Найти в Дзене

История «Алтайского альманаха»: как родилась первая литературная площадка Алтая

В начале XX века Барнаул стремительно развивался и становился важным культурным центром Сибири. В городе появилось много талантливых писателей и поэтов, которым нужна была площадка для публикаций. Именно тогда родилась идея создать «Алтайский альманах». Инициатором проекта стал Георгий Гребенщиков — известный барнаульский писатель и журналист. В 1912 году он был приглашён на должность редактора барнаульской газеты «Жизнь Алтая» по рекомендации известного исследователя Сибири Г.Н. Потанина. Это, бесспорно, лучшее барнаульское издание последнего предреволюционного десятилетия. Вокруг Гребенщикова в Барнауле сформировался талантливый литературный кружок, в который входили: Эти писатели представляли будущее литературы Алтая и Сибири. Свое первое впечатление о газете он описывал так: "Жизнь Алтая - газета маленькая. Издатели Вершинины несут ежемесячные убытки. Это одно показывает, что газета находится в добрых руках". В мечтах молодого редактора "Жизни Алтая" виделась подлинно культурным и

В начале XX века Барнаул стремительно развивался и становился важным культурным центром Сибири. В городе появилось много талантливых писателей и поэтов, которым нужна была площадка для публикаций. Именно тогда родилась идея создать «Алтайский альманах».

Инициатором проекта стал Георгий Гребенщиков — известный барнаульский писатель и журналист. В 1912 году он был приглашён на должность редактора барнаульской газеты «Жизнь Алтая» по рекомендации известного исследователя Сибири Г.Н. Потанина. Это, бесспорно, лучшее барнаульское издание последнего предреволюционного десятилетия.

Георгий Гребенщиков, русский писатель, критик и журналист.
Георгий Гребенщиков, русский писатель, критик и журналист.

Вокруг Гребенщикова в Барнауле сформировался талантливый литературный кружок, в который входили:

  • Вячеслав Шишков
  • Владимир Бахметьев
  • Иван Тачалов
  • Степан Исаков

Эти писатели представляли будущее литературы Алтая и Сибири.

Свое первое впечатление о газете он описывал так:

"Жизнь Алтая - газета маленькая. Издатели Вершинины несут ежемесячные убытки. Это одно показывает, что газета находится в добрых руках".

В мечтах молодого редактора "Жизни Алтая" виделась подлинно культурным изданием, ориентированным на лучшие образцы российской журналистики. К началу своей работы Гребенщиков наладил контакты со столичной литературной средой. В Петербурге он неоднократно встречался с издателем газеты В.М. Вершининым.

Однажды, оказавшись на литературной встрече у известного переводчика Фидлера Ф.Ф., журналист был разочарован:

"почувствовал: Сибирь всем слушателям казалась заморской, дикарской и необыкновенной страной..."

Возможно тогда у него появилась мысль - собрать лучшие местные литературные таланты и показать всей России новый, современный, образ Сибири! Возможно, Гребенщикову удалось обсудить вопрос создания альманаха при встрече с В.М. Вершининым в Петербурге.

13 октября 1912 года — началась работа над альманахом

Оформление было доверено талантливому ойротскому художнику Григорию Ивановичу Гуркину, ученику знаменитого живописца И.И. Шишкина. Финансовую помощь в издании оказал Василий Вершинин.

Первой откликнулась на выход в свет альманаха газета "Сибирская жизнь". Уже 18 января 1914 г. Сотрудник газеты Ал. Лаптев сделал краткий обзор содержания "Алтайского альманаха" высоко оценил ее внешний вид:

"опрятно изданная, с красивой обложкой работы художника Гуркина книга"

В альманахе публиковались работы алтайских авторов о жизни и культуре края. Он помог:

  • Сохранить культурное наследие региона
  • Открыть новые литературные таланты
  • Рассказать о жизни Алтая начала XX века
  • Создать сообщество алтайских авторов

Что альманах дал краю?

  • Стал первой серьёзной площадкой для местных писателей
  • Помог объединить творческих людей региона
  • Распространял знания об истории и культуре Алтая

На сегодняшний день «Алтайский альманах» остаётся важным источником для исследователей региональной литературы. Это пример того, как в начале XX века можно было успешно развивать культуру на местах.