Дизайнера Соню Рикель называли «Королевой трикотажа», а её вещи носили знаменитые иконы стиля от Одри Хепбёрн до Катрин Денёв. Соня Рикель была истинной парижанкой, которая не просто создавала одежду, но повлияла на изменение моды. В период сексуальной революции Рикель подарила женщинам одежду для свободы, движения и самовыражения, бросив вызов условностям. Она предложила женщинам простой, но смелый жест, который превратился в настоящий манифест независимости.
Рождение легенды: "Свитер бедный мальчик"
Соня Рикель изменила представление о том, каким может быть трикотаж. Её имя ассоциировалось с интеллектуальной, независимой и яркой женщиной.
Декабрь 1963 года стал поворотным моментом. На обложке французского Elle появилась певица и актриса Франсуаза Арди в полосатом свитере. Это был poor-boy sweater, или «свитер бедный мальчик», созданный Соней Рикель. Он плотно облегал тело и предполагал ношение без бюстгальтера — смелое решение для своего времени. Издание The Guardian позже писало, что именно Рикель первой призвала женщин отказаться от бюстгальтера под её маленькими свитерами, превратив трикотажное изделие в манифест свободы.
Свитер точно попал в настроение эпохи и быстро стал модным. Одри Хепбёрн купила сразу четырнадцать таких моделей! Вслед за ней пуловеры Рикель надели Брижит Бардо, Катрин Денёв и Сильви Вартан. Ношение свитера "бедный мальчик" стало своеобразным знаком принадлежности к новому поколению женщин: умных, независимых и уверенных в себе.
Философия «Dé-Mode». Освобождение от диктата моды
В 1967 году журнал Women's Wear Daily назвал Соню Рикель «королевой трикотажа», закрепив за ней этот титул официально, а ее бренд стал ассоциироваться с интеллектуальной женщиной, для которой одежда это не украшение, а продолжение личности.
На фоне успеха свитера Рикель начала экспериментировать с формами. В 1968 году она показала первую коллекцию под своим именем в Galeries Lafayette, а через год открыла бутик на улице Гренель в Париже. В её коллекции появились трикотажные платья, имевшие несколько особенностей. Облегающие полосатые силуэты изготавливались без подкладки, с наружными швами и необработанными краями. Они подчёркивали фигуру, но не сковывали её.
Соня Рикель освобождала женщин от всего неудобного и жёсткого. «Мне хотелось всё отменить, предать анафеме, - говорила она. - К чёрту пуговицы, кайму, подкладки. Если хочется, одежду можно вообще носить наизнанку. Это и есть свобода от диктата моды». Её философия получила название «dé-mode» игра слов, где мода оборачивалась отказом от самой себя. Для Рикель настоящая элегантность заключалась в свободе тела и мысли. Именно поэтому её свитер "бедный мальчик" вошёл в историю не просто как модный предмет, а как символ женской независимости.
Модная вселенная Sonia Rykiel
Со временем бренд Сони Рикель превратился в настоящую модную вселенную. В 1979 году появился первый аромат Septième Sens, в 1980-е были запущены линии детской одежды и более демократичные коллекции Sonia by Sonia Rykiel, а в 1990-е вышла мужская линия Rykiel Homme. В 2008 году, когда марка отмечала сорокалетие, ведущие дизайнеры мира: от Жана-Поля Готье до Ральфа Лорена, представили трибьют-коллекцию в её честь, доказывая, насколько велико было её влияние на индустрию.
Финал
Соня Рикель страдала болезнью Паркинсона, о чём честно рассказала в своей книге N’oubliez pas que je joue. Она умерла в 2016 году, но её имя осталось в истории моды навсегда. В Париже часть бульвара Распай носит её имя. Poor-boy sweater «свитер бедный мальчик» и сегодня воспринимается как символ интеллектуальной элегантности и свободы женщин эпохи сексуальной революции 1960-х.
Если хотите лучше разбираться в истории и теории моды, читать не поверхностные, профессиональные заметки от эксперта, подписывайтесь на телеграм-канал Тима Ильясова