Любой фотограф хочет справедливой оценки своей фотографии и желательно, чтобы эта оценка непременно оказалась позитивной. Критика даже от самого себя любым творческим человеком воспринимается очень тяжело. Именно по этой причине так сложно самостоятельно непредвзято разобрать свои работы. Но ведь без такой оценки невозможен сам творческий рост фотографа. Получается замкнутый круг — мы рады, если нашими работами восторгаются и расстроены, если в них находят недостатки, но при этом нам необходимо знать все недочеты, чтобы в будущем работами действительно восторгались. Решить такую задачу очень не просто но решение у нее существует. Предлагаем подробно разобрать два вопроса: что такое качественная фотография и при каких условиях она будет достойна оценена зрителем.
На первый взгляд определить качественную фотографию несложно — это снимок, сделанный с высоким техническим качеством и не содержащий ошибок в композиции. То есть открываем архив со своими фотографиями, кладем на стол учебник по композиции и начинаем сортировать все снимки на хорошие и плохие. Все не , смазанные, шумные, темные и пересвеченные кадры отправляем в корзину. Дальше из уже отобранного материала берем кадры на проверку композиции: насколько ярко выражена динамика, как передан объем и пространство, ритм, золотое сечение, правило третей, работа тональных пятен, равновесие, статика и так далее (в учебниках много интересного).
Но через несколько часов такой работы поймем, что ничего хорошего не выходит, что-то мы делаем не так. Вроде все правильно и с формальной точки зрения все верно, но есть один очень важный момент, который мы упустили. Фотография это, в первую очередь, высказывание автора, мысль, которую он хочет донести до зрителя. И это не просто из разряда «мне показалось», а мысль конкретная, хорошо обдуманная и правильно высказанная, чтобы зритель действительно понял фотографа. Если автор фотографии не может четко сформулировать, что конкретно он хотел снять (помните тот вечно раздражающий вопрос: «А что имел ввиду автор?»), то оценивать кадр бессмысленно как технически, так и композиционно. Именно от сюжета снимка (его содержания) будет зависеть композиционное построение или используемые технические приемы. И зернистая и смазанная фотография может быть хорошей, так как зерно (шум) и определенного вида смаз движущихся объектов в кадре могут усиливать ощущение динамики у зрителя.
Итак, у нас получается, что прежде чем фотограф снимет хороший кадр с технической и композиционной точки зрения, еще до этого всего должна быть рождена идея этого самого качественного кадра. Та мысль, которую фотограф будет доносить до зрителя. Сразу возникает еще один очень интересный момент: тема этого высказывания должна быть актуальной и интересной для зрителя, она должна волновать тот круг людей, которым автор хочет показать свою фотографию. А само высказывание по этой актуальной теме должно быть нетривиальное. Получается, что фотограф, чтобы снять что-то хорошее, обязан быть образованным, начитанным и во всех отношениях развитым человеком со своим взглядом на на окружающий его мир. Недаром говорят, что умного человека и послушать интересно — к хорошей фотографии это выражение имеет самое непосредственное прямое отношение.
Важна ли техника для получение хорошей фотографии? Конечно, важна. Когда диванные эксперты говорят, что и телефоном можно снять шедевр, то тем самым они выражаю неуважение к будущему зрителю и лишают потенциального фотографа достаточно большой части творческого инструментария. Фотография по сути своей технический вид искусства и слово «технический» тут стоит на первом месте. Именно сменная оптика позволяет фотографу по другому взглянуть на окружающий его мир, найти, если так можно выразиться, свою уникальную точку зрения. С помощью оптики можно изменять восприятие пространства, перемещать в пространстве предметы и изменять значимость выбранных объектов в кадре. Безусловно, некоторые лишения в техническом оснащении нередко приводят к изменению техники съемки и, как следствие, рождению своеобразного уникального подхода. Но все же в основе своей плохой фотоаппарат и отсутствие объективов и других фотоаксессуаров - это оковы для творчески мыслящего фотографа. Сломанным зенитом с одним штатным 50 мм объективом очень сложно показать красоту животного мира дикой саванны.
Еще один важный момент. Никто не будет отрицать, что тот же Картье Бессон — великий фотограф, создавший огромное количество прекрасных фотографий. И вот мы берем его снимки из разных серий и не видим в них ничего, мы просто не можем их понять. Они все безусловно технически хорошо выполнены, отвечают всем требованиям композиции, но, тем не менее, они не несут никакого высказывания от автора, мы их просто не понимаем.
И это безобразие будет продолжаться до тех пор, пока мы не увидим, кадры которые Картье Бессон сделал в России. И только тогда становится очевидным, насколько важно чтобы зритель и фотограф говорили на одном языке визуальных образов и символов. Русскому человеку тяжело понять фотографии, сделанные мастером в Италии, но смотрите, как все меняется, когда нам показывают снимок, насыщенный понятными для нас образами — в этом кадре идет сын, его отец и присутствует образ вождя народа и идут они одной дорогой и в одном направлении:
Мы не будем говорить хорошее это было время или нет, но образы, запечатленные в кадре, нам близки, понятны и интересны — фотография однозначно хорошая.
Подведем итог. Хорошая качественная фотография — это технически качественный и композиционно правильно выполненный снимок, несущий в себе интересное и актуальное для зрителя высказывание. При этом качественная фотография должна содержать только понятные для зрителя визуальные образы и должна быть продемонстрирована определенной целевой аудитории в подходящее для этого время. Если какое-либо из вышеперечисленных условий не будет выполнено, то с очень большой долей вероятности зритель не сможет оценить представленный ему снимок как качественный и заслуживающий внимания.
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.