Найти в Дзене
Посмотрим

Как Пушкин выглядел в жизни: наиболее правдивый портрет

Самый правдивый — не самый известный

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Третьяковская галерея
Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Третьяковская галерея

Самые известные портреты Пушкина все мы знаем — их написали Орест Кипренский и Василий Тропинин: оба портрета созданы в 1827 году, за 10 лет до гибели поэта. Пушкин в это время на пике славы: уже увидели свет «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан», начали выходить главы «Евгения Онегина».

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всероссийский музей Пушкина
Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всероссийский музей Пушкина

Но насколько точно лучшие художники своего времени передали внешность Пушкина?

Уже в 1827 году «Московский Телеграф», сообщая о появлении портрета кисти Тропинина, отмечает, что сходство с оригиналом не стопроцентное:

Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроту взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинной понятие…

Во Всероссийском музее Пушкина хранятся предварительные наброски портрета Пушкина, сделанные Тропининым. Скажем прямо: на этих набросках поэт не так хорош собой, как в окончательной версии.

Василий Тропинин. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837). Эскиз портрета. 1827. Всероссийский музей Пушкина
Василий Тропинин. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837). Эскиз портрета. 1827. Всероссийский музей Пушкина

А вот живописный предварительный этюд. В окончательном варианте изменится многое: черты станут изящнее, кожа румяней и белей.

Василий Тропинин. Этюд к портрету А.С. Пушкина. 1827. Всероссийский музей Пушкина
Василий Тропинин. Этюд к портрету А.С. Пушкина. 1827. Всероссийский музей Пушкина

О том, что портрет Кипренского тоже приукрашивает реальную внешность модели, сказал сам Пушкин:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит...

Об акварельном портрете кисти Петра Соколова — позднем, написанном за несколько месяцев до гибели поэта — сам Пушкин отзывался неважно: говорил, что в портрете «много отступлений от верности и сходства». Но есть и другое мнение о точности этого портрета!

Пётр Соколов. Портрет А.С. Пушкина. 1836 год. Всероссийский музей Пушкина
Пётр Соколов. Портрет А.С. Пушкина. 1836 год. Всероссийский музей Пушкина

Вот это мнение, оно принадлежит Сергею Левицкому:

«Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: „это единственным настоящий Пушкин"».

Но кто такой этот Левицкий и стоит ли ему доверять?

Сергей Львович Левицкий через два года после смерти Пушкина купит дагерротипный аппарат и будет одним из первых в России заниматься фотографией, а вскоре станет и придворным фотографом. Он снимал Гоголя, Толстого, Тютчева, Менделеева. Его память на лица — профессиональная.

Исследовательница пушкинских портретов Екатерина Павлова считала, что акварельный портрет поэта Соколов исполнил заказу Василия Жуковского — в квартире Жуковского Пушкин и позировал. Мнение Павловой опирается на две записки Пушкину от Жуковского. Первая: «А завтра (в субботу) жду тебя непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткой его животворной кисти». И вторая: «Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать».

Правда, имя Соколова в записках не фигурирует: просто — живописец. И есть проблема: понятие «живописец» и сейчас относят, и во времена Жуковского и Пушкина относили к тем, кто пишет масляными красками. А у нас акварельный портрет. Но изучение текстов Жуковского показало: он живописцами как раз называл художников-графиков.

А вам Пушкин с какого из портретов нравится больше?