Найти в Дзене

За кулисами учительской: кто он — педагог XXI века?

Оглавление

5 октября — День учителя, праздник, который напоминает нам о важности и значимости педагогической профессии. В этот день мы особенно остро ощущаем, насколько важен труд тех, кто каждый день вкладывает душу в образование наших детей.

Современный учитель — это не просто человек с мелом и указкой. Это настоящий профессионал, который должен уметь работать с цифровыми технологиями, быть психологом, наставником и вдохновителем.

Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга пообщался с талантливыми учителями, чтобы узнать: кто он – педагог XXI века?

Татьяна Маглакелидзе, учитель английского и русского языка.

Не скажу, что стать учителем — моя мечта с детства, я первый преподаватель в своей семье, первостепенно я очень хотела связать с английским языком свою жизнь. Изначально, когда я училась на первом курсе, пошла мода среди моих однокурсниц брать частные занятия, я решила, что это неплохой вариант сразу набраться какого-никакого опыта, чтоб к началу официальной работы в школе иметь представление об этом, а потом затянуло.

Из личного архива Татьяны Маглакелидзе
Из личного архива Татьяны Маглакелидзе

Репетиторство дает больше возможностей творчески подходить к работе, более детально и качественно подавать материал детям, не вгоняя их в школьные рамки программы, потому что все дети разные.

Быть с учениками на одной волне, подгонять материал под тренды, использовать интерактив на занятиях, мемы, максимально дальше отходить от подачи материала "с учебника" — так удаётся увлечь современных подростков.

Самый ходовой инструмент в обучении — это юмор. Когда урок "введение нового материала" в школе напоминает стендап, детям даже записывать почти ничего не приходится — они запоминают слово в слово. Обычно старшие подростки очень ответственные, разносторонние, очень живые, целеустремленные. Работа со старшими детьми сравнима с работой над бизнес-проектом в коллективе, где оба прилагают много усилий, чтоб в итоге получить лучший результат.

Классические методики дают основу: объяснение, работа с учебником, упражнения, беседа, письменные задания. Современные технологии позволяют усилить их: онлайн-тренажёры, интерактивные доски, симуляции. В итоге не происходит «замены», а создаётся баланс: технологии делают процесс более наглядным, а классика обеспечивает глубину и системность

Я, как педагог, стараюсь всегда видеть в своих учениках зрелых личностей, ведь мы с ними делаем общее дело, я наставляю, помогаю, а они учатся, это тоже колоссальная работа. Младшие и средние школьники очень любознательные, энергичные, они хотят узнать всё и сразу, очень искренние, от них сразу чувствуется отдача. Есть, конечно, дети с трудным периодом или характером, никто не идеален, но даже с такими детьми при правильном подходе получается замечательная команда.

Ярослав Гозин, учитель технологии, куратор первичного отделения, специалист по работе с платформой «Билет в будущее»

Современный образовательный процесс открывает поистине безграничные возможности. Инновационные методики, увлекательные проекты, современные подходы к проведению уроков делают каждый день уникальным.

Из личного архива Ярослава Гозина
Из личного архива Ярослава Гозина

Особую ценность представляет педагогический коллектив в моей школе. Несмотря на разницу в возрасте с коллегами, нас объединяет общая страсть к педагогике, творческий подход к работе и готовность делиться опытом. В нашем коллективе царит атмосфера взаимоподдержки и энтузиазма.

Главным источником энергии в моей профессиональной деятельности является живое взаимодействие с учениками. Их искренние эмоции, горящие глаза и восторженные отзывы — это то, ради чего я каждый день прихожу в школу.

Каждый новый день приносит интересные задачи, нестандартные ситуации и возможность для творческого самовыражения. Это делает мою работу не просто профессией, а настоящим призванием, где я могу постоянно развиваться вместе со своими учениками.

Особое внимание уделяю нейросетям. Важно научить детей использовать их как вспомогательные ресурсы, которые помогают в обучении, но не заменяют самостоятельное мышление и творческий подход к решению задач.

Из личного архива Ярослава Гозина
Из личного архива Ярослава Гозина

В эпоху цифровизации современные технологии стали неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни. Как педагог, я стремлюсь сформировать у учащихся правильное отношение к цифровым устройствам. Смартфон — не просто средство развлечения, а эффективный инструмент в образовательном процессе.

Современные подростки не так плохи, как о них думают. В большинстве своём они более осознанно подходят к выбору своего будущего, с детства ребята начинают понимать, чем они действительно хотят заниматься, что для них важно и на какую деятельность стоит в данный момент обратить внимание.

На своих уроках технологии я успешно решаю вопрос отсутствия телефонов в руках. Это достигается за счёт частая смены видов деятельности, практико-ориентированные задания, а также практическая работа с материалами.

