Найти в Дзене
Гродековский музей

Карандаш: от серебряной проволоки до привычного пишущего инструмента

Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель. Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений. А.С. Пушкин «Зачем твой дивный карандаш», 1828 История карандаша начинается с «серебряной проволоки». Проволоку припаивали к ручке или хранили в специальном футляре. Стереть изображения от такого карандаша, конечно, нельзя было. Также в то время использовали свинцовый карандаш. Немецкий живописец Альбрехт Дюрер использовал в своей работе подобные карандаши. В XIV веке появился так называемый итальянский карандаш. Стержень делали из глинистого черного сланца. С XVI века стали распространяться графитовые карандаши. После сильной бури в Англии в Камберленде местные пастухи обнаружили массу под корнями деревьев, которая оставляла хорошие следы. Этим материалом они стали помечать овец. В 1761 году столяр Каспар Фабер в Штайне открыл мастерскую по производству карандашей. Компания (
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
А.С. Пушкин «Зачем твой дивный карандаш», 1828

История карандаша начинается с «серебряной проволоки». Проволоку припаивали к ручке или хранили в специальном футляре. Стереть изображения от такого карандаша, конечно, нельзя было. Также в то время использовали свинцовый карандаш. Немецкий живописец Альбрехт Дюрер использовал в своей работе подобные карандаши.

В XIV веке появился так называемый итальянский карандаш. Стержень делали из глинистого черного сланца. С XVI века стали распространяться графитовые карандаши. После сильной бури в Англии в Камберленде местные пастухи обнаружили массу под корнями деревьев, которая оставляла хорошие следы. Этим материалом они стали помечать овец.

В 1761 году столяр Каспар Фабер в Штайне открыл мастерскую по производству карандашей. Компания (современное название Faber-Castell AG) и в наши дни выпускает различные канцелярские товары.

В конце XVIII века графит использовали для стратегических целей (к примеру, для производства тигля для пушечных ядер). Из-за этого английский парламент запретил вывозить графит, и цены в Европе на графит резко возросли.

Йозеф Хардмут и Никола Жак Конте, независимо друг от друга, правда с разницей в несколько лет, создали один рецепт – смешали графит с глиной. Подобная технология использовалась до середины XIX века. В это время возникли такие фирмы как Staedtler, Lyra, Schwan-Stabilo, которые действуют и по сей день.

Первые небольшие производства карандашей в России возникли в 20-х годах XIX века, в 30-40-е годы открылись фабрики по производству карандашей. По разным источникам в России действовало до 20 карандашных фабрик.

Фабрика Ивана Никитича Никитина проработала довольно долго. С 1904 года фабрикой владел Г.К. Браше. Но, примерно, в 1908-1910 годы производство прекратилось.

Первая Российская Паровая Карандашная Фабрика Василия Федоровича Карнаца, согласно одному из источников, появилась в результате покупки московской фабрики у купца Романа Мальмберга. Мальмберг основал фабрику в 1875 году.

Во второй половине 1920-х годов в СССР работали несколько производителей карандашей – фабрика А. Гаммера (с 1926 г.), Мосполиграф (отвечал за две государственные фабрики им. К. Либкнехта (бывшая фабрика В.Ф. Карнаца) и фабрика Л.Б. Красина) и Южхимтрест (отвечал за Славянскую карандашную фабрику).

Многие слышали о Томской карандашной фабрике. Фабрика открылась в 1934 году и закрылась в 2019 году. А в 2018 году в России появилась новая карандашная фабрика – Воскресенская. Специалисты Томской фабрики и фабрики им. Красина имеют непосредственное отношение к созданию ВКФ. Здесь представлены только крупицы истории о таком привычном для нас предмете.

Помимо исторических фактов карандаш связан с одним мифом, всем хорошо известным. Чем писали космонавты на орбите? Согласно легенде, в 60-е годы ХХ века американцы потратили миллионы долларов на создание специальной ручки, а советские космонавты использовали простой карандаш. На самом деле пока решался вопрос о создании космической ручки в первую очередь как безопасного письменного предмета, иностранные и отечественные космонавты использовали карандаши. Иностранцы использовали механические карандаши, а наши – восковые. Но были минусы при использовании подобных принадлежностей (поломка графита, широкий след от стержня на бумаге и т.д.), поэтому инженер Пол Фишер в 1965 году создал антигравитационную космическую ручку. Сегодня в космосе используют уже другие ручки, но именно карандаш стал первым среди канцелярских предметов у космонавтов.

В фондах Гродековского музея хранятся карандаши, принадлежавшие разным людям. Небольшой набор письменных принадлежностей из коллекции Андрея Сергеевича Пришвина, писателя, журналиста, заместителя редактора газеты «Тихоокеанская звезда», главного редактора журнала «Дальний Восток» (1948-1955), поступил в музейные фонды в 1980 году. Вера Евгеньевна, вдова писателя, подарила музею карандаш-великан, карандаш механический, ручку шариковую, авторучку, папку для бумаг, коробочку для мелких вещей. А в 1979 году музей поступили фломастеры, перьевые авторучки, карандаш и подставка для карандашей в составе коллекции писателя, философа и историка Всеволода Никаноровича Иванова.

Большой популярностью карандаши пользовались у Александра Васильевича Маслова, крупного советского ученого-энтомолога, паразитолога, доктора биологических наук, профессора. Серафима Евгеньевна, вдова ученого, в конце 1971 года передала в дар большую коллекцию письменных принадлежностей, в том числе письменный прибор из клыка моржа, а также карандаши различные по назначению и месту производства - «Конторский», «Конструктор», «Архитектор», «Страна Советов» и др. В нашей коллекции простых и цветных карандашей есть и драгоценный предмет - карандаш в футляре из серебра.

Из коллекции Е.П. Мельниченко
Из коллекции Е.П. Мельниченко

Предмет принадлежал Мельниченко Евдокии Прохоровне, которая проработала в Хабаровском краеведческом музее с 1944 по 1974 годы. Она была заведующей отделом досоветской истории.