Найти в Дзене

По итогам анализа материалов и сведений, представленных Минстроем России и Главгосэкспертизой России в рамках деловой программы

По итогам анализа материалов и сведений, представленных Минстроем России и Главгосэкспертизой России в рамках деловой программы строительного форума Technobuild 100, можно выделить следующие моменты. ✅ Подтверждается введение этапа предпроектной проработки строительства и анонсировано возвращение технико-экономического обоснования (ТЭО). Как было сказано, решение уже принято, законопроект о соответствующих изменениях в нормативно-правовые акты будет внесен в ГД в весеннюю сессию 2026 г. Это однозначно хорошее начинание, возвращение к т.н. "лучшим практикам" и истокам. ☑️ Нет ясности относительно формата ТЭО и требований к его содержанию и полноте. Подготовленные материалы предварительно не обсуждались с профессиональным сообществом, по крайней мере, с широким кругом. ☑️ В отсутствие детальных требований к глубине проработки ТЭО в части объемов работ и затрат есть высокая вероятность, что этот этап превратится в формальность, т.к. никто не будет брать на себя ответственность и в отс

По итогам анализа материалов и сведений, представленных Минстроем России и Главгосэкспертизой России в рамках деловой программы строительного форума Technobuild 100, можно выделить следующие моменты.

✅ Подтверждается введение этапа предпроектной проработки строительства и анонсировано возвращение технико-экономического обоснования (ТЭО). Как было сказано, решение уже принято, законопроект о соответствующих изменениях в нормативно-правовые акты будет внесен в ГД в весеннюю сессию 2026 г. Это однозначно хорошее начинание, возвращение к т.н. "лучшим практикам" и истокам.

☑️ Нет ясности относительно формата ТЭО и требований к его содержанию и полноте. Подготовленные материалы предварительно не обсуждались с профессиональным сообществом, по крайней мере, с широким кругом.

☑️ В отсутствие детальных требований к глубине проработки ТЭО в части объемов работ и затрат есть высокая вероятность, что этот этап превратится в формальность, т.к. никто не будет брать на себя ответственность и в отсутствие исходных данных, требований о глубокой проработке и возможности законно заложить границы целевых показателей в +/- 50%, учитывать в стоимости строительства объекта на предпроектном этапе значительные "запасы", чтобы этих лимитов потом хватило на последующих стадиях.

Все честно будут отрабататывать свои обязанности, проектная организация разработает ТЭО и пройдет экспертизу, заказчик получит подтвержденную экспертами предельную стоимость строительства, но на этапе разработки ПД стоимость неизбежно вырастет, может быть, в разы (так как появятся уточненные исходные данные, увеличится глубина проработки проектных решений, в стоимости будет учтена большая номенклатура и объёмы работ). В данном случае введение этапа ТЭО приведёт не к сокращению сроков строительства, а наоборот, увеличит их.

Даже для стадии ПД до сих пор нет никаких официальных рекомендаций и требований к составу и содержанию ВОР, на основании которых определяется сметная стоимость строительства, которая затем ложится в основу НМЦК и сметы контракта.

☑️ Если рассматривать процесс управления стоимостью строительства на всем жизненном цикле, а не только на начальных этапах (до завершения экспертизы), то в качестве одной из основных причин переработок и корректировок ПД в ходе строительства можно назвать недосточную глубину проработки проектных решений и сметной документации на этапе первоначальной разработки ПД, и соответственно, недостаточность и недостоверность определенной на этом этапе стоимости строительства.

-2
-3