на открытии Олимпиады обыграть именно этот сюжет, и накал эмоций тогда шарашил по всему миру)

Католицизм повлиял на культурный код Франции больше чем любое другое направление не с проста. История Франции — это хроника союзов и вражды между графствами и королевствами. Жизнь строилась вокруг постоянных историй о примирениях и конфликтах. Хорошая почва, чтобы тут осела именно эта ветвь Христианства. Возможно, именно поэтому для французов любовь стала в первую очередь «сюжетом» — с драматургией, кульминацией и яркими героями

Как иллюстрация тут в голову первым делом приходит климтовский «Поцелуй». Хотя Климт формально не француз, именно его «Поцелуй» стал культовой картиной в Париже начала ХХ века. В ней любовь показана как целая история: завязка — объятие, кульминация — поцелуй, развязка — полное растворение фигур в орнаменте. Французский код «любовь = эмоциональная история» здесь проявлен идеально

Кстати, оказывается, эта картина вообще не про нежность, как я думала. Почитать о чем она самом деле, можно здесь: 7 картин, которые мы всё это время понимали неправильно
Гюстав Климт (он работал в Австрии, но особое признание получил в Париже), "Поцелуй"
Гюстав Климт (он работал в Австрии, но особое признание получил в Париже), "Поцелуй"

Россия: любовь как жертва

В русской культуре любовь почти всегда окрашена мотивами жертвенности и страдания. Это чувствуется и в литературе — от Татьяны Лариной до Анны Карениной, и в народной песенной традиции (послушайте настоящий фолк, есть много записей из этнографических экспедиций, там буквально сердце разрывается то от горя, то от ликования)

Я пока не понимаю почему, но крещение Руси произошло по Православной традиции. Что за культурная почва была до того времени, которая так хорошо приняла Православие, сейчас сказать сложно. К сожалению, достоверных источников о культуре народов до 882 года не так уж и много. Как бы там ни было, но у нас Христос — это страдающий Спаситель, принимающий муку ради людей

Для нас жертва стала едва ли не высшей формой проявления любви — доказательством её подлинности (и как любая красивая идея в реализации она дала сбой, но тут не будем об этом)

В случае с другими странами мне для поиска лучше иллюстрации приходилось просить помощь у поисковика, а вот тут картина всплыла перед глазами сама по себе. На полотне молодая девушка выходит замуж за пожилого генерала. Это не романтическая идиллия, а жертва. Лицо невесты полно страдания, и зритель сразу считывает трагедию. Картина воплощает русское понимание любви как жертвенности и тяжёлого креста, который приходится нести

Василий Пукирев, "Неравный брак"
Василий Пукирев, "Неравный брак"

(а вот ради любви к кому происходит жертва, каждый зритель решает для себя сам, хотя я читала версию, что молодой человек за спиной невесты ее избранный, и своей так она спасает его от чего-то, надо будет поисследовать и сделать отдельную статью)

Япония: любовь как гармония и сдержанность

В японской культуре любовь редко выражается открыто. Здесь важнее всего — не разрушить гармонию между людьми, не нарушить баланс. Любовь в Японии часто связана с тишиной, жестами, намёками и молчаливым присутствием

По примеру предыдущих стран сразу смотрим в вероисповедание этой страны и видим синтоизм и буддизм, где ценятся внутреннее равновесие и уважение к другому. Японский «код любви» — это способность заботиться и быть рядом, при этом не навязывая себя. Если в США любовь — это проект, требующий усилий, то в Японии — это пространство, которое нужно беречь

Мне было интересно посмотреть, как японские художники показывают любовь, такое не каждый день гуглишь если не увлечен Японией. Решила остановиться на гравюре, где двое юношей и девушек делят небольшой зонт, пытаясь укрыться от снегопада. Вокруг — холод и пустота, но внутри этого крошечного укрытия создаётся интимный мир двоих

Судзуки Харунобу, «Влюблённые под зонтом в снегопад»
Судзуки Харунобу, «Влюблённые под зонтом в снегопад»

В японской культуре любовь редко выражается через бурную страсть или драматизм. Здесь ценится гармония, сдержанность и умение быть вместе так, чтобы не нарушать окружающий баланс. Харунобу показывает именно это: любовь как тихое, почти незаметное присутствие, где нет смысла кричать о чувствах — о них говорит сам факт совместного укрытия под зонтом. Это метафора японского «кода любви»: не громкое признание, а совместное молчаливое преодоление снега, холода и повседневности

Арабский мир: любовь как страсть и честь

В арабской культуре любовь окрашена в яркие, порой даже экстатические тона. Поэзия Востока — от «Тысячи и одной ночи» до современных песен — полна метафор о страсти, огне, безумии и одновременной благородной преданности

Это связано и с исламской традицией: Коран говорит о любви как о великом даре Аллаха, но вместе с тем в культуре силён акцент на чести семьи и рода. Поэтому любовь оказывается на стыке двух сил — страсти и социального долга. Она может быть возвышенной и воспетой в стихах, но в реальной жизни ей приходится считаться с сообществом. Впрочем, не только в Арабских странах мы это можем видеть, но и всюду, где исповедуется Ислам, взять хотя бы наш родненький Дагестан

И посмотрите, как восточное искусство отличается от той же Японии. Это персидская миниатюра по поэме Низами «Лейли и Меджнун». Здесь двойственность любви, о которой я писала выше, показана очень ярко: то — беседа на почтительном расстоянии, то — нежное объятие, насколько это вообще было допустимо изобразить. При этом природа вокруг отражает внутренний мир влюблённых: та страсть, которую нельзя было изобразить в их объятии, выплестнулась в яркие краски вокруг них пусть и не без драматических оттенков. Так арабско-персидский «код любви» соединяет огонь страсти с тенью невозможности

Персидская миниатюра по поэме Низами «Лейли и Меджнун»
Персидская миниатюра по поэме Низами «Лейли и Меджнун»

Итого...

Вот так один факт из научно-популярной книги привел к нескольким часам поиска, чтения, вопросов к ИИ и рассматриванию гравюр, которые никак иначе мне на глаза бы и не попали

Сложилась вполне логичная для меня картинка. Американцы воспринимают любовь как проект, требующий усилий. Французы — как романтическую историю, полную драм. Русские — как жертвенное чувство, в котором есть и страдание, и высота. Японцы — как гармонию, которую нельзя нарушать. Арабы — как страсть, связанную с честью и преданностью. У всего свои предпосылки и корни

И это только несколько примеров. Каждая культура хранит собственный эмоциональный код любви, формируя наши ожидания и реакции, зачастую бессознательно

И остается лишь один вопрос — если на минутку забыть, что вы относитесь к конкретной культуре (хотите вы того или нет)... что для вас Любовь? И почему именно так вы ее воспринимаете?

____________________________

Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛

Что еще интересного почитать:

Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале Интроспекция Нины. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру