Есть фильмы, которые не стареют. Их герои остаются с нами навсегда, как старые друзья. "Вокзал для двоих" — именно такая картина.
История мимолетной встречи пианиста и официантки оказалась настолько живой и настоящей, что зрители поверили в нее безоговорочно. А ведь за кадром осталось столько всего.
Настоящие драмы, курьезные случаи и моменты, которые могли навсегда изменить любимую ленту. Эльдар Рязанов, Людмила Гурченко и Олег Басилашвили создавали не просто кино. Они создавали легенду. И вот какой ценой это далось.
Непридуманная история
Оказывается, у искренней истории Платона и Веры из "Вокзала для двоих" был вполне реальный и не самый красивый прототип. Весь бомонд тогда судачил за закрытыми дверьми об одном происшествии.
Виновниками были композитор Микаэл Таривердиев и актриса Людмила Максакова. Их машина — сбила на «зебре» парня.
Ходили слухи, что за рулем была именно Максакова, но вину на себя взял Таривердиев.
Этот случай и стал прообразом всей истории пианиста Платона Рябинина из "Вокзала для двоих". Интересно, что на роль самого Рябинина Эльдар Рязанов сразу видел Олега Басилашвили.
А вот образ Веры долго искали. Первоначально его планировали отдать юной дебютантке. Но в итоге мудрый режиссер сделал выбор в пользу опытной и харизматичной Людмилы Гурченко. Это решение стало судьбоносным.
Поцелуй вопреки
Сцена первого поцелуя далась невероятно тяжело. Для Олега Басилашвили, человека глубоко интеллигентного и сдержанного, это стало настоящим испытанием.
Работать под прицелом взглядов всей съемочной группы было мучительно. Он даже пробовал уговорить Рязанова отказаться от поцелуя вовсе. Сцена не выходила. Диалоги звучали фальшиво и холодно.
Басилашвили позже признавался, что целовать незнакомую женщину при ста свидетелях — задача архисложная. Все зашло в тупик. Актер был на грани и покинул площадку.
Ситуацию спасла Гурченко. Она мгновенно переписала текст, заменив пафосные монологи на сбивчивые, простые и очень искренние реплики.
Именно такие слова ее партнеру было бы легко и естественно произнести. Этот эпизод не только вошел в фильм "Вокзал для двоих", но и положил начало их большой дружбе.
Вор с большим сердцем
Слава Людмилы Гурченко была оглушительной. Ежедневно она получала сотни писем. Но одно послание запомнилось ей навсегда. Его автор отбывал срок в колонии. Мужчина без прикрас описал свой промысел - он вор.
Однажды в тюремной библиотеке он увидел фотографию актрисы в дорогих украшениях. Взгляд профессионала сразу оценил их стоимость. Артистка возглавила его личный список намеченных целей после освобождения.
Но все изменил показ "Вокзала для двоих" в зоне. Сильное впечатление от работы Гурченко заставило его передумать.
— Сижу тут, товарищ Гурченко, — писал он. — Увидел ваш портрет и сразу прикинул, сколько все это добро может дать. Решил — выйду, и первый кого обчищу, так это вы. А потом глянул вашу картину. И понял — вы все это кровью и потом заработали. Живите спокойно.
Тронутый ее игрой, вор не только отказался от своих планов, но и велел своим товарищам никогда не трогать актрису. Вот такая невероятная сила искусства.
Шутки Михалкова
Эпизод с Никитой Михалковым в роли проводника подарил кинолюбителям сразу несколько крылатых выражений. Но самый запоминающийся момент родился почти случайно.
Сцену в купе снимали в особых условиях — актеры остались один на один в вагоне, а вся съемочная группа расположилась в соседнем составе, наблюдая за процессом на экранах.
Такая камерная обстановка раскрепостила Михалкова. Он разошелся не на шутку, начав импровизировать с совершенно нецензурными частушками и шуточками, будучи уверенным, что его экспромты остаются за закрытыми дверями.
— Я от души травил матерные байки, — вспоминал позже актер, — абсолютно уверенный, что кроме Люсеньки меня никто не слышит.
Каков же был его шок, когда выяснилось, что в вагоне активировали систему громкой связи. Весь его неуместный фольклор в режиме реального времени разносился по территории всего вокзала.
Коллеги сначала опешили, а потом не могли сдержать смех. Сам Никита Сергеевич, хоть и смутился, но отреагировал с присущим ему чувством юмора — просто рассмеялся вместе со всеми.
Этот курьезный случай только добавил фильму "Вокзал для двоих" ту самую жизненную искренность.
Ненависть понарошку
Алле Будницкой досталась крошечная, но ядовитая роль. Жена Платона Рябинина, та самая, что спокойно читает прогноз погоды в телеэфире, пока её муж сидит в тюрьме.
В "Вокзале для двоих" она мелькнула всего на несколько секунд. Но сила воздействия оказалась невероятной. Зрители поверили экранному образу настолько, что перенесли всю свою ненависть на саму актрису.
Будницкая как-то пришла на рынок, где её много лет знали. Но привычный мясник вместо приветствия вдруг насупился и махнул рукой.
— Уходи! Такого человека под замок упрятала? Не стыдно тебе? И чтобы я тебя тут больше не видел!
Это был не единичный случай. Публика отказывалась отделять актрису от её героини.
Ирония судьбы заключалась в том, что эта эпизодическая роль оказалась пророческой. Вскоре после выхода фильма Алла Будницкая и сама пришла на телевидение, где почти десять лет вела различные программы. Вот такое странное совпадение.
Обед из прошлого
Одна из самых душевных сцен фильма "Вокзал для двоих" — когда Платон заказывает комплексный обед — на самом деле является анахронизмом.
К началу 80-х, когда происходит действие картины, таких обедов в привокзальных буфетах уже давно не существовало. Их повсеместно отменили еще в 60-х годах, когда поезда обзавелись собственными вагонами-ресторанами.
Но Эльдар Рязанов намеренно пошел на эту хитрость. Ему важно было сохранить на экране уходящую натуру — ту самую атмосферу советских вокзалов с их особым колоритом.
Комплексный обед с котлетой и компотом был для режиссера не просто едой. Это была деталь эпохи. Знак времени.
— Мне было необходимо показать ту самую, ушедшую навсегда атмосферу железнодорожных буфетов, — объяснял позже свой замысел Рязанов. — Пусть зритель ощутит этот привкус прошлого, эту неповторимую романтику дороги.
И он добился своего. Зрители и не заметили подмены. Сцена получилась на удивление теплой и достоверной. Этот незначительный анахронизм стал еще одним кирпичиком в создании той самой, неповторимой рязановской атмосферы человечности и ностальгии.
Как Дима стал Шуриком
За кадром "Вокзала для двоих" случился забавный казус, связанный с именем.
Персонажу Александра Ширвиндта — тому самому лабуху-пианисту — изначально в сценарии было дано имя Дима.
Но Эльдар Рязанов, предлагая мастеру эпизодическую роль, почувствовал некоторую неловкость. Это был своеобразный жест извинения. Режиссер просто переименовал героя, дав ему уменьшительное имя самого Ширвиндта — Шурик.
— Саша, так будет честнее, — пошутил тогда Рязанов. — Пусть зрители знают, кто здесь настоящий виртуоз.
Кстати, сам Эльдар Александрович тоже не остался в стороне от актерских экспериментов. Он снялся в небольшой, но заметной роли заместителя начальника вокзала.
Его герой, Иван Кузьмич, с его невозмутимой серьезностью, стал прекрасным контрастом для всей этой суматошной вокзальной истории. Рязанов-актер оказался удивительно органичным.
Тайны музыки из фильма
Музыкальную основу "Вокзала для двоих" окружали маленькие тайны. Сам Эльдар Рязанов, большой любитель мистификаций, написал текст для заглавной песни. Но скромно предпочел остаться в тени.
Чтобы не афишировать свое авторство, он передал стихи композитору Андрею Петрову под видом произведений известного советского поэта.
— Это же Дава Самойлов! — убеждал Рязанов, — Просто не публиковалось еще.
Петров, надо полагать, догадывался о настоящем авторе и спорить не стал. Так в титрах и появилась фамилия Давида Самойлова.
Но некоторые музыкальные хиты картины пришли из-за рубежа. Людмила Гурченко своим проникновенным вокалом напевала фрагмент известной американской композиции Raindrops Keep Fallin' on My Head.
Эта песня, звучавшая из уст простой советской официантки, стала абсолютным контрапунктом всему происходящему и запомнилась зрителям.
Еще одним открытием стала заводная африканская мелодия Hafanana. Её создал мозамбикский музыкант Африка Симон. Эти две абсолютно разные музыкальные темы помогли создать, уникальную атмосферу фильма Эльдара Рязанова "Вокзала для двоих".
Спасибо, что дочитали до конца и до скорых встреч!