Анастасия Матасар, учитель русского языка и литературы

Я считаю, что современный учитель должен быть гибким, в первую очередь, потому что постоянно какие-то инновации у нас в методике обучения происходят, цифровые технологии у нас появляются новые. Конечно, важно успевать за ними следить, внедрять их, потому что все это должно облегчить нам обучающий процесс и для всех участников образовательной среды сделать его более комфортным.

Из личного архива Анастасии Матасар
Из личного архива Анастасии Матасар

Ключевое качество, которым должен обладать любой педагог — это эмпатия. Учитель должен быть внимательным, добрым, терпеливым, любить детей, что бы они не натворили. В наших школьных буднях всякое может случаться. Важно не забывать, ради чего ты в этом деле.

Я считаю, что все учителя должны быть большими эмпатами, потому что мы работаем не просто с детьми, мы работаем с человеческими душами. И у детей зачастую очень много проблем, которые другие взрослые считают неважными, и порой они не знают, куда с ними пойти, куда обратиться. И вот здесь учителю важно заметить, что что-то не так, проявить сочувствие.

Чтобы увлечь детей, на помощь всегда приходят интерактивные методы. Очень часто (особенно на уроках литературы) практикуем дискуссии, круглые столы, работу в группах, чтение с пометками, комментариями.

Применяем, конечно, и новые технологии, особенно во время дистанционного обучения (когда оно бывает). Так, в нашей школе давно освоены онлайн-платформы с массой разнообразных заданий, которыми мы закрепляем теоретические знания.

Как-то интересно так мироздание устроено, что в тот момент, когда у тебя опускаются руки, когда тебе кажется, что я до кого-то не могу достучаться, в этот ужасный день ученики будут смотреть на тебя горящими глазами, подойдут после урока, обнимут, пожелают хорошего дня или скажут, что я их самый любимый учитель. И вот такие моменты заряжают. И именно это заставляет продолжать работать в образовании дальше.

Татьяна Гюнджю, социальный педагог, учитель литературы и истории.

Если честно, вообще не планировала стать учителем. Моя мама учитель, работает больше 45 лет, а я, глядя на неё, в школу точно не собиралась. А потом, всё-таки "звёзды сошлись"))

Из личного архива Татьяны Гюнджю
Из личного архива Татьяны Гюнджю

Основным стимулом работы в школе являются мои собственные дети, которые учатся в гимназии, где я работаю. Хочется быть с ними "на одной волне", понимать их интересы, проблемы, быть ближе к современным подросткам.

Учитель должен быть точно с очень крепкой нервной системой и физически выносливый)) С чувством юмора и "запалом". Ведь сегодня учитель - это менеджер, медработник, психолог, юрист, спасатель...одним словом - универсальный солдат, любящий свою работу и отдающий сердце ученикам❤️

Бывают ученики, для которых хочется выкладываться. Уроки проводишь как будто для них лично, постоянно их взгляд ловишь, чувствуя заинтересованность. А бывают "непробиваемые стены", и к ним, как ни старайся, не найти подход.

Главное — это выслушать, понять и посочувствовать, пожалеть, дать конфетку)) Детям не хватает внимания слушателя. Практически все слёзы и огорчения заканчиваются после душевной беседы. Дети успокаиваются, родители и учителя довольны.

Анна Киреева, учитель русского языка и литературы

Сводить всех современных подростков к общему знаменателю я бы не стала. Опираясь на свой опыт, я скажу так: работать с ними интересно, потому что они разные.

Из личного архива Анны Киреевой
Из личного архива Анны Киреевой

Да, есть общие тренды, о которых все говорят: клиповое мышление, жизнь в цифровой среде, прагматизм. Но за этими ярлыками (новомодными названиями поколений) стоят живые люди. Именно это и делает работу одновременно и интересной, и сложной.

Тяжело бывает тогда, когда мы пытаемся применить один универсальный подход ко всем подряд. Столкнуться с тем, что общая методика «не срабатывает» на каждом, — это, действительно, вызов. Поскольку это требует постоянной гибкости и вечного поиска. А в этом и интерес, как мне кажется.

На мой взгляд, современный учитель должен обладать целым комплексом качеств, которые в совокупности позволяют ему выполнить главную задачу — быть настоящим наставником/ проводником для учеников.

1. Безусловно, профессиональная компетенция.

  1. Любовь к детям и к своей работе (без этого никуда). Понимание того, что ты «сеешь» и что это когда-то «вырастет».
  2. Открытость и готовность к диалогу. Важно слышать и понимать современных детей.
  3. Стрессоустойчивость, развитый эмоциональный интеллект, терпение.
  4. Искренняя вера в потенциал учеников.
Главной задачей учителя в современном мире является умение направлять, мотивировать и помогать ученикам ставить и достигать любые цели, вести их к успеху.

Умение слышать и поддерживать, использовать новые методики и пользоваться современными технологиями — без всего этого учитель XXI века не сможет обойтись. Наши собеседники в очередной раз доказали важность и сложность своей профессии.

Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга поздравляет всех учителей, педагогов, наставников и работников школ с Днём учителя!